Елена Лодыгина

Елена Лодыгина

журналист

Депутаты Пермской гордумы и горадминистрация обсудили возможные варианты вывода транспортной отрасли из кризиса

Дефицит транспортного бюджета в этом году достигнет 2,014 млрд руб., как вариант предлагается сократить часть маршрутов и отказаться от кондукторов

Поделиться
трамвай салон

  Архив ИД «Компаньон»

В Пермской гордуме вновь обсудили итоги работы транспортной отрасли за 10 месяцев 2020 года. По итогам октября общественным транспортом в Перми было перевезено 15,666 млн пассажиров. Для сравнения, в сентябре — около 17 млн человек. Пассажиропоток за день в октябре составил 530 тыс. человек, в сентябре — 640 тыс. За 10 месяцев 2020 года кассовый разрыв сложился в размере 1,577 млрд руб. «Если до конца года сохранится динамика октября, разрыв между доходами и расходами составит на уровне 2,014 млрд руб.», — сообщил начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин.

Краткий отчёт прозвучал 16 ноября в ходе заседания временной комиссии по контролю за организацией работы транспортной модели в Перми. Пермская мэрия представила депутатам несколько вариантов сокращения кассового разрыва между доходами и расходами транспортной отрасли в следующие годы.

Основные из них — это взыскание штрафов за неработающие датчики, недополученных доходов с перевозчиков в судебном порядке, внесение изменений в систему пересадок (персонификация пассажиров) и локальная корректировка объёмов работы. Здесь речь идёт о сокращении трёх городских маршрутов: №19 (на участке от центрального рынка до ул. Попова), №42 (от площади Карла Маркса до центрального рынка) и 59 (от Ипподрома до ул. Карпинского).

Отдельным нововведением может стать появление бескондукторной системы оплаты проезда — в результате реформы расходы транспортной отрасли удастся сэкономить более 500 млн руб. Новую систему предлагается ввести уже с 1 июля 2021 года. По предположительным оценкам, количество безбилетников составит 20% от общего пассажиропотока, что значительно меньше, чем тратится сегодня на содержание кондукторов. Но в этом случае перевозчикам придется оборудовать транспортные средства турникетами, а горадминистрации — увеличить штат контролёров. При этом рассматриваются три варианта сокращения расходов: перевод кондукторов в штат муниципальных предприятий, внедрение бескондукторной системы в автобусах малой и средней вместимости, полный отказ от кондукторов в общественном транспорте Перми. Пермская мэрия предложила в срок до 1 июля 2021 года подготовить решение, а предварительно в качестве эксперимента ввести бескондукторную систему оплаты в нескольких маршрутах, чтобы получить реальные цифры по количеству безбилетников.

По словам председателя временной комиссии по контролю за организацией работы транспортной модели в Перми Александра Филиппова, все решения по сокращению маршрутов, переходу на бескондукторную систему оплаты проезда должны приниматься не в ущерб жителям и обсуждаться с привлечением всех депутатов.

Поэтому временная комиссия предложила все проекты городской администрации по сокращению разрыва между доходами и расходами транспортной отрасли выносить на более широкое обсуждение — на пленарное заседание Пермской гордумы.

Так, например, по словам депутата гордумы Дениса Ушакова, для того, чтобы менять систему, необходимо провести полный её аудит на предмет: возможна ли оптимизация без уменьшения объёмов транспортной работы.

«Сейчас администрация повторяет как мантру, что необходимы сокращения. Либо сокращение транспортной работы, либо урезание маршрутов, либо уменьшение количества подвижного состава. Но всё это приведёт к снижению качество услуги. То, что мы декларировали по бесплатным пересадкам, по сути, станет разменной монетой, так как будет наблюдаться большой объём убытков, который возникнет в транспортной отрасли. И дальше, к сожалению, мы будем вынуждены принимать непопулярные решения», — пояснил Денис Ушаков.

По словам депутата Пермской гордумы Владимира Молоковских, допустимая погрешность по АСУ в 7%, которая сегодня установлена горадминистрацией для перевозчиков, является ничем иным, как маржой, которую частник складывает в собственный карман, а администрация не может их взыскать.

«Когда я слышу комментарии по поводу сокращения либо количества маршрутов, либо вместимости автобусов, то речь идёт не о снижении качества, а объёма оказываемой услуги. Меньший объём услуги — меньшая доходная часть. Но попытка снизить убытки за счёт сокращения транспортной работы приведёт не к их уменьшению, а к их стабилизации и к возмущениям населения», — считает вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова.

По словам депутата Пермской гордумы Павла Фадеева, сегодня недопустимо вмешиваться в систему пересадки, разделяя пассажиров на тех, кто едет в магазин, и тех кто едет в детский сад.

«Если мы будем вести речь о каких-то корректировках в этой части, то вопрос надо выносить на заседание думы, чтобы все депутаты в этом поучаствовали, и была не только совещательная проработка этого вопроса, а с проведением экспериментов. Чтобы мы могли понять, что все эти решения будут приняты не в ущерб пассажирам. В ином случае я буду выступать против любых предложений в этой части», — заявил он.

Его поддержал Александр Филиппов, предложивший рекомендовать администрации любые изменения, связанные с финансово-экономической моделью, осуществлять после того, как они будут озвучены в рамках пленарного заседания.

«Наша комиссия собирается раз в месяц и обсуждает, смотрит финансовые показатели отрасли, и наш прогноз подтверждается — убытки по отрасли достигают больше 2 млрд руб. И сейчас перед комиссией возникают два основных вопроса: где взять эти деньги, и как сделать так, чтобы в следующие годы не только зафиксировать рост этих убытков, а максимально снизить их, чтобы транспортная система стала более сбалансированной», — пояснил Александр Филиппов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться