Парад симфоний под руководством органа

Поделиться

Пермская публика с нетерпением ждала открытия Международного фестиваля органной музыки: в этом году пермский исполин отмечает своё 10-летие. А это значит, что краевая филармония, инициируя в рамках фестиваля с концепцией «Орган+» оригинальные проекты, вновь предлагает своим слушателям необычные музыкальные концепты. Четыре концерта участники фестиваля дали для жителей Краснокамска, Лысьвы и Добрянки. Около 5 тыс. слушателей ещё раз убедились в неисчерпаемых звуковых возможностях короля инструментов. У каждого из этих концертов — свой облик и свои краски...

Как многократно подчёркивала директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина, важная особенность нынешнего фестиваля органной музыки состоит в том, что он был задуман как часть парада симфонических оркестров. Отсюда — масштабность и яркость.

Пристальное внимание было обращено на репертуарную составляющую фестиваля: в программу включены сложнейшие произведения композиторов XIX-XX веков, написанные специально для «симфонического органа» — инструмента, обладающего неисчерпаемыми звуковыми возможностями.

В традициях фестиваля — приглашение известных российских творческих коллективов. Масштабный концерт  — открытие, где прозвучала уникальная программа с межрегиональным и межнациональным исполнительским составом: органист из Швейцарии Мартин Хайни (он побывал в Перми впервые), перкуссионист из Перми Константин Грачёв, камерный оркестр Новосибирской филармонии и маэстро Алим Шахмаметьев.

Музыка швейцарского композитора Пьера Шоле, Дмитрия Шостаковича и Антонина Дворжака — более чем удивительный по разнообразию музыкальный букет. И сразу в день открытия  — первая из премьер российского уровня: сочинение современного швейцарского маэстро Карла Рутти «Концерт для органа, струнных и ударных».

Первыми пермяки услышали и симфонию №1 для оркестра и органа французского композитора начала XX века Александра Гильмана в исполнении камерного оркестра Новосибирской филармонии совместно с духовой группой оркестра MusicAeterna Пермского театра оперы и балета, а также Иштвана Матиаша. Один из самых ярких органистов современной Европы, игру которого отличают эффектная виртуозность и оркестровое звучание инструмента, был приглашён как обладатель приза зрительских симпатий предыдущего фестиваля. По мнению многих слушателей, это был один из лучших вечеров фестиваля!

Музыка швейцарского композитора Пьера Шоле, Дмитрия Шостаковича и Антонина Дворжака — более чем удивительный по разнообразию музыкальный букет. И сразу в день открытия — первая из премьер российского уровня: сочинение современного швейцарского маэстро Карла Рутти «Концерт для органа, струнных и ударных».

«Il duo brillante» — именно таким, «блестящим», оказался московский дуэт органиста Константина Волостнова и аккордеонистки Марии Власовой. Молодые, талантливые, красивые, умные, они объединились в ансамбль лет семь тому назад. Подготовили и исполнили много концертных программ в удовольствие себе и публике. Их инструменты родственны по принципам рождения звука, а потому органичны в дуэте.

Константина Волостнова в Перми знают и любят. Он — прекрасный рассказчик, знаток органного репертуара и истории развития инструмента. Мария Власова в Прикамье впервые. Глубокая, она едва ли не единственная в стране исполняет на аккордеоне масштабные фортепианные циклы Баха, Хиндемита, Мессиана, Чайковского, Мусоргского.

На фестивале их впервые услышали в Добрянке. Много играли Баха, по отдельности и в дуэте, звучала старинная французская музыка (Л.-Н. Клерамбо), концерт Моцарта, а в Перми  — ещё и Рахманинов, и Пьяццолла. Концерт для двух органов испанца А. Солера (XVIII век) решили представить в объёмном звучании, для чего аккордеонистка располагалась в последних рядах среди публики.

В смелый эксперимент включилась и акустика залов. Получилось необычно. А эстетическую суть проекта Константин сконцентрировал в одной фразе: «Музыка барокко  — камертон прекрасного».

О благотворительном концерте в Краевом гематологическом центре стоит сказать особо. Для непростой публики — малышей и взрослых — прозвучала программа с сюрпризами. Главный, конечно, — сам орган. Его слушали с интересом, после концерта разглядывали прямо на сцене и выясняли в подробностях, что и когда можно послушать в Органном зале вместе с детьми. После концерта улыбалась и выздоравливающая ребятня от одного года до 18 лет, и её родители.

В ещё одном концерте-спектакле для детей «Белоснежка, Бах... и чашечка кофе!», который, кроме пермских слушателей, смогли оценить и юные жители Краснокамска, звучала исключительно музыка Иоганна Себастьяна Баха в исполнении органиста из Екатеринбурга Тараса Багинца. Ансамбль ему составили юные музыканты Перми — выступление своих сверстников юная аудитория органного фестиваля всегда воспринимает особенно эмоционально.

Ансамбль старинной музыки из Эстонии, в составе которого девять мужчин, вместе с создателем и руководителем Андресом Мустоненом, в Прикамье за свои 43 года гастролей по всему миру оказался впервые. Мустонен, экстравагантный, богемный, живо общался с залом, вызывая аплодисменты. Рассказывал о музыке Ренессанса, о старинных инструментах, на которых играют его артисты. Он «заводил» зал, как на рок-концертах. Подчёркивал, что музыка Возрождения  — яркая и светлая, у неё мощная энергетика, разнообразие тембров: то — пение, то — орган, то — духовые, то — ударные. «Это  — страницы высочайшего уровня европейской культуры», — подчёркивал мэтр.

В составе ансамбля — супервиртуоз Иво Силамаа (клавесин, орган) и, конечно, главный импульс — сам маэстро, играющий соло на скрипке.

«В мире мало ренессансных ансамблей, — рассказывал он перед концертом. Музыку Возрождения и барокко объединяет орган. Мы — не ортодоксы, копировать нам не интересно. Все аранжировки нотных текстов, которые раньше добывали в монастырских библиотеках, а теперь — в интернете, мы делаем сами. И дарим музыку — от сердца к сердцу».

Название эстонского ансамбля Hortus musicus в переводе с латыни — «музыкальный сад». Старинные инструменты, на которых играют артисты, изготовлены в Голландии, Германии, Англии. Колоритные звуковые композиции прошлых веков — прекрасный дар фестивальной публике Прикамья. После Перми в рамках фестиваля ансамбль побывал в Лысьве. Здесь впервые прозвучали и пермский орган-позитив, и клавесин. Билеты в зал, вплоть до приставных стульев, раскупили заранее — столь велик был интерес к событию.

Завершал фестиваль один из знаковых коллективов Пермской филармонии — Уральский Государственный камерный хор во главе с народным артистом РФ Владиславом Новиком.

«Последним аккордом» стала знаменитая молитва Ave Maria Сен-Санса («Радуйся, Мария Благодатная»), закрепив просветлённо и возвышенно духовную суть музыкального форума.

В первом отделении звучал орган. Дипломант международных конкурсов Юлия Иконникова (Москва) выбрала старинные композиции (И. С. Бах и итальянец Б. Паскуини), романтическую музыку Грига и, как отклик на перекрёстный год Нидерландов в России, современную пьесу Хендрика Андриссена. Чуткая публика, воспитанная филармонией, в должной мере оценила вкус и стиль органистки.

Хор представил сочинение Александра Изосимова (Санкт-Петербург) — духовную музыку наших дней: «Рядом с предвечным», In Cristo morimur («Во Христе умираем»)  — с вечной темой философии жизни и смерти (славление и оплакивание Спасителя). Сложнейший музыкальный язык партитур для хора и органа с новыми звуковыми комплексами (композитор придумал «дышащий лад») воспринимался органично и изысканно благодаря высокому профессионализму пермских артистов.

Премьера Мессы француза Шарля Видора, мелодичная и колоритная, наполнила зал гармоничностью чувств. Ещё одна премьера вечера — «Короткая месса» Лео Делиба — прозвучала в исполнении солистки филармонии Евгении Камянской (орган) и Академического женского хора студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (художественный руководитель и дирижёр — Лариса Петрова).

Но самым неожиданным и неформальным стало закрытие фестиваля в переполненном молодёжью Органном зале. Идея микса из органной классики и электронных сетов воплотилась в программе «Ночной орган». Всё привлекало внимание и интриговало: соло органа (Ян Вермайер, Бельгия), танцовщица в стилистике сontemporary dance, сосредоточенный, в классическом костюме и наушниках за пультом DJ Александр Пьянков (Пермь). В этом действе было что-то «вселенское» и космическое, магически завораживающее.

И уже за полночь всех пригласили на бокал шампанского в верхнее фойе, где играл молодёжный рок-ансамбль из пермских музыкантов. Никита Савостин, легко поменяв клавишные на скрипку, уступил место органисту из Бельгии. Джем-сейшн сопровождал видеоряд — фестивальный дайджест.

Так легко, динамично и абсолютно по-новому завершился грандиозный музыкальный форум — VIII Международный органный фестиваль Пермской филармонии, давно ставший культурным брендом края.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться