Екатерина Гаспер

журналист

«Цена вопроса будет точно немаленькая»

Для расширения тоннеля на выезде из Перми в сторону Кунгура может потребоваться до 1,5 млрд руб.

Поделиться

После открытия шестиполосного движения по улице Героев Хасана актуализировался вопрос о пропускной способности тоннеля на выезде из Перми на Липовой горе. В нём, как известно, всего две полосы. Ранее власти уже заявляли о необходимости строительства под проходящей здесь железной дорогой второго тоннеля для автотранспорта, однако сроки и источники финансирования этих работ оставались крайне неопределёнными. В беседе с «Новым компаньоном» главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов конкретизировал ситуацию.

тоннель

  Константин Долгановский

— Матвей Владимирович, насколько актуален сегодня для городских властей вопрос реконструкции выезда из Перми со стороны улицы Героев Хасана?

— Задача реконструкции улицы Героев Хасана с организацией двухуровневого пересечения перед администрацией Перми стоит давно — с самого начала возникновения идеи реконструкции этой улицы. По сути, с 2002 года, когда были сделаны первые наброски по проектированию расширения улицы Героев Хасана и выхода на федеральную трассу. Уже тогда было продумано несколько вариантов. Но все они оставались лишь в форме идеи.

На совещании с участием губернатора Виктора Басаргина и главы администрации Перми Анатолия Маховикова 9 октября со стороны главы региона прозвучал наказ в адрес мэрии, связанный с необходимостью доработать этот вопрос и запустить проект в эксплуатацию уже в 2016 году.

Мы и сами понимаем, что быстрее, чем в 2016 году, этого не сделать. Это самый оптимистичный расклад решения вопроса, потому что на этом участке пересекаются интересы трёх субъектов — Перми, Пермского района и федеральный участок Свердловской железной дороги. Три собственника, и нужно учесть в этом проекте интересы каждого, отталкиваться от этого с точки зрения выбора технического решения.

— Есть ли сегодня определённость по сумме, источникам финансирования и срокам реализации проекта?

Главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов — По нашим подсчётам, только один проект будет стоить порядка 30 млн руб., потому что в нём необходимо проработать большое количество нюансов. Так, в него войдут вопросы, связанные с разработкой проекта планировки. Ввиду присутствия на участке трёх субъектов границы проектирования остаются неоднозначными, то или иное техническое решение может их либо увеличить, либо уменьшить.

Необходимо проработать вопросы по сетям, потому что на коммуникациях этого участка находится Липовая гора, некоторые сети уходят дальше, во Фролы.

Нужно решить и вопросы заезда к промышленным предприятиям, расположенным на прилегающей территории. Если проект будет предусматривать строительство тоннеля под железной дорогой, то просто так левый поворот со светофором здесь уже будет точно не сделать, поскольку трафик в этом месте достаточно большой. Может, будут проработаны кольцевые пересечения, либо эстакадные части.

При расчётах стоимости непосредственного строительства пересечения мы брали те тоннели, которые уже построены на территории города. Это второй тоннель около вокзала Пермь II, два тоннеля на улице Васильева. В итоге цена вопроса, по нашим предварительным подсчётам, может колебаться от 800 млн до 1,5 млрд руб. Всё будет зависеть от решения, как будет организовано пересечение, потребуется или нет перенос железной дороги, потому что как один из вариантов рассматривается смещение её оси.

Источник финансирования однозначно будет как минимум двух уровней — городской и краевой бюджет. Кроме того, Министерство транспорта Пермского края будет прорабатывать, каким образом и будет ли в проекте участвовать Свердловская железная дорога.

Вопрос сложный, он требует значительных временных затрат в плане выбора решения. Техническая часть достаточно простая: есть нормативные документы, которые регулируют процесс проектирования. Но с точки зрения архитектурного облика, принципиального решения пересечения участка железной дороги и улицы Героев Хасана  — самая сложная часть. Таким образом, самыми трудоёмкими окажутся подготовительные мероприятия, а всё, что касается строительно-монтажных работ, проще и понятнее.

Вариантов реализации этого пересечения может быть много, все они имеют место быть, но цена у всех разная, что тоже немаловажно. Поэтому мы сейчас изыскиваем возможность, чтобы начать реализацию проекта и в следующем году уже приступить к проектированию, зайти в разработку проектной и рабочей документации. Сроки зависят от того, насколько быстро будет рассмот­рен трёхлетний бюджет города, в рамках которого будет определён источник финансирования проекта, потому что цена вопроса будет точно немаленькая.

Если в 2014 году проектирование будет реализовано, то в 2015-2016 годах реальными станут работы по строительству с учётом того, насколько будет позволять финансирование.

— Какие цели ставятся в реконструкции выезда из города?

— Улица Героев Хасана имеет назначение магистральной. На участке от Чернышевского до Чкалова её реконструировали до четырёх полос движения, от Чкалова до Хлебозаводской — до шести полос с разделительной полосой, от Хлебозаводской до Васильева — до шести полос без разделительной полосы. Остаётся единственный участок — от Васильева до пересечения с железной дорогой. С учётом строительства шестиполосной федеральной трассы в сторону Екатеринбурга имеет смысл применить этот параметр ко всему участку дороги до этой трассы.

Возникает вопрос: каким образом это возможно сделать, поскольку существующий тоннель имеет всего две полосы движения. Либо это будут две полосы в ту и другую сторону, либо шесть полос, но две крайние из них будут «завязаны» на обеспечение доступа к промышленным объектам и жилому сектору.

Надо учитывать, что этот заезд является транзитным между Екатеринбургом и Пермью, через него, возможно, будут завозиться крупногабаритные грузы. Поэтому необходимо сделать транспортную схему, выполнить моделирование транспортных потоков с учётом трафика крупногабаритных транспортных средств.

Не одна идея будет обсуждаться, и не одним человеком будут приняты все решения. То, каким это пересечение будет, покажет время. Может быть, это будет тоннель, может — путепровод для железной дороги, может — автомобильный провод, может — тоннель эстакадного типа.

Все варианты будут увязаны с технологией производства работ, потому что закрывать выезд из города и ограничивать Транссибирскую магистраль с теми потоками транспорта, которые там присутствуют, крайне тяжело. Поезда там ходят со скоростью 60 км/ч, уровень согласования графиков достаточно высокий.

Ограничение движения на время проведения работ будет в любом случае, но каким оно будет, пока не известно. Надо взвесить, что лучше  — использовать дорогу в существующем режиме либо делать движение односторонним, либо строить рядом новый объект и переключать движение.

— Как будет определён подрядчик на проведение проектных работ?

— С 1 января 2014 года вводится новая система проведения процедур по определению подрядных организаций, поэтому пока непонятно, что это будет  — конкурс или торги. С учётом того, что будет вводиться новая контрактная система, условия контракта, скорее всего, будут меняться. От сложности тех решений, которые нужно будет реализовывать, будет зависеть и процедура.


«Ворота в город» должны быть приличными»

Наталья Мельник, председатель комитета Пермской городской думы по бюджету и налогам:

— Мне стыдно: когда едешь из Екатеринбурга в Пермь и при въезде в город видишь неблагоустроенную территорию. «Ворота в город» должны быть приличными  — что из аэропорта, что по автомобильной дороге, которой пользуются много людей, в том числе гостей города.

С этой точки зрения улица Героев Хасана, безусловно, является знаковой. Всё, что касается её благоустройства и может положительно повлиять на ликвидацию пробок, на улучшение городской среды (если это будет сделано достойно и правильно), имеет место быть. Другой разговор, есть ли в бюджете на это деньги. Как бы не повторилась ситуация с Ледовым городком.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться