Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


Кирилл Брель: Всё необходимое для позиционирования Пермского края среди инвесторов создано

Председатель Западно-Уральского банка Сбербанка России рассказал в программе «Лобби-холл» на телеканале ВЕТТА об инвестиционном климате в Пермском крае и планах на ближайшую «пятилетку»

Поделиться
 
 

— Вы деловой человек, поэтому с вами надо сразу начинать говорить про деньги. По итогам 2012 года Западно-Уральский банк Сбербанка заработал серьёзную прибыль — 19 млрд руб. Какие итоги принёс 2013 год? Удалось ли выполнить все поставленные задачи?

— Маленькое замечание: для человека, который вошёл во взрослую жизнь в 1990-е, «деловой человек» звучит немного двусмысленно. Прежде всего, я считаю себя менеджером.

А если говорить всерьёз, то год для Сбербанка был действительно удачным. Мы выполнили цели, которые ставили перед собой, достигли планируемых результатов и увеличили прибыль по сравнению с 2012 годом. Сейчас ещё подводятся итоги, но прибыль Западно-Уральского банка Сбербанка в 2013 году составила порядка 22 млрд руб.

— В Сбербанке по всей стране работают сотни тысяч людей. Скажите, каким образом выстроена работа, что сделало возможным такую результативность? Как представляется, это должна быть большая синхронно работающая система, начиная от менеджеров, выстраивающих стратегию, и заканчивая каждым операционистом...

— Действительно, только в Западно-Уральском банке работают порядка 11 тыс. человек, и любые результаты, хоть позитивные, хоть негативные, — это результат работы каждого. Каждый чётко выполняет свою роль, огромное количество людей работают в наших филиалах, непосредственно обслуживая клиентов.

Роль менеджера — правильно организовать сотрудников, чтобы люди чувствовали себя комфортно на своём рабочем месте, понимали, какие цели перед ними стоят, и тогда это приводит к результату. Когда идёт управление таким большим количеством людей, очень важно, как взаимодействуют все элементы системы.

— В минувшем году завершилось действие предыдущей стратегии развития Сбербанка и принята новая — до 2018 года. Как банк будет развиваться следующие пять лет?

— В 2013 году мы закончили реализацию предыдущей стратегии, и эта пятилетка была успешной. Мне кажется, Сбербанк очень изменился — это видят наши клиенты и партнёры.

В конце прошлого года, а именно в День Сбербанка, 12 ноября, была одоб­рена новая стратегия, и сегодня мы ведём большую работу, чтобы донести основы этой стратегии до каждого сотрудника. Ведь только если она дойдёт до каждого человека, работающего в Сбербанке, её можно будет реализовать.

— В чём её базовые положения?

— Это документ, над которым работали тысячи людей, привлекались консультанты, и в результате сформулированы пять основных направлений развития банка. Первое — это клиенты. Сбербанк — действительно уникальный финансовый институт. Нашим клиентом является, наверное, практически каждый житель страны. В новой стратегии мы будем стараться реализовывать новые подходы к клиентам. У нас есть цель: «С клиентом на всю жизнь!», и мы постараемся сделать так, чтобы наши клиенты получили новый уровень сервиса.

Второй элемент: мы будем делать существенный акцент на развитие членов нашей команды, корпоративной культуры банка. Банк — это организация, которая во многом зависит от людей, от того, как они друг с другом взаимодействуют, какие правила игры устанавливаются.

Третье направление — мы будем продолжать то, что называем «технологи­ческой революцией». Сбербанк за последние пять лет сделал очень много в этой области, и к 2018 году мы должны сделать новый рывок.

Четвёртый элемент — построение зрелой организации. Перед нами стоят задачи ещё более усовершенствовать управление процессами, внедряя лучшие мировые практики.

И, наконец, пятое направление: как коммерческая организация, мы не можем не ставить перед собой финансовых целей. Поэтому фактичес­ки хотим удвоить объём бизнеса и прибыли в следующие пять лет. Это амбициозная задача.

— Сбербанк в реализации тех или иных проектов сотрудничает с огромным числом предпринимателей, собственников и руководителей крупных предприятий. Но без нормального инвестиционного климата бизнес не движется. Как вы оцениваете инвестиционный климат в Пермском крае?

— Я могу отметить существенное улучшение в этом направлении. Мне кажется, что Пермский край находится точно выше среднерыночных показателей, и сегодня региональные власти очень много внимания уделяют именно этому аспекту. Сейчас созданы все необходимые институты для позиционирования Пермского края среди зарубежных и российских инвесторов. Задача создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни становится ключевым приоритетом для властей. И что отрадно, это не просто слова.

Бизнес Сбербанка — тоже катализатор происходящего в экономике, и мы увидели существенный подъём в 2013 году с точки зрения корпоративных бизнесов, с точки зрения роста инвестиций.

За 2013 год Западно-Уральскому банку Сбербанка удалось увеличить портфель корпоративных кредитов на 40%. Это в три раза больше, чем в среднем по стране. Я думаю, это много говорит о процессах, которые происходят у нас в регионе. Они носят позитивный характер, и сегодня мы точно вернулись на докризисный уровень и видим, что те проблемы, которые были характерны для экономики края в прошлые два—три года, начинают решаться. Растёт инвестиционная составляющая, в некоторых отраслях экономики, которые находились в застое, наметились тенденции к росту. В этом плане, я считаю, это хорошо для региона и для нас.

— С другой стороны, приходится часто слышать, что мы находимся на пороге или уже вступили в очередную волну кризиса. С вашей позиции, насколько виден этот кризис? Он есть, он будет, какова будет его глубина?

— Я не хочу гадать. Я считаю, что, когда каждый произносит слово «кризис», он понимает что-то своё. Когда наш бизнес произносит это слово, то большинство вспоминает и пытается сравнить сегодняшнее положение дел с теми 5—10 годами, которые длились до 2008 года, когда всё росло каждый год, развитие казалось безоблачным. Возврата к такой экономике уже не будет, по крайней мере, в ближайшее время.

В то же время я считаю, что кризисом его назови или как-то ещё, но это хорошая возможность переоценить, что ты делал не так в прошлый раз, чтобы как-то изменить свой бизнес и сделать его сильнее и устойчивее для тех перемен, которые ещё будут происходить в мире.

— Ваши слова несколько расходятся со словами экспертов, которых приглашал на пермскую землю в конце прошлого года Сбербанк. Известные экономисты Степан Демура и Михаил Хазин проводили на площадке Сбербанка «круглый стол» и произносили достаточно жёсткие вещи, пугая неминуемым кризисом. Для чего нужно было приглашать таких радикальных экспертов?

— Как у журналистов принято писать, что «мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи», так же, наверное, и в нашем случае. Мы пригласили этих экономистов вовсе не потому, что целиком и полностью разделяем их взгляды. Скорее, мне кажется, что краски у наших ноябрьских гостей во многом сгущаются.

Почему мы их пригласили? Потому что считаем, что в сегодняшнем мире одна из самых ценных вещей — это информация. Чем большей информацией ты обладаешь, в том числе и какими-то крайними точками зрения, тем полезнее принимать ежедневные решения, исходя из многополярности возможностей. Мы с удовольствием выслушали эту точку зрения, мы предоставили возможность послушать её нашим клиентам и считаем, что это очень полезная вещь для того, чтобы принимать взвешенные решения.

— Вы упомянули улучшение инвестиционного климата в связи с нынешней командой власти в Пермском крае. В своих проектах вы взаимодействуете с органами власти Пермского края, города Перми или иных муниципалитетов?

— Несомненно, мы работаем в регионах, и наша роль в экономике края существенная. Практически все жители Пермского края, так или иначе, имеют отношения со Сбербанком, поэтому у нас уже годами сложилась достаточно конструктивная политика взаимоотношений с органами власти. Мы принимаем участие во многих проектах, которые инициируются, в том числе и региональными властями. Без этого никуда.

— Какие вопросы могут быть общими для обсуждения региональными властями и Сбербанком?

— Должны совпадать интересы. В данном случае интересы развития региона — это, прежде всего, интересы региональных властей, но и наши в том числе. Могу привести несколько цифр.

В прошлом году мы начали реализацию уникального для России проекта: в городе Чусовой с нуля будет построен трубно-сталеплавильный комбинат. Объём инвестиций, в которых участвует и Сбербанк, около 35 млрд руб. Это абсолютно новые рабочие места, абсолютно новое производство. Проектов такого масштаба в стране немного. Мне кажется, что реализация такого проекта как раз стала возможна благодаря общим усилиям органов власти, которые продвигали этот проект на общероссийском уровне. В том числе, участие Сбербанка в этом проекте стало возможным благодаря тому, что были даны гарантии правительства РФ.

Есть вещи, которые мы делаем совместно из года в год. Это — реализация программы развития малого бизнеса, развитие сельхозпроизводителей. Это тема, которую мы продвигаем вместе с правительством Пермского края.

— Вы произнесли «сельхозпроизводители», и я вспоминаю, что буквально пару дней назад общался с одним из агроинвесторов, который сетовал, что банкам нельзя обращаться с агроинвесторами так же, как со всем остальным коммерческим сектором. Для них должны быть какие-то особые условия. Вы согласны с этим? У вас есть какие-то особые условия для тех или иных сфер бизнеса?

— Я согласен. Но хотелось бы сделать небольшой комментарий.

Совершенно очевидно, что раз мы занимаемся бизнесом, любые проекты должны быть эффективными. Ни один коммерческий банк не будет заниматься дотированием какой-либо деятельности. Но каждый вид бизнеса имеет определённую специфику: сезонный характер, какие-то особенности... Поэтому отраслевая специализация, в том числе в наших продуктах, — давно принятая и работающая вещь.

Для сельхозпроизводителей у Сбербанка есть целый набор типовых продуктов, которые, как мне кажется, востребованы и учитывают специфику сектора.

— Поддержка малого бизнеса стала чуть ли не мантрой в нашем государстве. Но малый бизнес всё равно жалуется: долго, дорого, хлопотно... Какие продукты разрабатывает Сбербанк в этом направлении на ближайшие годы?

— Малый бизнес — это не какое-то однородное понятие. Это совокупность самых разных предпринимателей, инициатив, поэтому линейка широкая.

Мне кажется, что для существенного развития малого бизнеса важны несколько вещей. Первое — это доступность услуги, и Сбербанк над этим работает. Мы сделали продукты для малого бизнеса гораздо доступнее.

Далее — скорость принятия решений. В Сбербанке есть продукты, по которым решение принимается в течение одного-двух дней. Крайне важно сделать финансовый ресурс доступным и показать, что кто-то готов поддержать молодого предпринимателя. Но проблема заключается и в общем предпринимательском климате и среде, в которой должен работать и заниматься своим развитием начинающий предприниматель.

Необходимо сделать ещё очень много для того, чтобы этот климат стал для бизнеса действительно удобным и приятным.

— Напоследок поделитесь ближайшими планами на 2014 год.

— Начинается год, Западно-Уральский банк Сбербанка входит в него с утверждённым бизнес-планом, и у нас есть чёткие цели, которых мы хотим достичь по каждому направлению.

Крайне важно для нас сохранить лидерские позиции, улучшить качество обслуживания, сделать сеть наших офисов ещё более доступной и удобной, чтобы удовлетворённость наших клиентов росла. Тогда мы будем развиваться дальше вместе с регионом, в котором живём и работаем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться