Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Город Ивана Семёнова

В рамках фестиваля «Флаэртиана» состоялась премьера киноальманаха про Пермь

Поделиться

«Флаэртиана-2013» побила все рекорды посещаемости. Коридоры киноцентра «Премьер» не вмещали толпы зрителей, ожидавших начала сеансов, в залах сидели на ступеньках и стояли вдоль стен. Но ничто не привлекло публику так, как премьера фильма к 290-летию Перми «Признание в любви». Картина шла одновременно в двух залах, и всё равно билетов не хватило, несмотря на то, что параллельно происходило ещё несколько «флаэртианских» событий, в том числе творческий вечер Бориса Караджева. Разочарованных зрителей, оставшихся без билетов, утешали сотрудники киноцентра: фильм будет идти в «Премьере» целый месяц.

Почтальоны счастья

Первый самостоятельный фильм Ольги Аверкиевой, набиравшейся мастерства у самого Бориса Караджева, называется «Почтальоны счастья». Действие происходит в день, когда девятилетняя Соня Макарова, которой вся Пермь собирала деньги на операцию, отправляется на лечение в Германию. В аэропорт на утренний рейс спешат три машины: Соня с мамой, Дмитрий Жебелев из фонда «Дедморозим» и мальчик Серёжа из Краснокамского детского дома, который подружился с Соней по переписке. В этот день они впервые увиделись... А на листовках с портретом Сони, развешенных в Перми, появилась надпечатка: «Спасибо, город! Сбор средств закрыт». Зрители прослезились

«Мы давно хотели снять такой фильм, — признаётся продюсер проекта, директор киностудии «Новый курс» Владимир Соколов. — Хорошо, что юбилей случился, и нам дали денег. А на 300-летие Перми, я считаю, надо снять 300 фильмов!»

Пока что сняли девять — каждый по 10 минут. В проекте участвовали 12 режиссёров — от 83-летнего ветерана Константина Березовского до юной Ольги Аверкиевой, которой как раз в день премьеры исполнилось 23 года.

Белая ночь

«Белая ночь»

Начинается «Признание в любви» психоделически: короткометражка Галины Красноборовой «Белая ночь» рассказывает о жизни Перми самой короткой ночью в году — с 21 на 22 июня. В качестве звукоряда использованы фрагменты радиопередач разных лет, в которых звучат намёки на мистическую значимость этой ночи, когда на поверхность выходит древняя подземная река и рождаются люди, способные слышать голоса духов земли. В реальности, впрочем, ничего мистического не происходит: молодёжь веселится в фестивальном городке на эспланаде, гуляют дембеля… Дети, правда, в самом деле рождаются, и деревья напротив родильного дома украшаются поздравительными плакатами.

Работа Семёна Соснина и Константина Шитова посвящена прошлому Перми: это монтажный фильм, составленный из кадров любительской кинохроники. Соснин давно коллекционирует любительские кино- и видеозаписи, и его обширный архив уже послужил основой выставки наивного видео в Музее советского наива.

Честно говоря, сюжеты старых любительских лент довольно однотипны: праздничные демонстрации, новогодние гуляния... Авторам фильма удалось, однако, найти «фишку»: видеоряд сопровождается любительскими стихами о Перми, прочитанными самими кинематографистами или их коллегами. Таким образом, жанр «признания в любви» выдержан у Соснина и Шитова предельно буквально.

Лирическое настроение сменяется весёлым. Редкий жанр документальной комедии удался авторам особенно хорошо.

Страдания по Ивану Семенову

«Страдания по Ивану Семенову»

Фильм Константина Березовского и Сергея Лепихина посвящён кастингу детей для участия в предстоящем ремейке фильма про Ивана Семёнова. Кастинг проводили сам Березовский и исполнитель главной роли в его «Иване Семёнове» Владимир Воробей, а снял и смонтировал этот процесс Лепихин — человек очень скромный, но очень талантливый. Фильм получился феноменально смешным. Сменяющие друг друга выступления детишек, читающих басни, и реакция Березовского при монтаже были нарезаны так ловко, что получилось очень динамичное, бодрое, позитивное и увлекательное зрелище, полное симпатии к людям.

После этой короткометражки на просмотре впервые раздались аплодисменты, которые потом уже просто не смолкали.

Трамвай Улыбка

  Архив ИД «Компаньон»

Много смеялись и во время фильма Рашида Давлетшина. Режиссёр узнал, что в одном из пермских трамваев ездит кондуктор, который жонглирует деньгами. Оказалось, впрочем, что одного любопытного факта недостаточно для целого кино, пусть и совсем коротенького, и Давлетшин вместе со своими студентами придумал для своего героя внутренний монолог, состоящий из анекдотов, которые выдаются за реальные истории, случившиеся с пассажирами трамвая и подсмотренные кондуктором («Бабушка, а почему водитель  — женщина, а голос по радио мужской? Он что, трансвестит?» — «Да нет, деточка, они все вроде русские...»).

Таким образом, заповеди «флаэртианского» кино — кино правды жизни — безбожно нарушены. Да что там! Городские пейзажи, которые появляются как бы по ходу вагона, снимали не из трамвая, а из автомобиля: трамваи попросту не ходят по улице Монастырской или по улице Ленина в районе эспланады...

Зрители, впрочем, не заметили «подделки»: тут же прониклись симпатией к герою фильма и дружно хохотали над его рассказами.

Симфония

«Симфония»

Фильм Олега Федорущенко «Симфония» состоит из очень коротких и динамичных монтажных планов, показывающих репетиции в пермских театрах: тут и симфонический оркестр, и опера, и балет, а также современный танец («Балет Евгения Панфилова» репетирует свой хит «Восемь русских песен») и куклы. И, конечно, драматические спектакли — в ТЮЗе и театре «У Моста», потому что с Театром-Театром не договорились. Фильм в стилистике «лоскутного одеяла» показывает всю пестроту пермской театральной жизни. По признанию самого Федорущенко, полный вариант «Симфонии» продолжается 26 минут, но для альманаха художественный руководитель проекта Павел Печёнкин его безжалостно сократил.

Легенда о пермском медведе

«Легенда о пермском медведе»

Сам же Печёнкин поступил просто и изящно: выбрал знаковое место в Перми и зафиксировал, что вокруг него происходит. Это оказалась скульптура «Легенда о пермском медведе». Люди приходят сюда, чтобы сфотографироваться, прохожие гладят медвежий нос на счастье, коммунисты собираются на пикет, а молодёжь — на флеш-моб с «обнимашками», поёт всем знакомое трио слепых музыкантов «Переход». Объективно и в то же время слегка сентиментально.

Глазами-животных

«Глазами животных»

Совершенно особенный фильм снял Виктор Семёнов, заместитель директора Вишерского заповедника: он показал Пермь глазами животных, которых прогресс заставил приспосабливаться к урбанистической среде.

Пермь Любовь

«Пермь. Любовь»

Завершается всё лирическим монологом мастера пермского артхауса Алексея Романова, который снял свою «навороченную» короткометражку в стилистике рваного потока сознания, но закончил очень внятно: «Пермь — город, где я встретил свою любовь».

Понятно, что не все фильмы одинаково шедевральны, но это неизбежно в подобных альманахах: будь то «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк…», «Гавана…» — картина всегда такая же. Правда, во «взрослых» подобных проектах не замечено прискорбного увлечения «открыточной» аэросъёмкой, которой Павел Печёнкин щедро прослоил фильм, словно пытался как-то отлакировать образ Перми, и тем самым несколько нивелировал откровенность высказываний авторов короткометражек.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться