Наивная правда Евгения Ройзмана
Недавно избранный мэр Екатеринбурга побывал в гостях у «будущего мэра Перми»
Вечером 26 октября в Музее советского наива толпа местных журналистов ждала вернисажа. Начало задерживалось: главный герой ехал из Екатеринбурга, а тут, кроме всем известных дорожных условий, ещё и погодные. Но журналисты терпеливо ждали почти час, причём их «поголовье» составляли в большинстве своём политические обозреватели, а вовсе не арт-критики: все они дружно прибыли запечатлеть визит в Пермь Евгения Ройзмана, который впервые представил публике полноценную экспозицию картин из своей коллекции наивного искусства.
Перед началом пресс-конференции организаторы настоятельно попросили журналистов острых вопросов не задавать, о политике не говорить: визит, мол, неофициальный и посвящён искусству. Однако сам Ройзман, появившись внезапно, тут же все договорённости и обломал, предложив задавать «абсолютно любые вопросы». Предварительно, правда, извинился за опоздание: «Мне ведь теперь нельзя правила нарушать».
Держался гость демократично и в то же время сдержанно, охотно фотографировался на фоне картин и в компании со всеми желающими. Одет был по-дорожному: джинсы, футболка и толстовка от Ральфа Лорена.
Накануне на екатеринбургском сайте 66.ru вышло интервью с писателем Алексеем Ивановым, в котором тот, рассуждая об уральском характере, упоминает Ройзмана в качестве ярчайшего его представителя.
Сам мэр Екатеринбурга тоже любит порассуждать об Урале. Будучи по образованию историком, он начинает издалека: заселение Урала шло с севера, через Верхнекамье, поэтому свердловчане — потомки пермяков, а те, в свою очередь, — потомки поморов. В Перми и Екатеринбурге, при всём несходстве соседних регионов (более промышленная Свердловская область, более аграрный Пермский край), живут одни и те же люди, с похожими говорами и культурными феноменами, даже фамилии зачастую общие. Уральцев вполне можно считать этносом с особыми чертами характера: «Люди несгибаемые, с собственным достоинством, знающие себе цену, не трусливые, умеющие мыслить. И с чувством юмора, конечно!»
Сам Ройзман продемонстрировал вполне развитое чувство юмора, оценив название выставки («Дело Ройзмана») и заголовок пресс-релиза («Дело Ройзмана» рассмотрят в Перми»). Что же касается собственного характера, то всем интересующимся он предлагает в качестве иллюстрации свою коллекцию: «Хотите узнать коллекционера — посмотрите на картины».
Рассказывая о картинах, коллекционер подчёркивал отличие наивного искусства от китча. О любимых работах он говорит: «Это хорошая, настоящая картинка», что значит — сделанная от души, не для денег и славы, а от наивного преклонения перед правдой жизни, её красотой. Получалось, что наивный художник, прежде всего, правдив, и сила его — в правде.
Не успела завершиться экскурсия, как на вернисаж начали подтягиваться деятели искусств, прибывшие на закрытие фестиваля «Текстура»: Ингеборга Дапкунайте, Вениамин Смехов, Эдуард Бояков и другие. Стало понятно, почему владельцы Музея наивного искусства Надежда и Андрей Агишевы назначили вернисаж именно на эту дату и почему Ройзман с такой готовностью сорвался в Пермь: очень уж ему хотелось побыть в этой тусовке, вернуться в привычную богемно-поэтическую среду, иначе говоря — в молодость. И это удалось, пусть ненадолго.
Тут же нашёлся сборник стихов Ройзмана, и Вениамин Смехов артистично их прочитал:
На дворе скворец клевал
И крошил табак,
На тарелочке лежал
Грустный Пастернак.
Доносился ветра свист,
Веточки дрожали,
И упал с берёзы лист,
Его Ференц звали.
А над речкою стоял
Невесёлый парк,
По дорожке там шагал —
Его звали Марк.
А скрипач играл, играл,
Спрятавшись на крыше,
И шагал себе, шагал
Выше, выше, выше.
В качестве алаверды поэт Андрей Родионов прочитал собственное стихотворение, посвящённое «сложному городу Екатеринбургу», в котором есть такие строки:
…И с фотографии так грозно,
Как только ты, душа, могла
Борец со злом Евгений Ройзман
Взирал из красного угла…
«Борец со злом» в этот день был сосредоточен на искусстве. Пермяки с некоторым изумлением выслушали от него давно знакомую историю о том, что «в городе Бильбао музей современного искусства изменил экономическую ситуацию». Похоже, что Екатеринбургу в ближайшем будущем грозит своя «культурная революция»…
Несмотря на неофициальный характер визита, на вернисаж пожаловали и чиновники во главе с вице-мэром Алексеем Грибановым, и некоторые городские депутаты.
Случай Ройзмана разнообразен, и политическая составляющая в нём не последняя. Хозяин вечеринки Андрей Агишев после этой встречи, похоже, утвердился в своём намерении последовать за Ройзманом по направлению к мэрскому креслу. Во всяком случае, на закрытии «Текстуры» он представился гостям как «будущий мэр этого города».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.