Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

О первом «Диалоге с губернатором»

Ребята, прежде чем пытаться коряво крутить сальто в три оборота, научитесь чисто делать в два

Поделиться

Горячее желание на других посмотреть и себя показать присуще не только девушке, почувствовавшей зрелость и интерес к себе со стороны представителей мужского пола. Столь же темпераментно стремятся предстать перед народом в самом лучшем виде все политики, независимо от их возраста.

У девушки, особенно городской, проблем с показом-просмотром нет: дискотек и прочих развлекательных заведений — пруд пруди, а зов плоти, приправленный романтикой, обеспечивает баланс предложения и спроса. Политику неизмеримо сложнее. Народа — тысячи, миллионы, а он один. Как донести до каждого из этой массы свой светлый образ? Как продемонстрировать собственные достоинства и убедить, что в нужный момент отдаться посредством тайного голосования следует именно ему?

И ещё одна проблема: между политиком и народом — многометровая стена субординации и аппарата. Светопоглощающая и звукоискажающая. Вот и приходится политикам разных рангов и их связистам с общественностью, не жалея собственных сил и бюджетных средств, неустанно искать эффективные способы и средства сверления отверстий в стене.

Похоже, что президент России Владимир Путин для себя такой способ нашёл. Начиная с декабря 2001 года, он 11 раз по несколько часов общался с гражданами в прямом телевизионном эфире.

Опытом президента решила воспользоваться и команда Виктора Басаргина — 28 октября в Перми стартовал новый проект «Диалог с губернатором». Формат проекта - еженедельный прямой разговор с жителями края, который будет вести не только первое лицо, но и другие представители краевой и муниципальной власти. Компоненты проекта: сайт dialog59.ru, видео-диалоги по одному ТВ-каналу, ретрансляция наиболее актуальных тем на другие СМИ. Согласно названию проекта, первым в прямой эфир вышел губернатор Виктор Басаргин.

Сухая статистика. Накануне дебюта, на протяжении пяти дней в восьми городах края работали 10 мобильных студий, где каждый желающий мог «на камеру» задать свой вопрос губернатору. Вопросов набралось более 1,5 тыс. За 2,5 часа общения примерно на 30 из них удалось ответить.

Студия телекомпании «Урал-Информ ТВ», где находился «ответчик», была до отказа заполнена журналистами, двое из них задали вопросы «глаза в глаза». Было обещано, что на остальные вопросы, ответы будут даны «в рабочем порядке».

Первое впечатление от увиденного и услышанного.

Три десятка вопросов, на которые губернатор успел ответить, явно представляют интерес для большинства зрителей — жителей края. Ответы на них были достаточно конкретные, адресные. Да и воспринимались они без насилия над зрителем: беседу с гражданами Виктор Басаргин вёл живым, не «казённым» языком. По продолжительности ответы были близки к «золотой середине» — не скомканы и не затянуты.

А теперь мы подошли к самому интересному и трудному — к оценке этой премьеры.

Успешность любого проекта определяется соотношением затрат и результатов. Начну с главного — с результата. Что авторы и заказчики проекта рассчитывают от него получить?

Максимально возможное число граждан Прикамья должно поверить в то, что у них с губернатором общие интересы, волнения и проблемы. Что  губернатор ежедневно и успешно их разруливает. А к финишу трансляции телезритель просто обязан подумать: «Нормальный мужик!», а зрительница прошептать: «Ты — лучший!»

Ничего этого не случится, если гражданин не включит телевизор в нужное время, в нужном месте (канале) и не досмотрит передачу до конца.

Первое условие организаторы проекта выполнили: анонсирование и авансирование «Диалога» было сопоставимо с рекламой телесериала «Пепел».

Со вторым условием сложнее.

Если бы неравнодушному гражданину предложили посмотреть повседневную беседу (интервью, брифинг) на интересующую его тему, минут на 30-40, большая вероятность, что он усидел бы до финальных титров, да ещё и похвалил. Восприняв её не как зрелище, а как источник удовлетворения собственной любознательности.

Организаторы «Диалога» показали ему неизмеримо больше. Павильоны и передвижные камеры. Краевых и местных журналистов, подбирающих самые насущные и интересные для своих территорий видео-вопросы, снимающих соответствующие сюжеты, оппонирующих губернатору…

А это уже другой жанр. Не столько средство информирования, сколько крупномасштабное шоу, к которому зритель предъявляет совсем другие требования: новизны содержания, оригинальности формы, зрелищности…

Новизны в показанных сюжетах я не обнаружил. Все они на слуху не первый месяц. Долгострои, соляные провалы, бюджетные войны, «Белые ночи»… Да, в ответах впервые прозвучали уточнения, цифры и аргументы, но это наживка для немногих, особо бдительных.

Назвать оригинальной форму диалога «власть  — народ» после двух пятилеток использования её президентом тоже не получается. Да и творить губернаторскую копию с президентского оригинала для Пермского края дело неблагодарное.

На президентских «прямых линиях» полно пафоса, почтения, почти любви. Московского «царя» пермяки по традиции ещё как-то признают, но своего, губернского, — никогда. Для «своих», на моей памяти, высшее звание было «Царь Борис» (Коноплёв). Но тогда времена, порядки и «цари» были другими.

Авторы «Диалога», к тому же, прокололись на плагиате, примитивно умыкнув чужое  — омское название проекта.

Заимствование масштабного формата несёт в себе ещё одну угрозу. В 1990-х годах в Лондоне впервые в жизни я  увидел мюзикл. Уже не помню его точного названия и содержания. Но осталось общее впечатление — праздничного многоцветья, искрометности, высочайшего уровня вокала, хореографии, трюков… В начале 2000-х уже в Москве сходил на наш тоже вроде бы мюзикл. Лет через пять ещё на один — в Перми. Странное ощущение: всё «как у них», но беднее, серее, неряшливей. Из чего проглядывает вывод: чем масштабнее формат, тем больше риска выглядеть убого.

Экспертизу зрелищности первого «Диалога с губернатором» уместнее всего начать словами классика: «Безумству храбрых поём мы славу». Без стриптиза и эротики, Аллы Борисовны Пугачёвой и её мужей, без единого выстрела и трупа, рассчитывать, что зритель более двух часов будет смотреть на экран, — это круто!

На такой длинной дистанции некоторые преимущества могут превратиться в недостатки. Приятная внешность  — в долго «говорящую голову». Спокойная, ровная речь — в усыпляющую. Владимир Путин борется с этим при помощи своих фирменных «примочек»: «двушечки», «начните с просьбы и на ней закончите», «мозги им надо поменять, а не Конституцию»…

В репертуаре Виктора Фёдоровича и его помощников оригинальных приемов, обеспечивающих бессонницу зрителя во время диалога, я не обнаружил.

Не будем забывать, что создатели «Диалога» пообещали присутствие проекта в эфире еженедельно. Невольно вспомнился старый анекдот, ещё из прошлого века.

Потерял Брежнев свой партийный билет под №2 и очень расстроился. А простой колхозник нашёл его и кому положено передал. Призывает его генеральный секретарь к себе, благодарит, выпивает на брудершафт и спрашивает:
— Что тебе подарить?
— Да у меня, вроде, всё есть.
— А подумать?
Колхозник думал, думал и вспомнил:
А можно телевизор со стеклоочистителем?
Перезвонил Брежнев по министерствам и говорит:
— Не выпускают у нас таких телевизоров. Но, для тебя сделают. Только, на кой бес он тебе понадобился?
Мужик замялся.
— Говори, что ж ты от меня, друга своего, кроешься.
— Понимаете, Леонид Ильич, недавно купил я цветной телевизор. Красивый, полсела приходит смотреть. Но вот только Вы появляетесь на экране, так начинают все плеваться... Я уже замучился все время с тряпкой бегать и вытирать.

Теперь пора вспомнить и о меркантильном: затратах на проект. Эксперты оценивают стоимость дебюта, как минимум, в полмиллиона рублей. Если еженедельно, то следует умножить на 30-50. Получается неслабо при туманном результате.

Один из создателей проекта, владелец медиахолдинга Кирилл Маркевич скромно, но неосторожно заявил, что всё дебютное финансирование осуществлено за счёт холдинга, а не бюджета.

Неосторожно, ибо поговорку «бесплатно только птички поют» ещё никто не опроверг, а светлый образ ещё одного выходца из Челябинской области, несостоявшегося председателя краевого правительства — Романа Панова ещё не выветрился из памяти пермяков…

Рискну дать создателям «Диалога с губернатором» искренний и доброжелательный совет: ребята, прежде чем пытаться коряво крутить сальто в три оборота, научитесь чисто делать в два.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться