Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Людмила Максимова

корреспондент

«Это не просто объект, а уже действующий бизнес»

Краевые законодатели не хотят отдавать инвестору пермский аэропорт «бесплатно»

Поделиться

На предстоящем 24 октября пленарном заседании краевого Законодательного собрания депутаты вернутся к рассмотрению законопроекта о приватизации ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Группа законодателей, покинувших предыдущую «пленарку» из-за этого вопроса, по-прежнему не согласна с реализуемой краевым правительством схемой приватизации и готова предложить коллегам и губернатору альтернативный вариант. По мнению депутатов, приватизация путём доверительного управления позволит переложить риски с Пермского края на инвестора, сделает процесс более прозрачным и понятным, а также привлечёт деньги в краевую казну.

аэропорт

Эскиз входной группы в международный аэропорт «Пермь», предложенный архитектурным бюро Hintan Associates
  Hintan Associates

Депутат краевого Законодательного собрания Юрий Ёлохов внёс на рассмотрение коллег проект постановления, предлагающий краевому правительству разработать новый план приватизации государственного имущества Пермского края. Он предлагает провести приватизацию путём продажи акций ОАО «Международный аэропорт «Пермь» по результатам доверительного управления.

Ранее краевым правительством предлагалась иная схема — внесение 100% акций ОАО «Международный аэропорт «Пермь» в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края». Однако часть краевых законодателей усмотрели в этой схеме риски, что и послужило поводом для срыва сентябрьской «пленарки».

«Не только в кулуарах говорится о том, что нынешний вариант приватизации аэропорта предложил сам инвестор, что не совсем правильно. Да, они-то делают правильно — они защищают себя, но ведь и Пермский край тоже должен защищать себя!» — полагает Ёлохов.

Согласно предложенному Ёлоховым проекту постановления, правительству предлагается внести новый план приватизации в срок до 10 ноября. После этого в срок до 20 января 2014 года депутатам должна быть представлена оценка рыночной стоимости акций аэропорта и утверждённый заказчиком проект конкурсной документации для заключения договора доверительного управления, проекты договоров доверительного управления и купли-продажи акций.

Юридическая коллизия заключается в том, что профильный «экономический» комитет краевого парламента перед сентябрьской «пленаркой» уже рекомендовал Законодательному собранию утвердить план приватизации, предложенный правительством. В случае же если проект постановления Ёлохова будет поддержан перед октябрьским пленарным заседанием, то этому же комитету предстоит признать своё предыдущее решение утратившим силу.

Параллельно с этим депутаты также подготовили письмо в адрес губернатора с просьбой изменить схему приватизации аэропорта. Под ним уже подписались более 20 законодателей. «Надеюсь, что Виктор Фёдорович обратит внимание, что там не три депутата поставили свою подпись», — заметил Ёлохов.

По мнению депутата, схема приватизации, предложенная правительством, несёт много рисков для Пермского края.

Юрий Ёлохов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Очень многие говорили о предложенной схеме приватизации: «Ну и пусть неправильно, пусть криво, главное, что поскорее построят аэропорт». Но тем не менее в 2011 году та же группа компаний зашла в Нижний Новгород с обещаниями выстроить аэропорт к 2014 году. Ещё не начали! Надеются, что начнут в декабре. Но я звонил, узнавал, как там ситуация, — сказали, что у них там есть сложности с федералами по земле. Но у нас те же самые сложности, но ещё и с ФАС. Поэтому ускорим ли мы этим процесс — неизвестно.

То, что сейчас прописано в условиях приватизации, говорит о том, что все риски лежат на Пермском крае. Деньги, которые привлекаются в группу, управляемую инвестором, — под гарантии аэропорта. Сам аэропорт передаётся коммерческой организации. Пусть нашей, но это отдельная организация, которая может и обанкротиться. Третье, что никому не нравится, — мы деньги за аэропорт можем и не увидеть, они будут в этой коммерческой организации.

При этом Ёлохов отмечает, что поездка в Екатеринбург, организованная неделю назад администрацией губернатора с целью показать аэропорт Кольцово, который был построен «Реновой», как и микрорайон Академический, никак не повлияла на мнение «несогласных» депутатов относительно приватизации пермского аэропорта.

«Во время этой нашей поездки не было сказано ничего о приватизации пермского аэропорта, нам просто рассказывали, как хорошо работает инвестор аэропорта Кольцово. Мы же не против строительства нового аэропорта у нас. Мы против того, каким образом это было сделано. Все эти сомнения остались»,  — заявил Ёлохов.

Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного соб­рания Пермского края:

— В рамках рабочей поездки в Екатеринбург мы увидели, как динамично развивается аэропорт «Кольцово», порадовались за свердловчан, но эта поездка не дала ответов на проблемные вопросы. Мне импонирует найденное решение по ситуации с застройкой 179-го квартала. Правительство края не побоялось признать ошибки и заявило о готовности организовать новый конкурс. Считаю, что и в ситуации с аэропортом можно найти достойный выход для обеих сторон — и власти, и инвестора.

Однако и те депутаты, которые в сентябре поддерживали краевым правительством схему приватизации, не изменили своей позиции.

Геннадий Кузьмицкий, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Не понимаю, в каком виде вообще эта инициатива будет вынесена на заседание. Есть письмо с предложением, под которым подписались несколько депутатов. Предлагают изменить схему приватизации аэропорта. При этом, замечу, само включение ОАО «Международный аэропорт «Пермь» в план приватизации не оспаривается. Рассматриваются разные варианты. И тот вариант, который предложило правительство Пермского края, и тот, который сейчас предлагают некоторые депутаты, — оба законны. Но если первый — ясный и понятный, то второй — путаный и непонятно зачем нужный. Это желание отдельных депутатов, чтобы приняли именно их предложение, а не предложение правительства. Обыкновенная возня. Ничего дополнительного и интересного версия с доверительным управлением не несёт. Инвестора, который получит акции в доверительное управление, никто не обязывает строить аэропорт. А при схеме, предложенной правительством, действует правило: сначала построй, а потом только получи блокирующий пакет акций. Не знаю, кому это может не понравиться.

Сейчас необходимо уже принять решение, а дальше, когда проект будет реализовываться, — говорить, обсуждать, высказывать мнения.

Виктор Плюснин, председатель комитета Законодательного собрания Пермского края по инфраструктуре:

 — Не думаю, что вариант с доверительным управлением так хорош. Представьте, сколько инвестор вложит средств в аэропорт (в Екатеринбурге в аэропорт, например, вложено 11 млрд руб.), а мы ему взамен на его вложения «доверим управлять».

Та схема, которую предложило правительство, — самая адекватная, на мой взгляд. Это не продажа аэропорта, которую тоже одно время обсуждали, когда с нашей стороны контроль теряется полностью. Реализуя предложенную правительством схему, мы долгое время сможем влиять на ход процесса строительства, кроме того, мы сами принимаем решение — продавать нам часть своих акций или нет.

У нас сейчас стоит конкретная цель — построить аэропорт. И компания, выигравшая тендер, недавно представила нам проект аэропорта в соседнем Екатеринбурге. Надо сказать, предприятие там успешно развивается. Нельзя затягивать с решением о строительстве, ведь наши соседи тоже не стоят на месте. Не доведём вопрос с аэропортом до конца — наш пассажир полетит через аэропорты соседних регионов.

Губернатор Виктор Басаргин во время визита в Екатеринбург также дал понять, что намерен отстаивать ранее предложенный правительством план приватизации, поскольку изменение схемы займёт ещё несколько месяцев, а аэропорт нужно построить как можно быстрее.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:

— У нас нет других шансов: если мы не реализуем проект в два-три года, то наши соседи-конкуренты сделают это быстрее и перехватят потоки: Коми, Киров, Удмуртия. С точки зрения наших представительных органов власти, цель поездки в Екатеринбург была не убедить, а показать, чтобы у каждого появилась возможность поразмыслить, какие шаги надо предпринимать в ближайшее время. Я думаю, этой цели мы достигли. Каждый примет решение, патриот он своего края, либо так и сочтёт возможным ждать каких-то гарантий от инвестора. Я не представляю, если инвестор вкладывает 8 млрд руб., как можно говорить, что он пришёл, чтобы их потерять, закопать, лишь бы быть «подлётной» территорией для Екатеринбурга. Думаю, убеждать в обратном никого не надо.

Тем не менее «несогласные» продолжают настаивать на том, что сегодняшняя ситуация с приватизацией аэропорта вызывает много вопросов.

Лилия Ширяева:

 — Почему Пермский край должен бесплатно передать прибыльное предприятие инвестору? Почему депутаты Законодательного собрания должны подписываться под «схемой», предложенной самим инвестором и, безусловно, выгодной для него, но не для края? Почему в течение длительного времени все действия осуществлялись кулуарно, вразрез с законодательством, а сейчас депутаты должны разделить ответственность за данные действия. И вообще, почему можно не соблюдать требования об открытых конкурсах, когда речь заходит о конкретном инвесторе?

Я буду поддерживать инициативу Юрия Ёлохова. Считаю, что предложенный вариант более эффективно защищает интересы Пермского края. В этом варианте инвестор или строит новый аэропорт или лишается прибыльного предприятия. В варианте, предложенном правительством, инвестор никакими обязательствами не ограничен.

Первый вице-спикер краевого парламента Игорь Папков и депутат Владимир Чулошников также готовы поддержать предложение Ёлохова.

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Появление данной инициативы связано с необходимостью снизить риски, которые может испытать бюджет Пермского края при приватизации определёнными способами. Так, среди четырёх способов приватизации с акционированием выбран вариант приватизации путём внесения 100% акций ОАО «Международный аэропорт «Пермь» в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края». В предложенном варианте в бюджет края от приватизации не поступит никаких доходов. Законодательное собрание не будет принимать участия в определении судьбы доходов приватизации. Под вопросом — получение доходов от аэропорта вообще.

А тот способ, который предложен Ёлоховым, — доверительное управление — более прозрачен и понятен. Там возникают конкретные обязательства по срокам, и необходимо в договоре доверительного управления все пункты чётко прописать, чтобы инвестор понимал свои права и обязанности.

В целом новый проект я поддержу. Главное, что доходы от приватизации краевого имущества попадут в краевой бюджет. А он у нас и так далеко не профицитный.

Владимир Чулошников, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Систему приватизации государственной собственности я застал ещё в 1990-е годы, поэтому знаю, что это такое. В нынешней ситуации построить аэропорт без приватизации мы не в состоянии.

Есть несколько разных форм приватизации. Та, которую предлагает нам сейчас правительство, не очень понятна и лично мне не импонирует. По сути, эта схема предполагает бесплатно отдать объект, который принадлежит не только правительству, но и всем жителям Пермского края.

Причём это не просто объект, а уже действующий бизнес. Который, по скромным подсчётам, уже сейчас приносит более 100 млн руб. прибыли. Отдавать такой объект в надежде на то, что нам его сделают, на мой взгляд, нецелесообразно. Тем более что сейчас у нас дефицит бюджета.

Доверительное управление — это один из реальных выходов из сложившейся ситуации. В этом случае мы не потеряем контроль над объектом.

Депутаты сходятся во мнении, что в условиях дефицитного бюджета деньги от приватизации аэропорта не помешают Пермскому краю, тем более что их есть куда потратить.


Сравнение рисков приватизации акций ОАО «Международный аэропорт «Пермь» путём внесения их в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края» и путём их продажи по результатам доверительного управления

Основание для сравнения Приватизация акций путём их внесения в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Пермского края» Приватизация акций путём их продажи по результатам доверительного управления
Соответствие антимонопольному законодательству РФ Не соответствует, так как:
— критерии отбора участников «конкурса» не ясны и не прозрачны;
— порядок отбора победителя не ясен;
— имеются претензии со стороны ФАС России;
— реального проведения конкурентной процедуры, предусмотренной законом не осуществляется
Договор заключается по итогам конкурса, прямо предусмотренного действующим законодательством РФ
Возможность правового закрепления объёма, сроков и порядка реконструкции аэропорта Возможности нет, так как юридически частный инвестор приобретает акции коммерческой организации (ОАО «Международный аэропорт «Пермь») у другой коммерческой частной организации (ОАО «Корпорация развития Пермского края»). Обязанность по реконструкции с конкретикой нигде не указана Объём, сроки и порядок реконструкции аэропорта будут указаны и юридически закреплены в договоре доверительного управления
Возможность возврата аэропорта в случае неисполнения инвестором обязанностей по его реконструкции Возможности нет, так как не предусматривается юридическая обязанность по реконструкции В силу п. 4 ст. 26 закона «О приватизации» (№178-ФЗ) неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества
Возможность контроля за процессом реконструкции аэропорта у Пермского края Возможности нет, так как все отношения с инвестором имеет частное лицо (ОАО «Корпорация развития Пермского края») Возможность существует, так как стороной по договору доверительного управления выступает Пермский край, и именно перед ним существует у инвестора обязанность по реконструкции аэропорта в определённом объёме, порядке и сроке
Наличие претензий к процедуре у правоохранительных и иных органов Имеются Не имеется
Гарантии для инвестора в полном приобретении аэропорта в собственность при исполнении своей части сделки Имеется (так как изначально он приобретает аэропорт, не имея юридических обязанностей по отношений к Пермскому краю) Имеется, так как в силу закона (ст. 26 закона «О приватизации) при исполнении условий доверительного управления инвестор приобретает 100% акций аэропорта в собственность.
Из пояснительной записки к проекту постановления Законодательного собрания Пермского края «О рекомендациях по разработке прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края на 2013-2015 годы»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться