Владимир Ромашев


Александр Телепнёв: Мэр должен быть «привязан» к интересам граждан

Депутат краевого парламента от фракции «Единая Россия» считает, что нынешняя реформа местного самоуправления — не что иное, как программа дальнейшей жизни и развития российских городов и сёл

Поделиться

— Александр Александрович, насколько необходима эта реформа, и нуждается ли сегодня местное самоуправление в реформировании в принципе?

— На мой взгляд, нуждается. За примером далеко ходить не нужно. Возьмите наш краевой центр — ещё год назад все мы были свидетелями достаточно острой ситуации, когда глава администрации Перми и Пермская городская дума находились в фазе весьма сильного противостояния. Я бы назвал ту ситуацию патовой. И разрешилась она «ручным управлением» — вмешательством губернатора. И дело совсем не в персоналиях, а в том, что так устроена система самоуправления, которая не сработала в нужный момент.

Поэтому говорить сегодня о реформе необходимо. Реформа должна наделить местное самоуправление гораздо большей управляемостью, большей возможностью влияния на принимаемые решения со стороны простых жителей.

— Вы думаете, что если депутатов городской думы будут выбирать не жители города, а «назначать» районные депутаты, такая ситуация не повторится?

— Вероятность повторения снизится. Основной принцип предлагаемой реформы — сделать местное самоуправление более доступным, максимально приблизить депутатов к людям, к своим избирателям.

Смотрите, если ориентироваться на нормы представительства по федеральному закону №131, то почти все городские районы Перми получат примерно по 25 местных депутатов. Из них будет сформирована городская дума и избран мэр. И у мэра, и у городских депутатов в результате будут свои маленькие районные округа, где избиратели практически лично будут знать своего депутата. Естественно, степень ответственности перед людьми возрастёт в разы.

— Кто придёт в районные советы? Какие люди станут депутатами?

— Существенно увеличится конкуренция между кандидатами. Сейчас (все это понимают) без значительного финансового ресурса победить на выборах в городскую думу почти невозможно. В районах же и ресурс потребуется гораздо меньше, да и жители будут отдавать предпочтение своим — местным. Тем, кого они хорошо знают по их делам, знают семьи кандидатов, имеют общих знакомых, друзей, соседей. Именно такие — дружеские и бытовые — связи должны стать в будущем основой общей заинтересованности в благополучии района и города в целом.

Я уже и не говорю о возможности отзыва не оправдавшего ожидания депутата, которая в маленьком округе представляется гораздо более реальной, о возможности отзыва городского депутата и, вероятно, даже мэра на районном уровне.

— Что заставляет вас верить в реформу местного самоуправления?

— Очень важный момент. Число народных избранников в Перми увеличится в несколько раз. И подавляющее большинство из них будут реальными представителями своих территорий. Противостоять такой силе народного представительства не сможет ни сити-менеджер, ни «не всенародно избранный» мэр. Мне кажется, что эта реформа станет тем самым недостающим звеном в системе местного самоуправления, которое позволит уже существующей структуре максимально полно работать на благо людей.

— У вас есть примеры, где подобные механизмы успешно бы работали?

— Всё новое, как говорится, хорошо забытое старое... В советской системе управления использовалась подобная схема с выборами депутатов районных советов. И как система управления она себя во многом оправдывала. Другое дело, что задачи государства в ту эпоху были несколько другими. Но личный контакт большинства депутатов со своими избирателями существовал.

Более того, горожанам нынче малознакома жизнь сёл и деревень, но тенденция такова, что именно там сегодня реализуется принцип конкуренции кандидатов. И уверяю: есть совсем немного сельских поселений, где депутатами местного уровня избраны некие «пришельцы», наоборот, коренные жители или работающие на территории граждане, известные всему поселению, обладающие заслуженным многолетним авторитетом, становятся там депутатами местных советов. И потом создают немало головной боли руководству районов, поскольку интересы своего поселения, односельчан для них являются безусловным приоритетом.

— У вас нет опасения, что создание районных советов депутатов приведёт к кратному увеличению штата чиновников?

— У нас и так в каждом районе существует администрация с различными районными отделами, управлениями и прочими подразделениями. Насколько они, эти подразделения, нужны, эффективны и оправданы? Кто может дать оценку? Понятно, что не сами чиновники. А избранные депутаты смогут. И структура, и бюджет района попадут под дотошный контроль местных депутатов, и они будут считать каждую копейку, потраченную администрацией. Именно так сейчас и происходит во многих сельских поселениях: все депутаты — местные жители, и каждый бюджетный пункт находится под их пристальным вниманием.

Что касается какого-то аппарата, обеспечивающего деятельность районного совета депутатов, то это весьма незначительные расходы, которые могут быть с лихвой перекрыты оптимизацией районного бюджета.

Если поправки в федеральный закон №131 будут приняты Госдумой и реформа будет запущена, то нам на уровне Законодательного собрания придётся принимать свой закон, который будет конкретизировать положения федерального закона и вносить поправки в некоторые уже существующие. И тогда мы, конечно, сделаем всё возможное, чтобы районные советы стали самым эффективным инструментом воздействия населения на жизнь и в городских районах и самом краевом центре.

— Как вы относитесь к тому, что в результате этой реформы город Пермь может остаться без прямых выборов мэра?

— Важно не столько то, каким способом выбран мэр, а то, какие механизмы влияют на его дальнейшие решения. Если эти механизмы способны «привязать» мэра к интересам граждан, то такой путь наиболее правильный.

В нынешней ситуации многие пермяки видят единственный выход в прямых выборах главы города. Я согласен, прямые выборы — один из главных инструментов реализации интересов горожан. Если реформа сможет переформатировать местное самоуправление в сторону гораздо большего контроля со стороны населения, то вопрос о прямых выборах мэра может оказаться не таким важным.

Реформа местного самоуправления предусматривает трёхступенчатую систему обязательств и ответственности кандидата в главы города: ему нужно будет сначала избраться районным депутатом, потом убедить своих коллег делегировать его в городскую думу и, наконец, победить на голосовании среди представителей всех районов города. Только достойнейшие пермяки смогут пройти такой отбор.

Самое главное — и в случае прямых выборов, и при трёхступенчатой системе — чтобы определяющим фактором было не количество средств, вложенных в избирательную кампанию, а мнение и доверие жителей Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться