Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Закон №44 даёт больше возможностей правильно выстроить работу»

Эксперты разъяснили предпринимателям новые правила госзакупок

Поделиться

В первом квартале 2014 года заказчики провели более 7 тыс. закупок по новому федеральному закону №44-ФЗ, существенно изменившему порядок заключения госконтрактов. Это даже чуть больше, чем было зафиксировано в первом квартале прошлого года. Эксперты констатируют: как бы заказчики и бизнес ни боялись новых правил игры, закупочная кампания-2014 идёт с повышенной активностью. В связи с этим на площадке Пермской торгово-промышленной палаты состоялся «круглый стол» по проблемам, существующим в сфере государственных закупок.

Юлия Боровых

Директор информационно-делового центра Пермской ТПП, руководитель Межрегионального центра развития системы закупок Юлия Боровых
  Пермская ТПП

Директор информационно-делового центра Пермской ТПП, руководитель Межрегионального центра развития системы закупок Юлия Боровых сделала первые выводы о применении федерального закона №44 в регионе. По её мнению, у бизнеса сегодня есть лишь отрывочная информация о нём, нет понимания, что этот закон следует перед применением тщательно изучать.

Последовавщее за выступлением Боровых обсуждение подтвердило слова эксперта. Наибольшее внимание участников «круглого стола» было сосредоточено на процедурных проблемах, озвученных предпринимателями ещё при подготовке этого мероприятия. Их интересовал целый спектр вопросов. На многие из них предпринимательское сообщество получило конкретные ответы.

Юлия Боровых положительно оценила ряд пунктов нового закона. По её словам, с отменой закона №94 «жизнь заказчиков не остановилась». Более того, новый документ упорядочил деятельность, связанную с расходованием бюджетных средств, хотя и спровоцировал появление множества проблем, связанных с его перегруженностью, излишним количеством и сложностью введённых норм.

Ещё один плюс, по мнению Боровых, заключается в том, что закон впервые упорядочил систему контроля деятельности организаций, проводящих закупки. Более того, он ввёл понятие «общественный контроль деятельности заказчика».

Но вместе с этим, отмечают специалисты, существенно возросло количество трудностей и неразрешённых вопросов. Самой острой сегодня остаётся, в частности, кадровая проблема.

С 2014 года заказчиков заставили учиться применению закона №44. Однако, как сообщают в Пермской ТПП, которая активно занимается подготовкой таких специалистов, пройдя первоначальное обучение, люди начинают осо­знавать меру персональной ответственности за результаты этой работы и... отказываются её выполнять.

Юлия Боровых, директор информационно-делового центра Пермской ТПП, руководитель Межрегионального центра развития системы закупок:

— Несмотря на обязательность обучения в итоге мы не можем получить квалифицированных специалистов, которые могли бы применять этот закон без ошибок. В результате страдает не только предприниматель, заказчик, но и население — конечный получатель услуг.

Помощник руководителя краевого управления антимонопольной службы Алексей Зарубин, ссылаясь на практику ведомства, отметил, что ошибки совершают сегодня не только заказчики, но и предприниматели, которые не знают новых требований к подготовке заявок и оформляют документы в соответствии с прежними условиями.

Алексей Зарубин, помощник руководителя Управления ФАС по Пермскому краю:

— Заявки признаются необоснованными в результате невнимательности составителей, которые часто сами провоцируют неприятные ситуации для себя, создают дополнительную работу заказчикам, готовящим пачки документов, а также антимонопольному комитету. Надо уделять больше внимания подготовке конкурсной документации.

Например, с этого года участник закупки в своей заявке обязательно должен указать наименование производителя или место происхождения товара. Если такая информация в заявке отсутствует, то она отклоняется, а жалоба признаётся необоснованной. Аналогичная ситуация происходит, если в заявке не указаны ИНН учредителей и генерального директора или же не продекларировано соответствие участника обязательным требованиям.

Кроме того, представитель надзорного ведомства напомнил, что с этого года ФАС не принимает жалобы в электронной форме.

На вопрос, где получить подробную информацию о заключаемых госконтрактах, ответила начальник отдела ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Людмила Истомина. Она сообщила, что все сведения о проводимых закупках, в том числе полная информация о рассмотренных жалобах, размещена в открытом доступе на официальном сайте zakupku.gov.ru. Там же размещаются отчёты заказчиков об исполнении каждого контракта. А с 1 апреля на сайте появился и реестр банковских гарантий, в который банки будут заносить информацию о выданных участникам закупок гарантиях.

Обсудили участники «круглого стола» и ещё одно нововведение — требование о проведении экспертизы при приёме продукции по контрактам. Соблюдение требований к таким экспертизам будет контролировать специальный орган, созданный в краевом министерстве финансов, — отдел внутреннего финансового государственного контроля.

Все приглашённые эксперты призвали бизнес к открытому диалогу. Заместитель начальника контрольно-аналитического департамента администрации Перми Лилия Раевская напомнила, что департамент, который она возглавляет, наделён правом рассматривать жалобы, поступающие от участников закупок на территории города.

Заместитель министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (уполномоченный орган по определению поставщиков для всех заказчиков на территории региона) Татьяна Мачехина предложила в случае возникновения вопросов обращаться к ним за консультациями.

Эксперты Пермской ТПП пообещали содействовать и заказчикам, и исполнителям госзакупок. В частности, любой участник закупки может пройти в палате специализированные курсы по закону №44, посетить бесплатные семинары по вопросам закупок, получить комплексную юридическую поддержку.

Елена Миронова, вице-президент Пермской ТПП:

— Несмотря на всю работу, которая проводится по разъяснению закона №44, мы видим, что вопросов остаётся много. Но давайте вспомним, как внедрялся предыдущий закон №94. На протяжении всего периода его действия в документ постоянно вносились изменения. Новый закон гораздо шире. Он даёт больше возможностей понять и правильно выстроить работу. Внимательнее читайте документ! Исполняйте то, что в нём написано, и проблем при составлении заявок будет меньше. Нам придётся отслеживать этот процесс, так что это не последняя встреча с предпринимателями.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться