Лилия Ширяева

Лилия Ширяева

заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края

К спорам о генплане Перми

Зачем перезонировать территорию, если мы не понимаем, сможем её освоить или нет?

Поделиться

Публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план Перми вызывают немало споров, эмоций и стали сегодня одними из самых обсуждаемых в публичном пространстве. Мне же хотелось бы уйти от эмоций и посмотреть на предлагаемые изменения с точки зрения прагматика.

Возьмём, к примеру, изменения, касающиеся перезонирования территории для многодетных семей. Я сама активно выступаю за предоставление земельных участков для многодетных, но не за создание очередной «Налимихи». Жители микрорайона Налимиха меня поймут, для остальных пермяков  — поясню.

Налимиха стала застраиваться частными домами в последние десятилетия XX века. При этом на данной территории не было коммунальной инфраструктуры. В итоге жители годами обивали пороги администрации с просьбами подвести электричество. Сегодня мы обрекаем на подобные мытарства многодетные семьи.

Ещё одна предлагаемая к изменению зона — «Турбинские поляны» в Заозерье. Во-первых, из 39 га 8 попадают под ограничения (санитарная зона, городские леса, охранная зона линии электропередач). Зачем было включать эти 8 га, я не понимаю. Эти территории всё равно нельзя будет никому предоставить — ни многодетным семьям, ни кому-либо ещё. Вывод один: хочется отчитаться о «нарезке» земли для выполнения закона. А проверяющие могут ведь и не доехать до каждой территории.

Во-вторых, отсутствуют расчёты, обоснования по улично-дорожной сети и обеспечению коммунальной инфраструктурой. Зачем перезонировать территорию, если мы не понимаем, сможем её освоить или нет?

Подобная ситуация и с территорией на Иве-2. Из 169 га 90 также попадают под ограничения для застройки.

О застройке Бахаревки тоже сказано довольно много и эмоционально. Я обозначу цифры. Из 332 га «условно» можно использовать 179. Остальная территория подвержена электромагнитным излучениям. 

Для строительства социальной инфраструктуры по расчётам (не совсем, правда, понимаю, на чём они основаны) требуется 5,6 млрд руб. из бюджета Перми. Всего на строительство инфраструктуры (дороги, коммунальная инфраструктура) требуется 13 млрд руб.

Отмечу, что уже сегодня город испытывает острый дефицит в социальной инфраструктуре. Глава администрации Перми Анатолий Маховиков на одной из недавних конференций заявил, что городу срочно требуется 22 школы, но денег в бюджете на них нет. Совсем нет. А для Бахаревки они откуда возьмутся? Про федеральную помощь пока не слышно, не видно.

Ещё одна злободневная тема — перенос зоопарка. Честно скажу: территория Черняевского леса не первый раз звучит как возможное место размещения нового зоопарка. В 2007-2008 годах администрация Перми уже внимательно и всесторонне рассматривала эту площадку. Пригласили экспертов и... ужаснулись. Выяснилось, что территория Черняевского леса относится к самому высокому уровню загрязнения в Перми — пятая категория. Для примера: эспланада относится к третьей категории — «повышенный уровень загрязнения».

Причины такого положения  — близость промышленного узла и большая транспортная нагрузка на территорию. Как сказали эксперты-экологи, животные в Черняевском лесу находиться не могут. Звучит жёстко, но это факт. Поэтому тогда отказались от Черняевского леса и стали рассматривать территорию на ул. Братской, 100.

Надо думать не о переносе зоопарка в Черняевский лес, а о том, как повысить уровень экологической безопасности на этой территории. Кстати, в озвучиваемых планах предлагается 1,6 га леса вырубить под дороги. Как это повлияет на экологическую ситуацию, объяснять не надо.

Идея подземной застройки эспланады у меня не вызывает отрицания. Но нет никаких правовых гарантий, что потенциальный инвестор «не вылезет» наверх. В градостроительном законодательстве отсутствует деление зон на подземную и наземную. Если мы зонируем территорию как общественно-деловую, то с юридической точки зрения нет никаких препятствий, которые не позволили бы построить на эспланаде торговый центр. Тем более реального инвестора нам не представляли, и о его реальных планах мы ничего не знаем.

Ну, и последний, спорный для меня вопрос  — застройка долин малых рек. С одной стороны, считаю возможным выделение там земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, но это не должно носить массовый характер. Долины рек играют роль «лёгких» нашего города. Это в том числе влияет на то, что экологическая ситуация в целом по городу вполне благоприятная. Стоит ли её подвергать опасности и не прислушиваться к специалистам? Думаю, это не то направление, где можно позволить себе эксперименты.

Нижеследующим тезисом я немного «разочарую» общественников. По процедуре депутаты Пермской городской думы не могут рассматривать изменения по отдельности, если глава администрации Перми внесёт единый проект. Они могут принять проект целиком или отправить его на доработку. В этой ситуации многое зависит ещё и от того, хватит ли силы воли у мэрии прислушаться к мнению горожан.

По процедуре сити-менеджер может не включать спорные предложения в итоговый проект, оставив в нём лишь те, которые не вызвали столь бурных дискуссий на публичных слушаниях. Ну и, конечно, силу воли могут проявить депутаты Пермской городской думы...

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться