Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Арт-прощание

Прежде чем покинуть Речной вокзал, Музей современного искусства PERMM превратил его в арт-объект

Поделиться
Гладнев и Сурков

Персональную экскурсию для министра культуры Игоря Гладнева проводит заместитель директора музея Михаил Сурков
  Сергей Копышко

Выставка под названием «Транзитная зона» была задумана руководителем программы «Паблик-арт» Наилей Аллахвердиевой. В этом много личного: куратор выставки завершает свою деятельность в Перми, музей — своё пребывание в здании Речного вокзала, а программа «Паблик-арт», похоже, закрывается навсегда. Все — в «транзитной зоне». Важный, драматичный этап перехода в новое состояние, в новую систему координат — географических и понятийных.

Наиля Аллахвердиева придумала очень уместный и многозначительный творческий жест: на последней выставке в здании Речного вокзала подвести итоги усилий по внедрению паблик-арта в пермскую среду, собрать участников этой программы и дать им возможность расписать все стены изнутри. Из Екатеринбурга, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Харькова в Пермь прибыли художники, в разное время разрисовывавшие пермские заборы, стены и трансформаторные будки. К ним присоединились пермские коллеги.

Тимофей Радя, Кирилл Кто, Александр Жунёв, Вячеслав Moff, группа Zuk Club, Гамлет Зиньковский, Роман Минин и другие именитые стрит-артисты представили 32 уникальных произведения. И хотя выставка находится в помещении Речного вокзала, она несёт в себе все приметы стрит-арта: грандиозные фрески, на создание которых было потрачено немало сил, — одноразовые. Они уйдут в небытие, когда здание, на стенах которого они написаны, либо будет реконструировано, либо окончательно разрушится.

Содержание фресок многозначительно. Кирилл Кто, например, рекомендует «учиться плавать», и в этом читаются отзвуки разговоров о том, что Речной вокзал — территория, подверженная катастрофическому затоплению. Героиня ещё одной фрески спрашивает: «Меня скоро сотрут. А тебя?» Ностальгическая композиция Гамлета Зиньковского называется «Память» и состоит из множества анонимных фотографий, купленных у старьёвщиков. Есть и философствование на актуальную тему: фреска «Майдан» — огненно-чёрная абстракция.

Как всегда, когда речь идёт о качественном стрит-арте, грустно становится оттого, что эти работы исчезнут. Очень жаль, например, фреску по мотивам пермского звериного стиля, нарисованную Александром Жунёвым со всеми его «фирменными» фокусами: кажется, что это не рисунок, а барельеф.

Проводить музей «в последнюю выставку» собралось немыслимое количество зрителей. Такого наплыва здесь не бывало даже в первые дни работы «Русского бедного». Вернисаж прошёл в лучших традициях: «круглый стол» о стрит-арте, перформанс, диджей...

Вскоре музей будет переезжать в новое помещение по ул. Пермской, 68, а выставка — останется.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться