«Одиссей» отправился в федеральное плавание

Охранять подъезды к олимпийским объектам в Сочи будут с помощью пермских разработок

Поделиться

По информации начальника Управления ГИБДД по Пермскому краю Олега Чуркина, сейчас в администрации Перми рассматривается предложение увеличить число перекрёстков, оборудованных системами видеонаблюдения. По его словам, прежде всего речь идёт об Индустриальном районе, который сегодня является главным «поставщиком» ДТП.

одиссей

Вся информация с камер стекается в Центр автоматической фиксации административных правонарушений
  properm.ru

Начальник дорожной полиции считает, что установка систем видеофиксации на дорогах однозначно зарекомендовала себя положительно. По крайней мере, «гонять» стали меньше: само наличие видеокамеры, которая фиксирует нарушения, заставляет водителей быть аккуратнее. Никому не хочется получать «письма счастья» с довольно внушительными в последнее время штрафами. Чуркин говорит, что два недавних случая, когда общественный транспорт сбил пешеходов на перекрёстке улицы Ленина и Комсомольского проспекта, — печальное исключение. Да, бывают столкновения и здесь, но в основном страдает «железо», а не люди. Зато если уж и произошла трагедия, наличие камер даёт возможность чётко разобраться, кто был в ней виноват и какие есть возможности предотвратить подобные события в будущем.

Работа по установке видеофиксаторов в Пермском крае ведётся с середины 2000-х годов. Правда, до 2009 года обязанность устанавливать и содержать их лежала на ГУВД по Пермскому краю, и управление не всегда находило деньги на содержание и ремонт систем.

В сентябре 2012 года «Новый компаньон» озвучил цифры: из 320 камер в рабочем состоянии находилось только 175. Однако с 2009 года обязанность содержать и модернизировать системы видеонаблюдения стала заботой краевого министерства общественной безопасности. Как заявляли в этом ведомстве, закупленное с тех пор оборудование исправно работает и вовремя ремонтируется.

Порядка 70 комплексов видеофиксации «Одиссей» установлены в Перми. Информация с них стекается в Центр автоматической фиксации административных правонарушений. Именно отсюда водители-нарушители получают «письма счастья» со штрафами. Полицейская статистика гласит: с момента появления на дорогах этих камер аварийность из-за нарушения скоростного режима снижена на 14%, на 18% упала аварийность на перекрёстках.

«Одиссей» — это чисто пермская разработка. Её внедрением и модернизацией занимаются ООО «Технический центр обеспечения безопасности дорожного движения» и ООО «Техномобил». Генеральный директор «Техномобила» Вадим Удальёв говорит, что система абсолютно обезличена — ей всё равно, за кем наблюдать, она не обращает внимания на должности и звания.

Разработчики системы — выпускники пермского «политеха». «Мы целенаправленно отбирали для этого проекта выпускников 2006—2007 годов. Там очень сильная школа. После отбора в компании остались единицы, но это действительно очень талантливые ребята», — рассказывает Вадим Удальёв.

ООО «Техномобил» входит в группу предприятий «СПАС», которая также включает в себя автошколу, службу аварийных комиссаров, службу эвакуации аварийных машин. Группа работает с начала 2000-х годов. Внедрением систем видеофиксации компании Удальёва занялись в 2008 году, как только вышел закон, признавший фотовидеофиксацию основанием для составления протокола об административном правонарушении.

Затраты, которые несёт бюджет на установку систем, возвращаются обратно, и довольно быстро. Только за 10 месяцев 2013 года в Перми на основании данных видеофиксации было вынесено более 465 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов по этим постановлениям  — более 200 млн руб. Газовики и нефтяники могут только мечтать о такой окупаемости.

Уникальность разработки объясняет и тот факт, что её обладатели регулярно побеждают на тендерах и аукционах по установке систем практически «без боя». «Нас таких, в принципе, не очень много на рынке», — говорит Вадим Удальёв.

Действительно, системы «Одиссей» фиксируют нарушения правил по 12 пунк­там Кодекса об административных правонарушениях РФ: парковка в неположенном месте, проезд на красный свет, проезд через «стоп-линию» и многое другое. Из относительных новшеств — фиксация нарушения правила «уступи дорогу пешеходу на переходе». Этот параметр, например, уже фиксируется на сложном перекрёстке Комсомольского проспекта и улицы Монастырской.

Однако фотовидеофиксация для постановлений об уплате штрафа — это далеко не всё, что умеет система. С её помощью можно регулировать потоки транспорта, по необходимости увеличивая или уменьшая время переключения сигналов светофора. Можно вычислять,

где произошла авария, просматривая картинку с камер в соседних с создавшейся пробкой кварталах. Данные камер — это и помощь в розыске угнанных машин, и сбор доказательств при проведении следственных действий. Наконец, это анализ транспортных потоков за любой промежуток времени, изучение отклонений в течение определённых сроков — то есть основа для грамотного планирования развития транспортной системы города.

Пермская система «Одиссей» сегодня одна из передовых в стране. В её развитии заинтересованы силовые ведомства не только Пермского края, но и Москвы, Тюмени, Краснодара и многих других регионов. «Одиссей» работает не только в Перми, но и в Пермском районе, Березниках, Чайковском. Опыт пермяков оценили в Кирове, Тюмени, где в последние годы компании Удальёва ведут активные работы.

В конце октября Свердловская железная дорога заявила о намерении оснастить несколько переездов в Свердловской области «Одиссеями». Учитывая, что 98,5% ДТП на железнодорожных переездах происходит по вине водителей, в Министерстве транспорта РФ приняли решение о необходимости установки систем видеофиксации в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог федерального значения.

Московская дорожная полиция попросила, пока в порядке эксперимента, оборудовать системой «Одиссей» 12-полосное шоссе с плотным потоком движения.

Наконец, до 1 декабря должна быть закончена работа по оснащению системами видеофиксации некоторых точек федеральной трассы М-4 «Дон» на участке Краснодар — Сочи. Эти точки — ключевые, попасть в Сочи, минуя их, на автотранспорте невозможно.

Для федеральных правоохранительных служб сегодня едва ли есть задача более ответственная, чем обеспечение безопасности Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Известно, что эта Олимпиада является личным приоритетом президента России, и даже малейший «прокол» может стоить головы ответственным генералам. Так и получилось, что в поисках лучшего решения силовики узнали о пермском опыте и заключили договор на поставку и оборудование систем видеофиксации с «Техномобилом». «Знали бы о вас раньше — давно бы пригласили», — передаёт Удальёв слова краснодарских партнёров.

Так что разработки компаний Вадима Удальёва — пример успешной местной предпринимательской инициативы. Это чисто пермский бизнес, рождённый практически «с нуля». Он вырос на стыке научных разработок и технологий безопасности и получил федеральное значение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться