Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


Павел Печёнкин: В кино, как и в космосе, срывов быть не должно

Интервью с директором Центра «Пермкино», президентом фестиваля «Флаэртиана»

Поделиться

— Павел Анатольевич, в конце прошлого года вы были приглашены в жюри Иранского международного фестиваля документальных фильмов Cinema Vérité. Незадолго до этого победителем «Флаэртианы-2013» стал иранский режиссёр Араш Лаоти. Также известно, что на предстоящей «Флаэртиане-2014» будет организован специальный показ иранского кино. Как связаны между собой эти события?

— Специально эти события, конечно, никто не связывал. В Иране, как известно, не так давно произошли изменения в руководстве страны. Вектор развития поменялся. От автаркии Иран отказывается, всё больше открывается миру. В этом процессе очень активно участвуют и иранские «киношники».

Фильм, который мы показывали и в «Премьере», — «Развод Надера и Симин» иранского режиссёра Асгара Фархади — был триумфатором Берлинского фестиваля, получил «Оскара» и другие награды.

На прошлогоднем фестивале Араш Лаоти одержал заслуженную победу, его фильм оценивали по общим основаниям. Очень надеюсь, что денежная составляющая нашего главного приза (250 тыс. руб.) поможет ему обновить камеру и снять ещё много хороших фильмов.

Во время работы фестиваля Cinema Vérité я общался с ним и с другими документалистами. С технической точки зрения они, конечно, сильно «хромают». Самой «молодой» технике, на которой они работают, более 10 лет.

Ну, а меня пригласили в жюри фестиваля просто потому, что «Флаэртиану» хорошо знают в мире. На любом фестивале, хоть в Голландии, хоть в Иране, хоть в Индии, обязательно встретятся люди, для которых Perm, Russia — это знакомый адрес известного документального фестиваля.

— После возвращения с фестиваля вы встретились с послом Ирана в России Мехди Санаи. О чём вы договаривались?

— Тегеран и Пермь выстраивают модели сотрудничества в разных направлениях: от промышленности до культуры. Мы договорились о развитии связей между фестивалем «Флаэртиана» и Cinema Vérité. Посол обещал оказывать содействие в этой работе.

Это обычная практика — посольства и консульства заинтересованы в укреплении культурных связей и очень часто оказывают помощь. На нашем фестивале при их участии было организовано множество спецпоказов. Например, консульство США в Екатеринбурге помогло нам показать зрителям «Флаэртианы» фильм «Непобеждённые», получивший «Оскара».

— Помимо фестиваля в Иране, у «Флаэртианы» за последнее время появились новые партнёры?

— Да, этот процесс идёт постоянно. Мы всё больше сотрудничаем с фестивалем в Амстердаме. Пожалуй, это крупнейший на сегодня док-фестиваль, даже чисто статистически. На его показах бывает до 30 тыс. зрителей. Это, к слову, в два раза больше, чем у знаменитого Каннского фестиваля, хотя в Каннах показывают игровое кино, по определению более популярное. Амстердам покажет программу детского кино Docs for kids.

Очень прочные связи с Польшей. Раньше мы сотрудничали, в основном, с фестивалем в Кракове, но недавно установили отношения с варшавским фестивалем «Планета Док».

Подружились с фестивалем «Док Авив» из Израиля. Они предлагают нам к показу на нынешней «Флаэртиане» замечательный фильм про «нелёгкую женскую долю». Фильм называется Superwomen, но у нас будет показан под названием «Бой-бабы».

Представит своё кино фестиваль из испанской Наварры (мы уже получили подтверждение испанского посольства о его участии в проекте), немецкая гильдия неигрового кино. В общем, такого уровня показов, какой будет на «Флаэртиане-2014», у нас ещё не было. К тому же мы рассчитываем значительно повысить этот уровень летом, после того как состоится фестивальный марафон Пермь — Лиссабон. В нём «Флаэртиане» отведена особая роль.

— В чём она заключается?

— С идеей проведения Первого панъевропейского фестивального марафона выступил член Совета Федерации от Пермского края, давний друг нашего фестиваля Андрей Климов. Её поддержали депутаты Европарламента, члены Комитета парламентского сотрудничества Россия — ЕС.

Марафон — масштабная общеевропейская культурная акция, которая пройдёт, предварительно, с 12 по 23 июня. Участие Перми и нашего фестиваля в ней ключевое.

Марафон стартует здесь как в самом восточном городе Европы и финиширует в самой западной её точке — столице Португалии. Маршрут марафона пройдёт через Ригу, Прагу, Вену, Братиславу, Мальту, Лондон и финиширует в Лиссабоне. Одно из самых крупных событий акции пройдёт в Праге. Здесь состоится международный Фестиваль европейских короткометражных документальных фильмов, снятых авторами из России и Европейского союза. Команда «Флаэртианы», по сути, является основным организатором этого фестиваля.

Кроме собственно показов фильмов здесь состоятся мастер-классы, лекции, семинары — то есть большая образовательная программа. Для нас очень важно, что «Флаэртиана» в ходе этого события станет членом европейского партнёрства Doc Alliance. Это объединение семи ключевых европейских документальных кинофестивалей из Дании, Португалии, Германии, Польши, Франции, Швейцарии и Чехии. Теперь в этом списке появится и Россия, то есть фестиваль в Перми. Думаю, это лучшим образом поможет достичь заявленной цели марафона: «Воочию продемонстрировать единство европейского культурного пространства от Уральских гор до вод Атлантики».

Другие подробности пока уточняются, но в том, что фестивальный марафон состоится, сомнений практически нет. Я знаю, что Андрей Климов очень плотно занимается этим проектом.

— «Флаэртиана» отличается от всех других фестивалей тем, что работает весь год. Прежде всего, речь идёт об образовательных программах и развитии тьюторства. Что нового происходит в этом направлении?

— Главная новость в том, что образование наконец-то начинает разворачиваться лицом к человеку. Нашим школам больше не надо объяснять, зачем нужны наши тьюторские программы. Педагоги, которые раньше относились к нашим предложениям настороженно, сегодня прекрасно понимают, что мы делаем. Почему наши программы, основанные на просмотре и обсуждении документальных фильмов, так нужны детям, почему они заставляют их думать, сопереживать, и в конце концов помогают становиться людьми.

Для меня было очень приятно, когда на одном из совещаний, где зашла речь о подростковой агрессии, уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина сказала, что у нас есть документальное кино, и это хороший инструмент для работы с подростками. Я с ней абсолютно согласен. Тому есть прекрасные примеры.

Когда мы начали работать с Краснокамским детским домом, его руководители сказали, что главная проблема их воспитанников в том, что они не чувствуют себя нужными. У них всё есть, детдома хорошо обеспечены, дети прекрасно питаются и одеваются подчас лучше, чем их сверстники в семьях. Но им неоткуда взять осознание своей востребованности. От этого — постоянное состояние стресса, настороженное отношение к миру взрослых. После наших программ ребята из этого детского дома по своей инициативе поехали в другой детский дом в посёлке Рудничный и сами стали проводить занятия там. «У нас в голове всё перевернулось», — так говорили они.

— Если спрос на ваши программы растёт, хватает ли тьюторских кадров?

— Спрос на наши тьюторские программы огромный. Мы долго его формировали, и сейчас преодолели точку, за которой этот спрос превышает предложение. Да, сегодня мы испытываем огромную нехватку тьюторов, и, пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих попробовать себя в этой роли. Кафедра культурологии Пермского гуманитарно-педагогического университета и Центр «Пермкино» помогут освоить эту довольно новую для нашей педагогики специальность.

Есть, конечно, определённые требования. Желательно, чтобы человек уже имел высшее образование, предпочтительно гуманитарное, а также опыт преподавательской деятельности. Лучше в возрасте старше 30 лет — всё-таки эта работа предполагает наличие жизненного опыта. Остальному научим.

— Команда «Флаэртианы» и вы лично активно продвигали идею создания в Пермском крае Кинокомиссии. Известно, что с 2014 года проект получил бюджетное финансирование. Чем сегодня занимается Кинокомиссия?

— Да, с 2014 года ГКАУК «Пермкино» получило государственное задание и финансирование (около 5 млн руб.) на «создание условий для кинопроизводства на территории Пермского края». Словом «Кинокомиссия» в мире кино принято называть структуру, обеспечивающую те самые «условия для кинопроизводства». Аналогичные структуры до недавней поры существовали только в Москве и Санкт-Петербурге, и понадобился не один год «разъяснительной работы», чтобы чиновники и депутаты поняли, в чём польза этого проекта.

Я уже не раз рассказывал «математику» процесса. За один день работы съёмочная группа игрового кино тратит порядка 1 млн руб. Это гостиницы, питание, транспортные услуги, декорации, массовка и многое другое. Месяц работы — это 30 млн руб., которые получают прежде всего представители малого бизнеса на территории, где ведутся съёмки. А если таких групп одновременно работает несколько?

Так что задача нашей Кинокомиссии предельно проста: обеспечить все условия для того, чтобы российские и зарубежные фильмы снимались в Пермском крае. Это полноценный инвестиционный проект.

У Кинокомиссии есть руководитель — Андрей Вилисов. Сейчас его главная цель — рассказать всему миру кино, что мы есть, работаем, и готовы тепло и профессионально принять. Причём принять прежде всего съёмочные группы игрового кино. С документальным кино у нас и так всё в порядке. Уже в текущем году в Пермском крае киностудия «Новый курс» при поддержке Кинокомиссии работает над четырьмя документальными фильмами общим бюджетом порядка 4 млн руб.

Сейчас мы готовимся к конкурсу на получение субсидии из федерального бюджета на альманах дебютов молодых пермских режиссёров игрового кино и нескольких проектов неигрового кино. Если какая-либо из наших заявок будет удовлетворена (а я надеюсь, что их будет даже не одна, а две или больше), то мы получим инвестиции в кинопроизводство в несколько раз большие, чем региональный бюджет выделил на развитие кинопроизводства.

Основная задача Кинокомиссии на 2014 год — это создание удобного интерфейса для работы. Сегодня конструируется сайт. В течение года здесь появится база данных актёров (в том числе детей, прошедших кастинг при отборе на фильм про Ивана Семёнова). Готовится портфолио, где будут представлены профессиональные фото- и видеосъёмки «натуры»: природные, городские пейзажи. В создании портфолио пермякам помогает линейный продюсер «Мосфильма» Иван Перфильев; уже сняты панорамы Кына, Кунгура, Перми, на очереди — территории севера Пермского края: Соликамск, Чердынь, Красновишерск, Березники.

— Была информация, что Кино­комиссия, как и «Пермкино», и «Флаэртиана», будет вести образовательную деятельность. Это так?

— Да. На базе «Пермкино» с помощью группы, работавшей над съёмками «Географа», будут обучать актёров «второго состава». В кино, как и в космосе, срывов быть не должно, поэтому всегда предусмотрен второй состав. Киношкола будет готовить вторых режиссёров, гримёров, операторов, художников-декораторов и других специалистов. То есть с проектом Кинокомиссии мы ещё больше приблизились к тому, чтобы сделать Пермь полноценным центром кинопроизводства.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться