Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Мы видим усложнение системы»

Госзакупки пытаются поставить под контроль закона и общественности

Поделиться

Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», скорее всего, усложнит действующую систему госзакупок не только для чиновников, но и для всех участников рынка. Такое мнение прозвучало в рамках «круглого стола» на тему «Государственные закупки  — под общественным контролем», где обсуждалась роль гражданского общества в регламентации деятельности чиновников по расходованию бюджетных средств. Систему общественного контроля этого процесса ещё предстоит совершенствовать, уверены эксперты.

Руководитель Агентства по государственным закупкам Пермского края Сергей Пономарёв заявил, что, хотя федеральный закон №94 и критиковали за множество «прорех», им можно было руководствоваться, если бы потенциальные заказчики и поставщики были заинтересованы в качественной работе. По мнению чиновника, единственное преимущество федерального закона №44 заключается в том, что он объединил полный цикл про­цедуры государственных закупок от этапа планирования до момента выполнения услуги, приёмки товара.

«Мы видим усложнение системы, увеличение количества органов власти, которые на законодательном уровне закреплены в качестве контролирующих. Изменение форм и видов контроля. И сохранение тех форм и видов контроля, которые действуют на сегодняшний день, практически без изменений»,  — констатировал Сергей Пономарёв.

И. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Антон Удальёв под­черк­нул, что для его ведомства механизмы контроля остаются прежними. Они изменились в первую очередь для заказчиков, поскольку увеличилось количество органов, которые будут их проверять.

«Возникнет ситуация, когда ругать закон о контрактной системе будут заказчики. Но это будет чуть позже, поскольку все думают, что в формате конкурса будет проще предложить товар на рынок. Через год-другой мы увидим, что у предпринимателей на самом деле будет меньше доступа на этот рынок», — прогнозирует Удальёв, подчеркивая, впрочем, что это его личное мнение.

Закон принят, но для его исполнения необходимо наличие огромного количества законодательных актов, которые планируется разработать до конца текущего года. Решение о том, что антимонопольная служба будет контролирующей в сфере закупок, тоже принято. Поэтому слова главы краевого Управления ФАС о том, что антимонопольщиков «если не любить, то жаловать всё равно придётся», прозвучали очень недвусмысленно.

Председатель Пермского регионального отделения общественного движения «Опора России» Дмитрий Сазонов обозначил ещё несколько рисков, которые несёт ввод в действие нового документа. По его мнению, положительный момент, связанный с узаконенным привлечением крупным бизнесом в ходе конкурсов малых предприятий на субконтракт, нивелируется неясностью этого механизма.

Дмитрий Сазонов, председатель Пермского регионального отделения общественного движения «Опора России»:

— Включение заказа, размещаемого на субконтракте, в общую квоту нельзя оценивать на 100% положительно, поскольку процедура привлечения к исполнению контрактов соисполнителей гораздо менее прозрачна. Это может привести к тому, что в госконтракте будут присутствовать так называемые «свои» или прикормленные крупным бизнесом компании. Это тема, над которой придётся дальше работать.

Ещё один важный вопрос в контрактной системе — о регламентации юридической значимости электронного документооборота. Требования к электронной подписи в данной сфере очень жёсткие, они ограничивают конкуренцию участников рынка электронных услуг, что вносит дополнительную бюрократическую составляющую в процедуру допуска к электронным аукционам.

С 1 сентября Общероссийский народный фронт запустил интернет-портал «Зачестныезакупки.онф.рф», призванный выявлять с помощью общественности сомнительные государственные и муниципальные закупки, а также закупки госкомпаний.

Федеральный закон №44 декларирует обязательное общественное обсуждение наиболее значимых покупок. Эксперты предупреждают: при формировании такого механизма обсуждения важно избежать двух крайностей — предельно «заорганизовать» процедуру, тем самым лишив её независимости, либо пустить её на самотёк, отдать на откуп деструктивным элементам.

Ещё одна опасность — мимикрия мошенников под малый бизнес. Поэтому действенный контроль на стадии исполнения контракта необходим.

Пока есть два механизма реагирования на информацию, размещённую на портале. В первую очередь — мониторинг контролирующих органов, которые могут оперативно реагировать и вносить изменения в сомнительные контракты, закупки.

Второе — возможность после проведения оценки экспертами имеющихся признаков нечестности закупки, подачи напрямую жалобы в ФАС. На портале имеется шаблон жалобы и порядок её заполнения.

Это далеко не все планируемые механизмы полноценного взаимодействия и полного общественного контроля. Их ещё предстоит дорабатывать.


«Закон №44 сделал обязательной процедуру общественного обсуждения конкретных госзаказов»

Олег Сиваков, заместитель директора экономической безопасности предпринимателей Торгово-промышленной палаты РФ:

— Федеральный закон №44 сделал обязательной процедуру общественного обсуждения конкретных госзаказов. Кроме того, появилась возможность обращаться с заявлениями о нарушении прав и законодательства в этой сфере третьим лицам. Это важно. Появилось понятие независимой экспертизы, хотя здесь можно и поспорить. Наконец, появляются нормативы потребления для чиновников, которые действительно возможно конт­ролировать, и не вообще, а в срав­нении с чем-то.

Очень важный момент в законе — понятие эффективности. И понимание, что должна быть разработана методика определения этой эффективности. Это нужно не только для органов надзора, но и для общественности. Пока к опреде­лению эффективности очень субъективный подход.

Есть ещё две очень важные составляющие. Общественный контроль, которым занимаются непрофессионалы, конечно, важная политическая и социальная составляющая. Например, купили чиновники в своё пользование дорогой автомобиль — на это может обратить внимание и непрофессионал. Но есть огромный пласт работы, который нуждается в профессиональных экспертах. В новом законе предусмотрено привлечение профессиональных экспертов за плату. Таким образом, выстраивается система, которая, с моей точки зрения, может реально работать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться