Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

«Рубят лес, щепки летят, а малый бизнес участвует в этом криминальным образом»

«Малыши» обвинили краевую власть в раздражающем бездействии

Поделиться

В ходе состоявшегося на днях в краевом парламенте «круглого стола» по проблемам предпринимательства краевым чиновникам пришлось услышать немало упрёков в свой адрес. Представители малого и среднего бизнеса, о способах поддержки которых шла речь, заявили, что им никто не помогает, а соответствующее ведомство — Министерство промышленности и торговли Пермского края — бездействует. Владельцы мелких лесопильных производств выступили с инициативой создания лесопромышленного кластера на базе депрессивного Красновишерского района. По словам лесопромышленников, свои предложения на эту тему они озвучивали краевым властям ещё год назад, но реальной помощи так и не получили.

лес

  Игорь Катаев

Состав собрания получился несколько усечённым — ни один из приглашённых на него высокопоставленных чиновников (а были заявлены министры природных ресурсов, экономического развития, промышленности, строительства) не присутствовал. Зато проявили активность представители научных кругов и малого предпринимательства (преимущественно из лесопромышленной отрасли).

С докладом о кластерах и необходимости внедрения их в российскую действительность, следуя примеру организации бизнеса за рубежом, выступила профессор Татьяна Миролюбова.

Татьяна Миролюбова, и. о. декана экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета:

— Проблема в том, что пока не только у малого и среднего бизнеса, но и у крупного нет осознания необходимости создания кластера. Многие вообще не понимают, что это такое и какие выгоды это даёт. Мне кажется, сейчас у нас в крае как раз могла бы начаться стадия накопления критической массы знаний о кластере — у бизнеса, у правительства. И когда все осознают, зачем это нужно, начнётся движение по созданию организованных кластеров.

Исследования, проводимые нами в Пермском крае, показали, что наибольшее число субъектов малого бизнеса у нас представлено в неорганизованных кластерах.

Вы скажете: зачем объединять конкурентов? Но помимо конкуренции в сфере сбыта у предприятий есть множество общих проблем, которые проще решить совместно. Например, вопрос взаимодействия с органами государственной власти различного уровня, проблема подключения к сетям. Если их будет решать кластерная организация, решение может быть более лёгким и быстрым, чем если бы отдельное предприятие боролось за преференции для себя.

Необходимость участия малого бизнеса в кластере «второго яруса», окружающего кластерное «ядро» из крупных компаний, Миролюбова объясняет тем, что «малыши» более гибки и адаптивны, могут входить в венчурные проекты, а примыкание к «сильным» позволяет им повысить свою конкурентоспособность.

В качестве интересного примера Миролюбова привела импортный опыт в Италии, где кластеры (пищевой, кондитерский, трикотажный) создаются из одних лишь малых и средних предприятий. Успех малому бизнесу, входящему в кластер, обеспечивает активная кооперация производителей, порой даже выступающих под единым «зонтичным» брендом.

Татьяна Миролюбова:

— За рубежом вообще вся промышленная политика реализуется как кластерная. Государство не даёт деньги на что-то иное, кроме как содержание координирующей организации кластера.

Представитель «Опоры России» Дмитрий Сазонов поинтересовался, что представляет собой организованный кластер и кем он инициирован. Татьяна Миролюбова пояснила, что таковой может быть создан как инициативой «сверху» — от региональных властей, так и инициативой «снизу» — от самих предпринимателей.

Татьяна Миролюбова:

— Возьмём, на примере Пермского края, кластер деревянного домостроения. Сейчас это просто некоторая группа предприятий, которые самостоятельно работают в данной сфере. Если это в перспективе организованный кластер — значит они создают ассоциацию, некоммерческое партнёрство, координирующую организацию, приглашают менеджера-наёмника.

По словам Миролюбовой, за рубежом, как правило, первоначально на финансирование «кластерной» организации даёт бюджет госорган, аналогичный российскому Минэкономразвития. Зачастую по мере развития кластера доля государственного финансирования уменьшается, он может перейти на самоокупаемость. Однако даже на стадии зрелого развития государство участвует в развитии кластера «процентов на 30».

На просьбу прокомментировать успех или неуспех проектов «Пермская картошка» и «Пермский деревянный дом» Миролюбова ответила, что это были вовсе не кластеры.

Татьяна Миролюбова:

— Очевидно, когда правительство самоустранилось, проекты закончились. Здесь не было кластера и координирующей организации, которая продолжала вести этот проект. Приведу простой пример: мы пинаем мячик, через некоторое время он останавливается. Пинок подействовал, но надо, чтобы его и дальше кто-то пинал. В нашем случае получается именно так — никто его дальше не пинал.

Директор ОАО «Уральский лес» Алексей Щеглов заявил о недостаточно активной роли государства в реализации проектов лесопромышленного комплекса в Пермском крае.

«Уже на протяжении четырёх лет в крае нет никакой программы лесного комплекса. Последняя закончилась в 2010 году. Следующая до сих пор не создана. Да и предыдущая была «плохой» — она рассчитана на то, что крупный бизнес будет инвестировать в обновление своих основных средств. Начался кризис, и никто не стал вкладываться. На этом программа и закончилась», — напомнил предприниматель.

Печально, по мнению Щеглова, и то, что в проекте концепции промышленной политики до 2020 года о лесопромышленном комплексе нет ни слова. Наконец, бизнесмен предложил собственный проект лесопромышленного кластера. При этом он заявил, что желание построить кластер «снизу» уже есть. Однако встречного желания «сверху» малые предприниматели, по мнению Щеглова, не ощущают.

Заместитель начальника управления малого и среднего предпринимательства краевого минпромторга Игорь Иванов заявил, что процесс создания и оформления ряда экономических кластеров начался и «министерство промышленности открыто для общения, поддерживает эту инициативу».

Щеглова поддержал другой представитель отрасли, заявив, что «бездействие министерства раздражает».

Владимир Москотин, директор ООО «Инвестлеспром»:

— Вот уже пять лет я с министерством промышленности работаю, три министра сменилось, и ни одного проекта не поддержано. Честно говоря, это бездействие министерства раздражает.

Щеглов недаром говорит о депрессивной территории Красновишерска. Там нет производств, нужно помочь. С губернатором он встречался год назад. Все говорили: «Поможем». Но никто не помог. Я решил прийти сюда только для того, чтобы поддержать инициативу создания кластера.

Эксперт координационного совета по малому предпринимательству Елена Орлова пообещала, что предложение Щеглова «уже завтра ляжет на стол председателя координационного совета».

Елена Орлова, эксперт координационного совета по малому предпринимательству:

— Всё зависит от степени регулирующего воздействия нашего законодательного пула, который сегодня есть. Нужна инвентаризация всего законодательного пула по лесному комплексу. Лишнее исключить, нужное дописать, чтобы это заработало. Чтобы бизнесу, который рубит лес, его обрабатывает, понадобился этот кластер. А если они себя там не видят, то и не будет у нас там никаких кластеров.

А вот степень государственного вмешательства, степень законодательного вмешательства в этот процесс нужно оценить. Это нужно сделать с участием предпринимателей, законодателей. Но так не хочется, чтобы всё это вылилось опять в какую-то рутину и снова «разбилось». Рубят лес, щепки летят, а малый бизнес участвует в этом практически криминальным образом. Жаль. Давайте работать!

Доски

  Игорь Катаев

«Нас не слышат»

Алексей Щеглов, директор ОАО «Уральский лес»:

— На данный момент у нас весь лесной фонд Пермского края составляет 2,1 млрд кубометров. Товарной продукции получается порядка 2,5 млн кубометров. Это приблизительная оценка, но она соответствует действительности. Получа­ется, рубится только 10% от того объёма, который мы должны рубить. А с учётом «перезревших» 550 кубометров получается, что мы этот ресурс не используем никогда. Печальная ситуация.

Министерству промышленности Пермского края нужно думать, каким образом повысить объём освоения лесного ресурса и его переработки. Необходимо создание лесного кластера. Нужно, чтобы региональные власти обратили на нас внимание, чтобы появилось какое-то либо министерство, либо орган, который отвечает за поддержку кластерных инициатив.

Мы, представители бизнеса Красновишерского района, сейчас создаём некоммерческое партнёрство, которое будет называться «Лесопромышленный кластер Пермского края». Наша цель — создание крупного лесопильного предприятия на территории Красновишерска. На данный момент здесь существует около 100 пилорам, но лесной ресурс используется очень низкоэффективно. Мы хотели бы, чтобы кластер был муниципальным, с ядром в Красновишерске. Для того чтобы кластер появился, нужно чтобы не только мы «внизу» пожелали, но и «наверху» захотели. В настоящее время желание «сверху» не очень сильное. Министерство промышленности нас не слышит.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться