Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

«Похороны городского самоуправления»

Возможно, прямые выборы мэра в Пермь так и не вернутся

Поделиться

Публичные обещания главы Перми Игоря Сапко и губернатора Виктора Басаргина о возврате к всенародным выборам мэра города могут так и не реализоваться на деле. В Госдуму внесены поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», отменяющие прямые выборы глав крупных городов с районным делением, к числу которых относится и Пермь. Предполагается, что «парламент» такого городского округа будет формироваться из депутатов, делегированных районами, а глава округа будет назначаться из числа депутатов и исполнять полномочия его председателя. Политконсультанты негативно оценивают последствия введения этой модели и по-прежнему уверены в необходимости возвращения всенародных выборов градоначальника.

Дума

  Игорь Катаев

О необходимости вернуться к прямым выборам мэра и городские, и краевые влас­ти заявили в 2012 году, спус­тя два года после их отмены. Это намерение сегодня закреплено в техническом задании нового Устава

Перми, который планируется подготовить к началу 2015 года. Для подготовки новой редакции городской «конституции» была создана специальная рабочая группа, которую возглавляет глава Перми Игорь Сапко.

Однако, согласно поправкам к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесённым в Госдуму, выборы мэров сохранятся только в тех городских округах, где на сегодня нет разделения на районы.

Предполагается, что у каждого внутригородского района появится свой представительный орган, из состава которого будет избран глава. Районные депутаты будут объединены в представительный орган власти всего округа и будут избирать из своего состава мэра города.

Политический советник главы Перми Юрий Исаев уверяет, что возможные изменения в законодательстве никак не повлияют на деятельность рабочей группы. «Пока изменения ещё не приняты. Если их примут — будем реагировать», — отметил Исаев.

Депутат Пермской городской думы Александр Филиппов также полагает, что сейчас преждевременно говорить о предлагаемых поправках.

«Пока рано делать выводы, поскольку непонятно — или это будет единственно возможный вариант, или это четвёртая (сейчас у нас их три) модель местного самоуправления. Нужно дождаться юридического разъяснения и принятия поправок», — отметил Филиппов.

«Ничего не мешает рабочей группе продолжить свою работу над уставом. В случае необходимости нужно будет просто отразить в нём новую модель. Но для этого, если Госдума примет поправки, необходимо будет также принять или не принимать соответствующий региональный закон. У субъекта нет никаких обязательств это делать», — отмечает член рабочей группы Константин Сулимов.

Cапко

  Константин Долгановский

По его словам, новая модель предполагает создание ступенчатой системы, в результате чего «не будет единого главы и не будет публичной политики в масштабах всего города». «Она распадётся на маленькие кусочки. Встанет вопрос, а надо ли формировать единую политику развития города, если не будет главы, который сможет её проводить», — пояснил Сулимов.

Политконсультанты полагают, что предлагаемая на федеральном уровне реформа будет иметь негативные последствия. По мнению политолога Олега Подвинцева, эти изменения лишний раз показывают, насколько местное самоуправление зависимо от федерального центра. «Важно, чтобы решение о том, какой будет система МСУ, было принято всем населением», — считает он.

Олег Подвинцев, политолог:

— И сейчас удавалось сформировать городскую думу, управляемую краевыми властями, а если будет несколько стадий её формирования, на которых можно будет вмешаться, то сделать это будет ещё проще.

Городские власти сейчас находятся в трудном положении, поскольку было сделано немало заявлений о том, что необходимо вернуть прямые выборы мэра. Но, конечно, ослушаться Москву они не смогут. Интересно будет посмотреть на главу Перми Игоря Сапко, который выступал за возвращение к прямым выборам, а сейчас так же быстро снова может поменять свою позицию.

У политконсультанта Алексея Чусовитина в связи с предлагаемыми изменениями возникло три тезиса.

Алексей Чусовитин, полит­кон­сультант:

— Во-первых, уменьшится роль политтехнолога и увеличится роль бюрократа. Чем меньше округа, тем, соответственно, больше депутатов. Например, было 30, а стало 100. Амбициозный человек просто не захочет в этом участвовать, потому что это нерентабельно. В итоге роль идеологии кампании снижается, и главную роль начинают играть деньги.

Во-вторых, эти поправки нацелены на контроль за протестным движением в крупных городах. Но я не уверен, что это везде будет работать. Там, где сейчас не получается контролировать, и не получится это сделать.

В-третьих, надеюсь, что Путин всё-таки сдаст назад, потому что для гражданского общества это, безусловно, плохо. Когда правила постоянно меняются, власть становится всё менее прозрачной, к ней появляется всё больше недоверия.

Однако директор Центра избирательных технологий Людмила Ознобишина полагает, что предложенная Госдуме модель — это лишь один из возможных вариантов организации местного самоуправления.

Людмила Ознобишина, директор Центра избирательных технологий:

— По моей информации, муниципалитет сам сможет выбирать подходящий для себя вариант. Предлагаемая сейчас система с районным делением уже действует, например, в Москве и Санкт-Петербурге, где работают муниципальные советы. Но у нас правила постоянно меняются, и я думаю, что надо провести изменения, которые востребованы: вернуть прямые выборы мэра и увеличить число депутатов гордумы до 50. Если депутат качественно работает, то объём этой работы достаточно большой. Если будет 50 округов, то численность каждого из них составит примерно 15 тыс. человек, что позволит обеспечить лучшее взаимодействие депутата с жителями.

Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт считает, что можно говорить об «окончательной победе государства над местным самоуправлением».

Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления:

— Это похороны городского самоуправления. Город есть единый организм, единое пространство, объединённое общей инфраструктурой, общегородским планированием, застройкой и т. д., это означает невозможность создания «полноценного» МСУ на территории каждого внутригородского района, а попытки сделать это вопреки разуму и логике («через колено», как это, видимо, хочется сделать сейчас) приведут к очередному провалу. Система утратит и управляемость, и эффективность, конфликты «сожрут» её изнутри и приведут к последующему отказу от этой модели.

По мнению Маркварта, с точки зрения «политического» баланса очень важно то, чтобы и главы субъектов, и главы городов избирались.

Эмиль Маркварт:

— В этом плане примечательно, что федеральная власть наконец-то сделала первые шаги в части возвращения демократических начал при избрании губернаторов — на этом фоне попытки в очередной раз «усечь» возможность прямых выборов глав городов выглядят неким афронтом и могут привести к очередному дисбалансу.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться