Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

«Люди живут в стране, не отдавая себе отчёта, кто ими руководит»

Пермские правозащитники проанализировали взаимоотношения граждан и местных властей

Поделиться

Пермский региональный правозащитный центр и Пермская гражданская палата (ПГП) 5 сентября презентовали итоги своего исследования, посвящённого информационной открытости и доступности органов местного самоуправления в Пермском крае. Исследование проводилось с февраля по август 2013 года в Перми, Березниках, Чайковском и Чернушке.

По словам исполнительного директора ПГП Игоря Аверкиева, выяснилось, что многие граждане не обращают внимание на то, с каким именно органом власти они решают свои проблемы: федеральным, региональным или местным. В частности, оказалось, что примерно половина участников фокус-групп считают управляющие компании (коммерческие организации) и даже ТСЖ (некоммерческие организации) «частью» местного самоуправления.

Игорь Аверкиев Игорь Аверкиев, исполнительный директор Пермской гражданской палаты:

— Это приводит к выводу, что органы власти не продвигают свою властную идентичность специально. У меня есть подозрение, что они в этом заинтересованы: чем они анонимнее, чем меньше люди разбираются, тем проще людей запутывать. Хотя я думаю, что такой обдуманный мотив вряд ли у кого-то есть в голове, скорее — это стихийное поведение чиновника. В итоге люди живут в стране, не отдавая себе отчёта, кто ими руководит.

Кроме того, было установлено: только 45% опрошенных обращались в органы власти с информационными запросами, из них почти половина делали это не чаще одного раза в несколько лет. Эксперты констатировали, что в отношении органов местного самоуправления граждане чаще жалуются, требуют, реже спрашивают и почти ничего не предлагают.

В тематике обращений граждан преобладают вопросы благоустройства и ЖКХ (26%), льготы и социальная поддержка (21%) и земельные вопросы (11%).

Подавляющее большинство граждан (97%) удовлетворены сроками получения ответов на свои обращения. По словам Аверкиева, формально органы местного самоуправления вполне дисциплинированы, если говорить о сроках ответов на запросы. Если же говорить о качестве, то часто ответы являются «отписками», однако этот аспект не был предметом исследования. Но удивительнее то, что 53% опрошенных в той или иной степени удовлетворены полученными ответами и только 15% однозначно не удовлетворены.

Ещё один из выводов исследования: самый эффективный и вызывающий удовлетворение институт информирования граждан, по мнению многих опрошенных, — публичная встреча с главой муниципалитета.

Основная «информационная проблема» граждан с органами местного самоуправления, по заключению экспертов, — это отсутствие адекватной и оперативной информации в чрезвычайных ситуациях.

Игорь Аверкиев:

— У нас существует один повод — чрезвычайная ситуация (ЧС), когда у людей массово появляются информационные запросы к органам местного самоуправления. Например, отключение воды или электричества в микрорайоне, перекрытие движения и так далее. Выяснилось, что как только случается ЧС, органы власти не имеют никакой возможности информировать население о том, что произошло, когда это изменится и что делать в этой ситуации. Оказалось, что не существует специальных информационных регламентов, которые бы обеспечивали срочное и массовое информирование населения. Случись что — социальная напряжённость и даже паника гарантированы.

В нормальном обществе людям никакой информации от властей не надо, поскольку существует масса каналов сообщения этой информации. Людям нужна информация от власти тогда, когда что-то не так. Но у нас именно когда что-то не так, ничего нет для информирования.

Руководитель информационно-аналитического управления администрации Перми Андрей Никитин, присутствовавший на презентации исследования, согласился с тем, что проблема информирования граждан в ЧС существует. Он сообщил, что «газовые атаки», которые были в Перми этим летом, подтолкнули местную власть к подготовке постановления, а котором будут прописаны механизмы чрезвычайного и массового информирования. Пока же действует временный механизм — решение об информировании принимает глава Перми, и пресс-служба размещает информацию на официальном сайте, а затем распространяет сообщение в СМИ.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться