«На наш взгляд, это честная игра»
В Перми обсудили возможности и перспективы
Межрегиональная конференция «Концессия как инструмент развития инфраструктуры города», состоявшаяся 7 ноября в Перми, собрала большое количество статусных экспертов. Участники разработки концессионного законодательства доказывали, что сегодня появились все возможности для привлечения инвесторов в государственно-частное (муниципально-частное) партнёрство. Оппоненты-практики старались снизить градус оптимизма, полагая, что новые правила игры работать не будут. Речь шла прежде всего о коммунальном хозяйстве.
В настоящее время действуют три базовых документа, на которых может развиваться государственно-частное партнёрство. Это федеральный закон от 30.12.2012 №291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», в котором, по мнению экспертов, созданы чёткие и экономически привлекательные механизмы возврата через тариф вложенных инвестиций.
Во-вторых, это законопроект №308873‑6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ» (в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги), где прописана самостоятельность регионов в установлении долгосрочных тарифов в пределах платежа в зависимости от приоритетов модернизации той или иной отрасли. И, наконец, Федеральный закон от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий привлечение частных инвестиций в коммунальную сферу.
Руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФ Андрей Чибис уверен, что сегодняшнее законодательство с учётом доработок, которые были сделаны в январе, отвечает критериям снижения рисков и для инвесторов, и для власти, обязанной обеспечить сохранность публичной собственности.
Андрей Чибис, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФ:
— Инфраструктура в любом случае находится в собственности публичного территориального образования, она не может уйти в частные руки. Если целевые показатели не выполняются, то инфраструктура в судебном порядке возвращается под управление муниципалитета. Если происходит банкротство концессионера, это тоже никаким образом не лишает муниципалитет возможности распоряжаться имуществом.
На наш взгляд, это честная игра. Само государство чётко объявило приоритетом привлечение частного бизнеса к управлению инфраструктурой с учётом принятых законодательных ограничений.
Кроме того, с 2016 года все компании, работающие в сфере ЖКХ, перейдут на долгосрочные параметры тарифного регулирования. То есть на уровне законодательства заложена принципиальная защита от смены властей.
В законе, который в полную силу вступает с января 2014 года, тарифная формула, параметры тарифного регулирования «зашиваются» в концессионное соглашение. И на весь период концессионного соглашения, даже если оно будет длительностью в 70 лет, никто не вправе поменять параметры установления цены, на основании которых был проведён конкурс и на основании которых это соглашение было подписано. Если этого, конечно, не захочет сама компания-оператор.
В параметрах тарифного регулирования закладывается процент снижения операционных расходов, связанных с текущей деятельностью. Если выполняешь показатели, которые тебе регулятор задал, а ты подписался, то вся полученная экономия, если сделал лучше, это твоё. Применил новые технологии — твоя экономия, твои доходы.
Таких параметров регулирования не было никогда. Это ключевое решение, стимулирующее вкладывать и на этом зарабатывать.
«Существуют абсолютно понятные гарантии возвратных инвестиций для лица, которое побеждает в конкурсе, подписывает концессионное соглашение. Механизмы гарантий прежде всего в том, что формула цены (по каким параметрам будет формироваться цена на коммунальный ресурс, каким будет возврат капитала, доходность) должна быть известна изначально на входе. Должны быть понятны также схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, то есть перспективы развития инфраструктуры города», — пояснил эксперт один из главных критериев подхода к взаимодействию сторон.
Ещё один, по его словам, важный момент: если прежде заключались краткосрочные арендные договоры, без конкурсов, с нарушением антимонопольного законодательства, часто не предусматривающие никаких обязательств со стороны арендатора и инвестора, то сегодня муниципалитет и его жители от этого застрахованы.
Член экспертного совета при комитете Госдумы по ЖКХ, бывший генеральный директор ООО «Новогор-Прикамье» Михаил Никольский усомнился в том, что механизм будет работать на практике. По его словам, доказать тарифному органу, что экономия получена в соответствии с законодательством и может быть оставлена оператором у себя, не представляется возможным. По его словам, сегодня тарифные органы жесточайшим образом вырезают всё, что, казалось бы, должно оставаться в тарифах.
Есть и ещё одна проблема. «Мы совершенно не понимаем, на какого инвестора ориентируемся. На коммерческие банки, отраслевых игроков, НПФ? С ними поговорили? Они готовы играть по таким правилам?» — задаёт Никольский риторический вопрос.
Эксперт фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев согласился с тем, что говорить о привлекательности инфраструктуры для инвестиций не приходится. Практически все компании, работающие в этой сфере, в убытке. Нет конкуренции за рынок. «Формулы цены сегодня нет, в законе о концессии это сделано наполовину. Это политическое давление, а не реальные интересы», — констатировал он.
Участники дискуссии сошлись на том, что, так или иначе, необходимо найти консенсус, который бы удовлетворял в той или иной мере обе стороны партнёрства.
«Задача нынешнего федерального законодательства и муниципального договорного регулирования состоит в том, чтобы попытаться найти баланс интересов. Есть целый ряд вопросов, которые требуют гораздо более углублённого обсуждения», — подвёл итоги обсуждения модератор, вице-президент Пермского института муниципального управления Эмиль Маркварт.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.