Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермские актёры замахнулись на Вильяма нашего Шекспира

В конкурсе «ляпустников» победила песня-песня

Поделиться

Краевой конкурс театральных капустников «Солёные уши» прошёл в Перми в восьмой раз 31марта — как всегда, между Международным днём театра и не менее международным Днём смеха. В нём приняли участие 10 коллективов: Пермский академический театр оперы и балета, Пермский академический Театр-Театр, Пермский театр юного зрителя, Пермский театр кукол, камерный театр «Новая драма», Коми-Пермяцкий театр драмы, Лысьвенский театр драмы, Чайковский театр драмы и комедии, молодёжный театр-студия «Доминанта» (Губаха) и учебный театр Пермской государственной академии искусства и культуры.

Театр-Театр

«Опять надо с русскими классиками!», «Супер БМ» из Театра-театра
  Евгений Малышев

Жюри под председательством актёра, певца и остроумца из Озёрска (Челябинская область) Владимира Азимова пришлось нелегко. Тройка лидеров определилась сразу: Театр-Театр, Театр кукол и ТЮЗ обошли конкурентов на несколько корпусов. Но внутри этой «тройки» определить лидера было сложнее.

Поскольку конкурс был посвящён 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира и прошёл под слоганом «...или не быть? Вот в чём вопрос!», то капустники в этом году были философичными, актёры стремились говорить о вечном — об искусстве и его смысле, о миссии художника, об участи комедианта.

Острых реприз было гораздо меньше, чем в прежние годы. Наверное, это был первый за всю историю «Солёных ушей» конкурс, где со сцены ни разу не прозвучала колкость в адрес действующего министра культуры Пермского края.

Кукольный театр

«... или не быть?» Лохматый «Гамлет» из театра кукол
  Евгений Малышев

Единственным исключением из этого тренда стал Театр-Театр. Отважный маленький актёрский коллектив в составе Веры Салеевой, Дмитрия Васёва (они же — авторы капустника), Александра Сизикова и Алексея Дерягина выступил с острейшей пародией на мюзиклы в постановке Бориса Мильграма (Супер-БМ, как его назвали в капустнике).

Алексей Дерягин, обмотанный узнаваемым мильграмовским шарфиком, долго и безуспешно пытался приладить на лицо золотую маску, пока ему не объяснили, что сзади на маске есть резиночки, которые надо натянуть на затылок. В это время актёры рассуждали, что если во времена Шекспира в театре играли одни мужчины, но в Театре-Театре — одни женщины. «Все?» — «Нет, только восемь любимых».

Отметили язвительные актёры и то, как театр «подготовился» к юбилею Шекспира — снял из репертуара оба спектакля по шекспировским пьесам: «БМ считает, что спать надо с русскими классиками! Поддержим отечественного производителя!»

Но главной темой для иронии стало, разумеется, увлечение «БМ» мюзиклами. Дмитрий Васёв и Александр Сизиков предложили политкорректно изменить текст «Алых парусов»: вместо «пиво дрянь» петь «кефир молодец», а вместо «бутылка из-под виски годится для записки» — «молочные бутылки пригодны для рассылки».

ТЮЗ

«И в ухо влил раствор...» Экспресс-версия «Гамлета» от Театра Юного зрителя
  Евгений Малышев

Завершилось выступление Театра-Театра проникновенной «песней-песней» об актёрской усталости от пения и танцев и тоске по настоящему драматическому театру. «Мы вернёмся к тебе, наша любимая драма! Мы снова научимся говорить без микрофонов! Или — не быть!» — с искренним чувством возгласил Дмитрий Васёв, и в этом возгласе была профессиональная боль, которая сразу же придала капустнику новое, высокое измерение.

Если бы на следующий день принеслась новость о том, что все участники этого мини-шоу уволены, никто не принял бы её за первоапрельскую шутку.

Театр-Театр и получил главный приз, а Дмитрий Васёв — ещё и персональный приз «за лучшее исполнение финальной песни-песни».

ТЮЗ и Театр кукол поделили второе место. Тюзовцы в капустнике, сочинённом Ксенией Жарковой, насмехались над тенденцией сокращать, адаптировать и пересказывать классику. Они разыграли «Гамлета» в стилистике немого кино под текст, основанный на стишке «Вот дом, который построил Джек». Получилась уморительная пародия с кучей трупов в финале.

«В наш век соцсетей, скоростей, интернета, быть может, удобнее версия эта. Но мы, актёры и комедианты, считаем, что краткость — помеха таланта», — резюмировала Ксения Жаркова, ставшая ещё одним лауреатом персонального приза жюри.

Кукольники пародировали диалог между худруком и артистом: актриса Надежда Гапоненко уговаривала плюшевого медведя выступить в «ляпустниках» (именно в этой миниатюре прозвучало так понравившееся зрителям и жюри слово, образованное от фамилии организатора конкурса, заместителя председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей Софьи Ляпустиной), а медведь, как заправская звезда, требовал денег, почётных званий и зарубежных гастролей.

«Ты хочешь почётного звания? Тебе мало почёта от того, что ты символ города? Что? Ты хочешь выступать на Бродвее? А ты забыл об индивидуальных санкциях Обамы? Как — при чём здесь ты? А кто шабашил символом «Единой России?» — стыдила актриса медведя.

Лохматый герой дождался, когда девушка удалилась звонить об отмене капустника, и... начал играть Гамлета.

Третье место разделили Лысьвенский театр драмы и студия «Доминанта». Лысьвенцы разыграли «Страсти по режиссёру», весьма актуальные для этого театра, где режиссёры меняются чуть ли не раз в год. Прима театра Клавдия Савина красиво поставленным голосом проникновенно инструктировала молодого режиссёра в исполнении «выпускника» «Новой драмы» Александра Мехрякова, как ужиться с актёрами и стать «своим» в театре. «Куришь?» — «Не-ет...» — «Надо курить! Пьёшь?» — «Не-ет...» — «Надо пить!»

«Доминанта», продемонстрировавшая большой профессиональный рост по сравнению с прошлым годом, кроме прочего, отличилась тем, что после упоминания шекспировского театра «Глобус» на сцене появился угрюмый молодой человек, который переспросил: «Глобус? Я свой пропил».

«Доминанта» единственная из конкурсантов шутила на политические темы. У героини скетча Украины-Джуль­етты были строгие родители — «отец Обама» и «Европа-мама», а защиты «девушка» в исполнении обаятельного Олега Холматова, получившего за эту роль ещё один персональный приз, искала спасения у монаха-каратиста, подозрительно смахивающего на российского президента.

Как всегда, ведущими вечера были ТЮЗовцы. Правда, вместо неизменной пары Татьяна Жаркова — Александр Калашниченко появились двое мужчин — тот же Калашниченко и Михаил Шибанов. Можно было принять это за дань шекспировской традиции мужского театра, но реальная причина была более житейской: Татьяна Жаркова травмировала ногу. И всё же она не смогла удержаться от участия в конферансе и в финале вечера пусть не вышла, но выехала на сцену в кресле-каталке в образе «макбетовской» ведьмы: Калашниченко и Шибанов выступали в образах двух её товарок.

На следующий после конкурса день, 1 апреля, исполнители капустников дружно выехали в Кудымкар для участия в гала-концерте в поддержку Коми-Пермяцкого театра драмы, который всё ещё не может как следует обжиться в новом и красивом, но не вполне достроенном здании.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться