Игорь Вагизов: У каждой семьи должен быть свой доктор, юрист и финансовый советник
Управляющий директор компании «Инвестлэнд» рассказал о личных финансовых стратегиях в непростых экономических условиях
— Family office — термин, распространённый за рубежом, но мало известный в России. С какой целью вы начали продвигать идею «семейного офиса»?
— Действительно, основной бизнес компании «Инвестлэнд» — быть финансовым советником при управлении семейными (личными) и корпоративными финансами. Работа с накоплениями клиентов подразумевает очень высокую степень доверия — с некоторыми из них мы сотрудничаем уже много лет, поэтому зачастую наши клиенты обращаются к нам за советом. Речь может идти о квалифицированной юридической консультации, банковском кредите, покупке недвижимости за рубежом, открытии счёта в иностранном банке или выборе клиники для серьёзной операции.
Очевидно, что, профессионально занимаясь финансами, мы не можем быть экспертами во всех областях, но сегодня совместно с нашими компаниями-партнёрами как в России, так и за рубежом, в качестве услуг и профессионализме которых у нас нет сомнений, мы можем закрыть большую часть потребностей наших клиентов.
«Семейный офис» — это ориентация прежде всего на длительные доверительные взаимоотношения, поэтому сегодня как никогда среди наших клиентов высок спрос на финансовое воспитание подрастающего поколения — наследников капитала. Многие из них просят «подключать» своих детей к процессам финансового планирования с целью последующей передачи им части полномочий по управлению семейным капиталом.
— То есть вы вышли за рамки работы «казначея»?
— Это бизнес другого, более масштабного, уровня. Когда компания, которая является финансовым советником или управляющим, использует в качестве инструментов только российские акции и облигации, это означает, во-первых, что работа происходит с 5-10% от капитала клиента, а во-вторых — результат управления зависит от конъюнктуры очень узкого рынка и, как следствие этого, мало предсказуем.
Основными «китами» нашего бизнеса являются здравый консерватизм и диверсификация.
Причём диверсификация происходит как по классам активов, инструментам и валютам, так и по юрисдикциям — уже сегодня клиент может выбрать местом хранения и учёта своих финансовых активов Россию, Швейцарию или Лихтенштейн.
Этим обусловлено и географическое расположение нашей команды — сегодня мы представлены в Перми, Москве и Женеве.
Серьёзное направление в нашей работе — недвижимость (в России, Европе, США).
Мы ведём консультации, практикуем закрытие сделок «под ключ» с компаниями, действующими на этом рынке.
Немаловажное значение сегодня имеет и здравоохранение. Поиск клиники за рубежом по профилю заболевания, оформление документов и сопровождение в случае необходимости — сервис, который получает наш клиент при необходимости.
Наш Family office консультирует по вопросам структурирования капитала в семейный траст. Данная форма управления капиталом позволяет решить вопросы оптимального налогообложения, конфиденциальности и юридической защиты капитала.
Финансовое планирование как на уровне семейного бюджета, так и на уровне корпорации позволяет чётко классифицировать приоритетные цели и задачи, исходя из которых мы структурируем капитала клиента, в основном используя инструменты крупнейших швейцарских, немецких и французских банков с рейтингом, превышающим рейтинг Российской Федерации.
— Тем не менее выстраивание финансовой стратегии — базовое направление деятельности?
— Стабильная доходность с уровнем риска самых надёжных европейских банков, выше инфляции и банковских депозитов и не зависящая от падений или взлётов стоимости отдельных активов — наш подход при управлении семейным капиталом.
Как это ни удивительно, но теперь действительно можно открыть счёт в швейцарском банке, не выезжая из Перми и затратив два раза по 20 минут на личную встречу в офисе клиента.
Очевидно, что, живя и работая в России, люди принимают риск российской экономики с её яркой сырьевой направленности на себя, свой бизнес. Поэтому сейчас как никогда — по причине скромных перспектив роста российской экономики в ближайшие годы — перед нами стоит цель максимально сократить зависимость сбережений наших клиентов от динамики отечественных активов и рисков российской экономики и её субъектов.
Эпоха безудержного роста цен на российские акции, недвижимость и сырьё ушла в прошлое. Поэтому если возможности глобальных инструментов и рынков на сегодня более привлекательны — капитал должен работать там.
Россия как страна для инвестиций имеет сегодня колоссальный потенциал, как с точки зрения стоимости активов, так и с точки зрения производительности труда и возможных структурных реформ. Однако предсказать, когда произойдут серьёзные сдвиги, которые породят начало долгосрочной положительной тенденции в экономике, сегодня не может никто.
Также набирает оборот тема привлечения средств. К сожалению, сегодня только самые крупные российские компании имеют доступ к дешёвым источникам фондирования за рубежом. Ставки, по которым может получить кредит в России малый и средний бизнес, заоблачны. У наших клиентов есть возможность пользоваться источником привлечения средств под низкие европейские ставки.
Сегодня наши клиенты при определённых условиях, достаточно прозрачных и понятных, могут получить кредит в швейцарском банке под 2-2,5% годовых в евро. И мы видим интерес к такому кредитованию для привлечения денег в Россию под инвестиции в реальный сектор.
Присутствие на мировом и российском рынке позволяет нашим клиентам использовать разницу в процентных ставках для привлечения капитала.
— Не совсем понятно, чем отличается «семейный офис» от услуги Private banking...
— Private banking (PB) в России на сегодня востребован и базируется на банковских услугах. Центр Private banking — банковский счёт в конкретном банке.
Клиент PB получает возможность заказа авиабилетов, какие-то сервисы, мероприятия, персонального менеджера, обслуживание в VIP-зале, повышенные ставки по депозитам и льготные по кредитам. У каждого крупного банка на такие услуги есть свои комиссии. Если клиент выводит свои сбережения из одного банка в другой, то он автоматически перестаёт быть клиентом PB‑банка, из которого он вывел активы.
Центром нашего бизнеса является клиент и его актив. Несмотря на то что мы предлагаем на выбор несколько базовых юрисдикций, у клиента есть возможность держать активы в том банке или инвестиционном доме, который он сам выберет. Банковский депозит — лишь один из многих доступных инструментов, с которыми мы работаем.
Банковский бизнес — взять деньги у клиента под фиксированную ставку и выдать кредит кредитоспособному заёмщику под более высокую ставку. Разница между этими ставками — маржа банка. Работа банка — управление своей доходностью.
Наш подход предполагает на основе индивидуального финансового плана формирование структуры активов клиента, управление процессом и получение вознаграждения как часть от дохода клиента. Наша работа — управление доходностью клиента.
Клиенту это интересно, поскольку он понимает, что финансовый советник отвечает за результат, контролирует процесс и защищает активы от возможных рисков. Чем лучше будет результат, тем выше будет наше вознаграждение.
— Какая услуга сегодня пользуется особым спросом?
— Особенным спросом среди наших клиентов в последние месяцы пользуются личные пенсионные программы. После очередной реорганизации пенсионной системы в России доверие к институту накопления средств через формирование накопительной части пенсии упало до нуля.
Сложилось чёткое понимание того, что уровень личного и семейного благосостояния в будущем на 100% зависит от того задела, который создаётся в настоящем самостоятельно, без расчёта на помощь государства.
Мне приходилось общаться с американскими пенсионерами со средним уровнем дохода. Они чётко представляют свои действующие пенсионные планы, ориентируются в финансовых инструментах, ведут грамотный диалог со своими финансовыми консультантами. К сожалению, пока в нашей стране ситуация обратная той, что существует за рубежом. Одна из задач нашего бизнеса — помочь нашим клиентам чётко ориентироваться в своих пенсионных планах и стратегиях.
— Вы позиционируете себя как «семейный офис». Что можете предложить молодому поколению?
— Люди, которые во времена приватизации заработали серьёзные средства и у которых сегодня дети подросли, задумались о преемственности. Вне зависимости от размера капитала. Главный вопрос: как молодёжь этими активами будет распоряжаться, сможет ли защитить свою собственность, особенно в условиях, когда нет предсказуемости в экономике?
Зачастую даже хорошее образование и широкий кругозор не являются гарантией сохранения и преумножения капитала.
Актуальны вложения на имя маленьких детей с горизонтом в 10-15 лет с целью формирования капитала на обучение, либо стартовой суммы для начала собственного бизнеса.
Для молодых людей старше 20 лет мы разрабатываем индивидуальную программу наставничества. Она позволяет начать управление семейным капиталом, имея постоянную возможность консультирования с профессиональным финансистом, имеющим большой опыт в сфере управления капиталом.
— То есть вы выступаете в роли семейного финансового советника?
— Я считаю, у каждой семьи должен быть свой семейный доктор, семейный юрист и, соответственно, семейный финансовый советник, вне зависимости от уровня доходов.
Задача финансового советника обеспечить полное соответствие финансовых инструментов, в которые инвестируются средства, целям, поставленным при финансовом планировании.
— От какой суммы можно стартовать, чтобы получить услуги компании «Инвестлэнд»?
— Если говорить о европейских юрисдикциях (Швейцария и Лихтенштейн), то минимальная сумма — $1 млн. Это связано с тем, что минимальный порог входа в финансовые инструменты, которые мы включаем в портфель, — $ 50-200 тыс. Поэтому для создания сбалансированного индивидуального портфеля необходима соответствующая сумма.
Для открытия инвестиционного счёта в российской юрисдикции необходимо 5 млн руб., либо сумма в долларовом эквиваленте.
— Всё чаще и чаще раздаются голоса экспертов о надвигающемся новом кризисе. Насколько это вероятно и когда именно ждать «чёрных лебедей»?
— Предсказывать даты начала кризисов, обвалов, банкротств — дело неблагодарное.
Внешние и внутренние условия для России, её реального и финансового сектора на сегодня, мягко говоря, не радужные. Но тем не менее именно это является определённой защитой — бизнес сегодня ориентирован прежде всего на эффективность и поддержание рентабельности, большинство компаний имеют запас прочности и готовы реагировать на изменение конъюнктуры.
Наступает время «сильных» — в ближайшие годы в любой отрасли будут выживать и успешно развиваться наиболее конкурентные и гибкие компании, обладающие умеренной долговой нагрузкой и способные жёстко контролировать свои затраты.
— Насколько, на ваш взгляд, перспективен формат «семейного офиса» в Пермском крае и вообще в России?
— Рынок предоставления комплексных финансовых услуг находится в России в зачаточном состоянии. Однако более чем 200-летняя история индустрии управления семейным капиталом в Европе и профессионализм и опыт нашей команды позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее как отрасли целом, так и компании «Инвестлэнд».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.