Михаил Плеханов

Михаил Плеханов

заслуженный строитель РФ

Не время для дискуссий

Возведение в Перми ещё одного моста через Каму по-прежнему остаётся вопросом очень актуальным

Поделиться

Мы уже как-то привыкли констатировать: в Перми есть проблемы, которые не решаются не просто годами — десятилетиями. Самые яркие примеры — перенос зоопарка с территории бывшего кладбища и строительство в черте города ещё одного моста через Каму. Проблемы эти были подняты ещё в 1970-х годах, но до сегодняшнего дня они не решены, хотя прошло уже около 30 лет. И если перенос зоопарка — вопрос, скорее, морально-этический и культурно-досуговый, то дальнейшее промедление с решением по мосту чревато действительно тяжёлыми последствиями для всей городской жизни.

мост

  Сергей Копышко

На страницах «Нового компаньона» я уже рассказывал, как ещё в 1974 году Пермь пыталась решить вопрос с ещё одним мостом.

Напомню вкратце. На тот момент уже работал коммунальный мост, построенный в 1967 году. По заказу УКСа Пермского горисполкома новосибирским институтом «Новосибгражданпроект» была выполнена схема пассажиропотока и потоков транспорта Перми. Схема была рассмотрена Госстроем, Совет министров принял решение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства ещё одного моста.

ТЭО появилось в 1976 году; в нём было рассмотрено несколько вариантов створов. Наиболее перспективными были признаны четыре: в Мотовилихе — в районе цирка и на улице Восстания, а также в Индустриальном районе и в Заостровке. В результате по разным основаниям было решено, что створ моста на улице Восстания — оптимальный вариант. Предполагалось, что левобережный выход с этого моста будет выполняться с учётом соединения с ныне существующим Восточным обходом Перми.

По этому мосту был выполнен и утверждён рабочий проект, подписан титул строительства и даже выделены средства. В 1984 году началось освоение площадок на обоих берегах Камы, определены строения под снос. Однако по ряду не зависящих от заказчика причин (прежде всего политических) работы были прекращены, а документация по истечении сроков хранения уничтожена. Строительство нового моста в Перми было отложено на неопределённое время.

Шли годы, город развивался. В новом веке был признан перспективным вариант строительства моста в Заостровке, затем появился Красавинский мост. Он частично снял нагрузку на коммунальный мост по улице Попова, но кардинально транспортную проблему не решил, сообщение между берегами в черте основной городской застройки по-прежнему затруднительно, особенно в часы пик.

Таким образом, возведение ещё одного моста через Каму по-прежнему остаёт­ся вопросом очень актуальным. К тому же необходимо учитывать и ещё один важный фактор.

Существующий коммунальный мост находится в эксплуатации уже полвека. Его проезжая часть неоднократно ремонтировалась (в том числе и в текущем году), однако несущие мостовые конструкции всё это время работают без капитального ремонта, который скоро потребуется делать.

Капитальный ремонт или замена несущих мостовых конструкций займёт несколько лет. Но это мероприятие неизбежно, оно обязательно должно быть выполнено из-за фактора «усталости металла», температурных и эксплуатационных нагрузок.

Срок вывода коммунального моста из эксплуатации для капитального ремонта несущих пролётов рассмотрен ещё в 1992 году и был определён на период 2005-2010 годы. Эти сроки давно прошли, и реальных сдвигов по замене функциональной деятельности моста другим переходом в центральных территориях города пока нет. Ждать, пока мост будет признан аварийным, нельзя, это может вызвать транспортный коллапс, паралич всей транспортной системы Перми.

В прошлом году, казалось, серьёзные движения в этом направлении уже начались. По сообщениям пермских СМИ, губернатор Пермского края Виктор Басаргин взял вопрос под контроль, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал обещание включить проектные работы в затраты федерального бюджета. На суд общественности были представлены даже эскизные проекты мостового перехода, указана их примерная стоимость. Предполагалось, что на левом берегу створ моста выйдет в районе площади Гайдара.

Затем тема, кажется, исчезла из текущей повестки дня. Во всяком случае, спустя год единственное, что напоминает о ней, — это возобновившееся обсуждение на тему: «А не вернуться ли нам к варианту строительства моста в Мотовилихе?»

Вариантов выбора створа, действительно, и по сей день существует множество. Побережье между Красавинским мостом и дамбой Камской ГЭС — весьма протяжённое. У каждого места есть свои плюсы и минусы, и лично я тоже являюсь сторонником «мотовилихинского» варианта — по причинам, которые я изложил выше. В то же время есть весомые аргументы и в пользу других вариантов. Но сегодня не это главное.

Любое откладывание решения проблемы «на потом», подмена реальной деятельности дискуссиями на тему «вдоль или поперёк нам строить мост» сегодня становятся уже просто опасными. Нельзя ждать, потому что если «гром грянет», креститься будет уже поздно. С учётом того, что строительство моста занимает годы, на дискуссии уже нет времени.

Руководителям города и края, если они в своей деятельности не руководствуются поговоркой: «После нас хоть потоп», пора принимать ответственное решение уже сегодня.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться