«Учиться придётся всю жизнь»

Участники рынка труда обсудили «дорожную карту» подготовки профессионалов

Поделиться

Новые тенденции на рынке труда и особенности подготовки квалифицированных кадров для инновационной экономики обсудили представители государства и бизнеса в рамках выставки «Образование и карьера-2014» (ВЦ «Пермская ярмарка», 12—16 февраля). Дискуссия показала: у нового высокотехнологичного поколения кардинально поменялись приоритеты при выборе места трудоустройства. Прежние стимулы и мотивации практически не работают: молодёжи нужна не пресловутая «стабильность», а драйв, мобильность и творческий характер процесса. Предприятия, которые это осознали, не испытывают проблем с адаптацией молодых специалистов.

вакансии

  Сергей Копышко

Конференция «Современное образование для инновационной промышленности» собрала на дискуссионной площадке представителей кра­евой власти, ведущих университетов и высокотехнологичного бизнеса.

«Давайте посмотрим, тех ли специалистов мы готовим, того ли качества, и что ждёт от нас производство?» — сформулировала главную тему обсуждения министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина, после чего озвучила новые тенденции на рынке труда, перечислив основные приметы нового времени.

Так, в последние годы, по словам Кассиной, растёт количество женщин-руководителей, современные специалисты предпочитают гибкий график работы, изменяется характер профессионального опыта — особо востребованы проектные команды. Работники ориентированы не на долгосрочный профессиональный рост в расчёте на отдалённую перспективу, а на достижение краткосрочных успехов. Точки, где концентрируются амбициозные кадры, находятся в местах с наиболее комфортными условиями для жизни, а работодатель прежде всего оценивает способность человека работать в команде.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

— На фоне нехватки кадров число вакансий увеличивается, в то же время идёт рост незанятых людей. Эта разбалансированность проявляется всё отчётливее.

Примета времени — стирается грань между генераторами идей и исполнителями: сейчас, как правило, это одни и те же люди.

Всё более востребованы узкие специалисты, которые при этом должны иметь возможность очень быстро переучиваться, обеспечивая гибкость процесса. Всем стало понятно, что учиться придётся всю жизнь.

Пока в крае больше всего выпускается экономистов (до 40% от общего объёма молодых специалистов). В то время, когда промышленность ждёт компетентных и мотивированных профессионалов, почти половина выпускников не готовы к работе по своей специальности.

Эксперты отмечают, что сегодня молодому поколению больше нравится получать удовольствие от работы, драйв, при этом размер зарплаты для них менее важен. «Это новые тенденции, к которым мы в принципе ещё не очень готовы», — констатируют руководители системы образования.

В этой ситуации промышленность ищет свои пути подготовки квалифицированных кадров. Директор по работе с персоналом ОАО «Авиадвигатель» Татьяна Снитко утверждает, что у предприятия нет претензий к молодым специалистам, поскольку это конструкторское бюро имеет хороший опыт взаимодействия в сфере подготовки кадров с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ).

Генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК) Алексей Андреев поделился опытом адаптации выпускников и пояснил принципы подготовки профессионалов для работы в современных условиях.

Алексей Андреев, генеральный директор ОАО «ПНППК»:

— Совместно с политехническим и классическим университетами мы создали межуниверситетский факультет для подготовки студентов по направлению «Фотоника и оптоинформатика», куда для преподавания приглашаются учёные со всего мира. Нам нужны такие специалисты, а их сегодня просто никто не готовит. Правительство выпустило распоряжение о создании «дорожной карты» фотоники, все вокруг неё ходят и не знают, как подойти к реализации. При этом весь мир уже далеко ушёл в этом направлении. Мы вмес­те с Пермским научным центром УрО РАН создали лабораторию фотоники, поскольку нам нужна своя научная школа.

Руководство страны заявило о создании к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Но эту задачу необходимо конкретизировать в масштабах Пермского края. Провести расчёты и определить уровень планки, а затем уже двигаться к цели. Тогда нам всем будет понятно, что нужно делать, куда двигаться. Если не заняться решением проблем на уровне конкретных предприятий, ничего не получится.

Мы должны заниматься воспитанием и подготовкой тех людей, которые приходят работать на производство.

На нашем предприятии 30% молодёжи имеют возраст до 30 лет. Оборудование — это просто «памятники», если рядом с ними не будет креативных людей. Конкурентоспособность компании определяют специалисты. А демография приводит к тому, что предприятия будут делить профессионалов друг с другом.

На вопрос, насколько эффективно работает в регионе система профессионального образования, ответила представитель Агентства по занятости населения Пермского края Наталья Северова. Данные этой службы говорят о том, что чем уже специализация учебного заведения в отраслевом ас­пекте, тем выше процент трудо­устрой­ства выпускников по специальности. По словам эксперта, очень хорошие показатели дают медицинская и сельскохозяйственная академии, а также политехничес­кий университет, где трудоустройство выпускников по специальности состав­ляет от 80 до 90%.

Президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов отметил, что поиск новых подходов к подготовке кадров в последнее время активизировался. По его словам, палата представляет интересы 943 предприятий, которые работают в разных отраслях, на разных рынках, но перед ними стоит одна задача, которую они решают каждодневно: подготовка квалифицированных специалистов.

Марат Биматов, президент Пермской торгово-промышленной палаты:

— Палата координирует подготовку профессионалов для экономики края, и в этой работе уже достигла определенных результатов. В минувшем году 850 предприятий стали нашими партнёрами в реализации проекта «Рабочие кадры «под ключ», определив свою потребность в кадрах. 206 предприятий чётко сформулировали заказы для системы образования, и более 6 тыс. ребят учатся в соответствии с этим заказом.

В системе среднего профессионального образования принимают участие 55 образовательных учреждений.

Сегодня мы делаем основной упор на систему среднего профобразования, поскольку видим, насколько остра нехватка рабочих специальностей. Три четвёртых предприятий промышленности говорят о том, что они испытывают недостаток квалифицированных кадров. Но палата ведёт работу в том числе и по формированию заказа для малого и среднего бизнеса.

На базе пермского опыта было инициировано подписание соглашения, определяющего порядок взаимодействия Пермского края, Агентства стратегических инициатив (АСИ), Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минтруда России, Российско-Германской внешнеторговой палаты и Минобр­науки России по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В рамках этого документа в России стартовал пилотный проект по развитию дуальной системы образования.

Пермская ТПП совместно с пятью предприятиями края и пятью учебными заведениями, давшими согласие на этот эксперимент, добилась того, что Прикамье стало одним из пяти регионов, вошедших в проект. Задача состоит в том, чтобы участники «пилота» попали в число федеральных инвестиционных площадок и реализовали на территории края дуальную модель образования.

«Сейчас лидером в реализации дуальной системы подготовки кадров является Германия. Дуальная система знакома и нашей стране по советской модели взаимодействия профессионально-технических училищ и предприятий. Наша совместная задача с краевым Министерством образования и бизнесом — возродить такую систему подготовки в условиях современного рынка и дать промышленности Пермского края новый импульс к развитию за счёт профессиональных высокопроизводительных кадров», — пояснил участникам конференции суть этого проекта Марат Биматов.

Проректор по учебной работе ПНИПУ Николай Шевелев заметил, что дуальное образование было и прежде — студенты проходили производственную практику на предприятиях. Но тогда инициатива шла от учебных заведений и поэтому часто гасла. «Сейчас это движение возглавил бизнес, поэтому всё должно получиться», — обнадёжил представитель вуза.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться