Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Цена драматургической услуги

В Театре-Театре разыгрывается настоящая финансовая драма

Поделиться

Из Пермского академического Театра-Театра поступило эмоциональное сообщение: 18 февраля здесь прошло собрание труппы, на котором обсуждались финансовые вопросы — в театре нет денег на выплату заработной платы. Ситуация сложилась с начала 2014 года, однако предпосылки начали закладываться ещё за полгода до того.

Как сообщил «Новому компаньону» источник в те­атре, краевой минкульт урезал его финансирование на четверть, руководитель те­атра Борис Мильграм отказался подписывать соглашение о государственном задании, после чего финансирование учреждения было приостановлено.

Борис Мильграм

Борис Мильграм на снижение расходов не согласен
  Алексей Гущин

В январе, чтобы выдать зарплату сотрудникам, театр был вынужден взять кредит в банке. В феврале ситуация накалилась настолько, что в конфликт оказались втянуты председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов, его заместитель Надежда Кочурова и, наконец, губернатор Виктор Басаргин, выяснять отношения с которым отправились Борис Мильграм и министр культуры Пермского края Игорь Гладнев сразу после собрания труппы театра.

Базовый показатель, из которого исчисляется финансирование, — так называемая «цена услуги»: то есть сумма, которую театр тратит на одно посещение спектакля одним зрителем.

В 2013 году цена услуги для Пермского академического Театра-Театра составляла 952 руб., а в 2014 году — 740 руб. По словам директора Театра-Театра Владимира Гурфинкеля, цена услуги, которую краевой минкульт назначил пермской «драме», примерно равна этому же показателю для краевой филармонии; она меньше, чем для Коми-Пермяцкого театра драмы, и в 4,5 раз меньше, чем для Пермского театра оперы и балета.

При этом, как напоминает Гурфинкель, в прошлом году Театр-Театр перевыполнил план по зрителям (собрал 136 тыс. человек вместо плановых 115 тыс.), перевыполнил план по новым постановкам, а также получил национальную театральную премию «Золотая маска».

С ценой услуги в 740 руб. руководство пермской «драмы» не согласилось, поэтому его финансирование в 2014 году ещё не начиналось.

В краевом минкульте — своя версия произошедшего. По словам заместителя министра культуры Пермского края Ирины Ясыревой, её предшественница — бывший заместитель министра культуры Пермского края Анастасия Ефремова — в 2012 году вдруг увеличила финансирование театра на 2013 год почти на треть «одним росчерком пера, без всяких обоснований». При этом не было никаких признаков того, что в 2012 году театру денег не хватало: на 1 января 2013 года финансовых задолженностей учреждения не обнаружено. Так что, по версии минкульта, цена услуги в 740 руб. — это не снижение финансирования, а всего лишь возвращение к ра­зумной и достаточной сумме.

Обе стороны утверждают, что провели финансовый аудит, и в одном случае (по версии минкульта) оказалось, что финансирование театра в 2013 году было неоправданно завышено, а во втором случае (по версии театра) оказалось, что в предлагаемую минкультом сумму финансирования едва вписываются расходы театра по коммунальным платежам, а о зарплате уже и речи нет.

Обе стороны конфликта надеются на правоохранительные органы: заявление в прокуратуру подано Театром-Театром, проводится проверка.

То, что правды здесь как минимум две, немудрено: цена услуги — показатель очень коварный и недостаточный. Весьма важен и другой показатель — количество зрителей в государственном задании. Когда кроме цены услуги начинают учитывать количество зрителей, то оказывается, что общее финансирование Театра-Театра на 2014 год составило 97 млн руб., а это гораздо больше, чем для Коми-Пермяцкого театра драмы: у того цена услуги выше, зато зрителей гораздо меньше. Это гораздо больше и чем финансирование Пермского театра юного зрителя, но — по прямо противоположной причине: у ТЮЗа зрителей гораздо больше, зато цена услуги ниже, то есть за существенно меньшие деньги этот театр обслуживает гораздо больше людей.

В общем, оказывается, что Театр-Театр не в таком уж плохом положении. Поэтому в Министерстве культуры Пермского края (учредитель театра) утверждают, что руководство этого учреждения просто-напросто не умеет распределять финансы: общая сумма на год — более чем достаточная.

Министр финансов Пермского края Ольга Антипина, которая по просьбе председателя правительства Геннадия Тушнолобова провела аудит финансов Театра-Театра, не стала комментировать методику составления смет и определения размеров финансирования учреждений культуры, сославшись на незнание специфики их деятельности. Её сомнения вызвал другой факт: по утверждению Антипиной, финансирование минкульта на 2014 год из бюджета Пермского края осуществляется в тех же размерах, что и в 2013, и в 2012 годах — то есть в период «тотального засилья культурной революции» и «безудержной фестивализации» Пермского края. Но, несмотря на то что общий размер бюджетного финансирования отрасли не уменьшился, сократилось финансирование практически всех учреждений. Не только Театра-Театра — всех.

В то же время сократилось и финансирование культурных проектов и программ. Так, остались без бюджетной поддержки фестивали «Текстура», «Красное платье», программа «Планета людей»; финансирование программы «Пермская арт-резиденция» сокращено почти втрое; уменьшились расходы на издательскую деятельность, на теат­ральные постановки; бюджет фестиваля «Белые ночи» оскудел на треть.

Ольга Антипина упрекает коллег из минкульта ровно в том же, в чём они упрекают подведомственное учреждение, — в неумении распределять финансы внутри бюджета.

Ольга Антипина, министр финансов Пермского края:

— Определять стоимость услуги и объём государственного задания — это право минкульта. Однако у нас создалось впечатление, что, по сути, методики определения стоимости в минкульте нет, этот показатель вычисляется произвольно. Да, в этом году цена услуги для Театра-Театра была произвольно уменьшена, но в прошлом году она была вычислена тоже произвольно! Получается, минкульт ничего не нарушил, поскольку нечего нарушать.

Причина конфликта между учреждением и учредителем — отсутствие методологии составления смет в минкульте, а также поверхностное отношение к учреждению, нежелание учесть все нюансы его специфики. Когда создавали Агентство по управлению госучреждениями, тогдашний председатель правительства Валерий Сухих так объяснял его необходимость: «Вы не пробовали не кормить своих детей? Никто не пробовал! Пока учреждения — ваши «дети», вы будете их «кормить» независимо от того, как они работают с населением. Когда мы разделим функции заказчика и подрядчика, вы сможете отвлечься от проблем учреждений — этим будет заниматься агентство, а вы будете думать о людях — адресатах услуг».

Сейчас агентство ликвидировали, учреждения снова перешли к минкульту. Но они уже не родные дети, а пасынки...

Ирина Ясырева согласна с тем, что научной методики для вычисления цены театральной услуги не существует, но, по её словам, это общероссийская проблема. Причина — отсутствие стандартов в сфере культуры. На федеральном уровне неоднократно предпринимались попытки разработать эти стандарты — безрезультатно.

Признаёт Ясырева и то, что при одинаковом объёме финансирования культуры Пермского края в 2013 и 2014 годах внутри отрасли финансы теперь распределяются иначе. Появились новые программы, новые учреждения и структурные подразделения учреждений. Существенный объём финансирования направлен на новое учреждение культуры — Центр допризывной подготовки; увеличено финансирование Пермской краевой филармонии, поскольку в государственном задании этого учреждения появился новый функционал — детская филармония; принята программа художественного образования, в рамках которой 15 млн руб. направлены на закупку инструментов для детских музыкальных школ, чего раньше никогда не было.

Словом, ситуация именно такая, о каких говорят: «Как всё запущено!»

Встреча губернатора Виктора Басаргина с конфликтующими сторонами состоялась 18 февраля. В результате соглашение о государственном задании с ценой услуги 740 руб. было подписано сроком на три месяца. Это не решение проблемы, а всего лишь отсрочка. Ожидается, что за это время будет тщательно проанализирована финансовая ситуация в театре, для чего будут привлекаться краевое министерство финансов и независимые аналитики.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться