Людмила Ознобишина

Людмила Ознобишина

директор Центра избирательных технологий

В угоду контролю

Затеваемая реформа местного самоуправления только усугубит пассивность и безынициативность населения

Поделиться

В Госдуме 14 апреля состоялись парламентские слушания, на которых был рассмотрен проект поправок в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Одно из ключевых изменений — дополнение перечня муниципальных образований «городским округом с внутригородским делением» (внутригородскими районами). У каждого района появится свой представительный орган, из состава которого будет избран глава. Районные депутаты объединятся в представительный орган власти всего округа и будут избирать из своего состава мэра города. Та же система предусмотрена для муниципальных районов — их представительный орган будет формироваться из депутатов поселений, входящих в его состав. Глава района также будет избираться из числа депутатов.

Изменение порядка формирования местного самоуправления на уровне городского округа уже активно и давно обсуждается в СМИ, поэтому остановлюсь подробнее на том, что собираются сделать с районами. Здесь я не нахожу никаких мотивов для изменений, кроме как установление дополнительного контроля над руководством районами со стороны региональной власти.

Давайте подумаем над последствиями этих изменений. Во-первых, формирование земских собраний района из депутатов представительных органов поселений неминуемо снизит их квалификационный уровень. Не в обиду местным депутатам, но новички в земских собраниях вникают в работу, в тонкости бюджетного процесса, где правила и так меняются слишком часто, дольше полутора-двух лет. Что уж говорить о поселенческих советах.

Если таким образом хотят «поскрести по сусекам», поискать муниципальных лидеров, решить кадровую проблему, то спешу разочаровать — особой конкуренции на выборах в представительные органы власти нет. Районам приходится выбирать схему выборов в поселениях через многомандатный округ, так как обеспечить конкуренцию в каждом одномандатном округе невозможно. А в многомандатном к количеству мест в поселковом совете достаточно поставить одного кандидата в список, чтоб выборы были признаны состоявшимися.

Во-вторых, выбор главы района из числа таких депутатов опять снизит легитимность управленческих органов власти.

Аргумент о том, что «против отмены выборов глав районов выступают политтехнологи», не выдерживает никакой критики. Работая в этой сфере более 15 лет, я не знаю никого из политтехнологов, постоянно и успешно с точки зрения бизнеса занимающихся выборами на муниципальном уровне. Это как в случае с нашим Центром избирательных технологий — скорее, личные долговременные отношения с муниципалитетами, чем попытка сделать бизнес.

Скажу больше: краю скоро придётся подбирать не только кандидатов в главы, но и искать глав, потому что уходит конкуренция. Создаётся ощущение, что мы сейчас видим последнее поколение глав районов, которые сидели десятилетиями, и ждать прорыва от них не приходится. А дальше — тишина. Поколение 30-40-летних местных предпринимателей держится от выборов, от управления районами подальше. При этом краю возиться с местными элитами не с руки — своих проблем хватает.

В-третьих, предлагается сохранение модели с сити-менеджером. Во многих территориях от такой схемы управления ушли. Ясно одно: если 50% из состава комиссии по назначению сити-менеджера представлено краевыми органами власти, то им срочно где-то нужно будет искать 35 ставленников, профессиональных сити-менеджеров. Следовательно, приход таких назначенцев неминуемо вызовет конфликты в территориях. К тому же прямое и неприкрытое вмешательство края в назначение глав администраций ставит крест на местном самоуправлении.

На самом высоком уровне регулярно идут разговоры о пассивности и безынициативности населения. На мой взгляд, предлагаемые изменения будут только усугублять ситуацию.

Поделиться