Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Дарья Эйсфельд: Бюджет перекраивается, «белые пятна» остаются 

Заместитель председателя комитета краевого парламента по социальной политике поделилась своим видением на исполнение «майских» указов президента РФ

Поделиться

Дарья Эйсфельд — В Законодательном собрании началась активная работа над проектом бюджета. Создана рабочая группа, в рамках неё  — редакционная. Чем вызвано столь пристальное внимание депутатов к бюджету 2014 года?

— Проекты бюджета всегда вызывают как особое внимание, так и особую ответственность при доработке. Это базовый документ, финансовое отражение программы социально-экономического развития края. Тем более что с 2012 года наш бюджет дефицитный.

Уже после того как проект бюджета был внесён на рассмотрение в Законодательное собрание, был изменён прогноз социально-экономического развития и, как следствие, сама концепция бюджета. Поэтому более 50 поправок поступило от правительства к собственному же законопроекту. Ещё столько же поправок предложили депутаты.

По сути, мы полностью перекраиваем бюджет. К сожалению, в том числе идёт сокращение финансирования социальных направлений. Поэтому такое пристальное внимание депутаты уделяют этой работе — чтобы не просто голосовать за поправки, а разобраться, что стоит за каждой из них.

— Выполнение «майских» (2012 года) указов президента РФ при формировании бюджета стало необходимостью. В частности, это подразумевает повышение зарплат определённым группам работников бюджетных учреждений. Насколько успешно удаётся это реализовывать?

— Под действие указов попадает девять категорий бюджетников, и мы им должны повысить заработную плату. Часть из них находится в краевом ведении, часть  — в муниципальном. Соответственно и картина по ним разная.

Если на 2013 год дефицита бюджета по исполнению указов по «краевым» бюджетникам нет, то в муниципалитетах картина выглядит по-другому. По итогам полугодия в 10 территориях Пермского края бюджетная обеспеченность исполнения «майских» указов превышает 90%. При этом в отдельных районах края эта цифра не превышает даже 50%.

— Какие группы бюджетников самые, так сказать, обделённые?

— Проседание идёт по двум категориям. Это — работники дошкольных образовательных учреждений и педагогические работники дополнительного образования. Зарплата повышается всем категориям бюджетников, но не всегда до целевых показателей.

Если говорить, допустим, о повышении заработной платы работникам дошкольного образования, то на сегодняшний день плановое значение выполнено на 80,7%, для педагогических работников дополнительного образования  — на 63,6%, вместо целевых 75%.

С 2014 года учреждения дошкольного образования переходят в краевое ведение. Но у муниципалитетов остаётся дополнительное образование и культура. И по ним пока показатели низкие. На 2013 год по местному самоуправлению дефицит средств бюджета на исполнение «майских» указов президента РФ составил 1,5 млрд руб. И в следующие годы дефицит растёт.

— Заработная плата зависит, в частности, и от того, в каком районе ты живёшь?

— По некоторым направлениям муниципалитеты и, соответственно, краевое правительство ориентируются на среднюю заработную плату по территории. Как следствие, при одинаковой нагрузке работники разных муниципальных образований получают разную заработную плату. В итоге увеличивается риск оттока учителей из сельской местности, растёт неуправляемая и непрогнозируемая миграция.

Всё это должно быть урегулировано, и первый шаг, который необходимо сделать,  — ориентироваться на среднюю заработную плату по региону. В корне неверно, когда в двух муниципалитетах, соседствующих друг с другом, работники бюджетных учреждений при одной нагрузке будут иметь разную заработную плату только из-за разной бюджетной обеспеченности районов, когда, к примеру, в одном есть нефтедобыча, в другом  — нет.

— Помогают ли средства, выделяемые из федерального бюджета на реализацию «майских» указов?

— В 2013 году из федерального бюджета выделено немногим больше 1 млрд руб. Этого недостаточно. На 2014 год необходимые средства на повышение заработной платы — а это 6,6 млрд руб. — заложены в бюджет без федеральной поддержки. По 2015 году потребность составила 8,6 млрд руб., при этом дефицит средств на сегодняшний момент — 2,8 млрд руб.

Я бы хотела говорить не про выполнение указов, а про ответственность перед работниками бюджетной сферы. Ответственность за работников бюджетных учреждений, несмотря на то что есть краевые учреждения, есть муниципальные, ложится на исполнительные и законодательные органы власти, поскольку мы принимаем бюджет. Сложности по исполнению указов есть. Поэтому для нас важно искать дополнительные источники доходов.

— Звучат опасения, что краевой бюджет не справится с исполнением «майских» указов президента РФ...

— Пока мы не можем получить от правительства ответ на вопрос, откуда взять средства на повышение заработной платы. Необходимо изыскивать новые источники доходов.

— А какие, например, вы видите дополнительные источники?

— Мы предложили более пристально присмотреться к работе акционерных обществ, собственником акций которых является Пермский край.

Хочу назвать красноречивые цифры: если в 2009 году было 11 акционерных обществ, от которых краевой бюджет в виде дивидендов получил более 30 млн руб., то на данный момент у нас 24 акционерных общества, в которых в виде акций, уставных капиталов находится 4,4 млрд руб. При этом на 2014 год запланированы дивиденды в размере 10 млн руб. И неэкономисту понятно, что это чрезвычайно мало.

— Как такая ситуация могла возникнуть? Ведь изначально акционерные общества создавались именно с целью получения прибыли в бюджет.

— Сейчас мы не имеем рычагов управления этими обществами. Каждое общество самостоятельно принимает внутренние решения по отчислению либо по неотчислению дивидендов, независимо от количества прибыли. Мы видим в документах  — прибыль получена, но общество приняло решение не выплачивать дивиденды.

При этом законом Пермского края предусмотрена централизованная модель управления обществами. Должен быть создан уполномоченный орган и отраслевые органы. Должны быть идеологические рычаги управления акционерными обществами, собственниками акций которых является край. Но на сегодняшний день единого центра идеологии и управления нет. У нас ответственность «размазана» по шести министерствам.

Нет единого оператора формирования стратегии обществ. С этим согласились и представители правительства. Поэтому мы рекомендовали правительству края разработать стратегию развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Пермского края, и представить в Законодательное собрание в срок до 15 января 2014 года. Надеюсь, это будет выполнено, и мы на выходе получим эффективно работающие акционерные общества и прогнозируемые отчисления в бюджет. Кроме того, есть ряд поправок к проекту бюджета края, которые имеют цель зафиксировать определённый процент отчисления от прибыли акционерных обществ в виде дивидендов в краевой бюджет.

— А как краевое правительство намерено решать вопрос с нехваткой средств для исполнения «майских» указов президента РФ?

— Пока мы видим только перераспределение средств внутри отраслей, которые естественно ослабляют то или иное направление.

«Первая ласточка» — это проект «Ступени». Проект существует с 2010 года и зарекомендовал себя как эффективный, охватывающий все 48 муниципалитетов. В рамках проекта финансово стимулируются и школы, которые показали высокие результаты обучения школьников, и учителя-предметники, ученики которых сдали ЕГЭ более чем на 85 баллов.

Сейчас правительство предлагает его урезать с 80 млн руб. до 40 млн руб. В 2013 году, несмотря на то что результаты ЕГЭ стали лучше, превысив средний балл по сравнению с РФ на восемь пунктов, в два раза уменьшится премирование школ. Но учителя ждут премирования, они знают, что показатели достигнуты. Конечно, будет недовольство. Учителя повысили уровень успеваемости учеников, а мы им говорим: «Извините, у нас денег на вас не хватило».

Более того, проект «Ступени»  — не самоцель. В Пермском крае разработана комплексная система мер, которая направлена на повышение уровня образования, создание инновационных кластеров. Это и стипендии для старшеклассников, и губернаторская стипендия для студентов, и выплаты докторам и кандидатам наук. Такой системы нет ни в одном субъекте Федерации, это наше новаторство. А сейчас нарушается эта целостность.

— То есть ваша позиция — не отбирать средства у уже существующих проектов, а искать новые источники дохода?

— Понимаю, что от секвестра не уйти, но ничего не делать — это не позиция. Поэтому мы и предложили присмотреться к акционерным обществам — это дополнительный источник доходов. Кроме того, надо более ответственно подходить к налоговой политике. Если мы кого-то освобождаем от налогов, надо подумать, какую пользу нам это принесёт и принесёт ли. Если мы безвозмездно отдаём имущество Пермского края инвестору, не получая при этом поступлений в бюджет, то должны понимать дальнейшую систему взаимодействия с ним, регулируемую не только со стороны инвестора, но и со стороны Пермского края. Работая в условиях дефицитного бюджета, мы должны стараться уйти от неоправданных расходов и с утроенной силой изыскивать возможности по увеличению доходной части бюджета.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться