Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Московская пресса восприняла «золотомасочные» балеты Пермского театра оперы и балета неоднозначно

Поделиться
Московская пресса восприняла «золотомасочные» балеты Пермского театра оперы и балета неоднозначно

Фото с сайта goldenmask.ru

После показа в рамках фестиваля «Золотая маска» балетов «Свадебка» и «Шут» Пермского театра оперы и балета в центральных СМИ появилось много откликов, среди которых немало положительных и даже восторженных.

«Новости культуры» телеканала «Россия-Культура» утверждают, что нынешняя «Золотая маска» стала «бенефисом Пермского театра оперы и балета», и особенно хвалят главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко и дирижёра Теодора Курентзиса: «Теодор Курентзис в этот вечер настраивается на особую волну. Впервые играет такого Прокофьева. Знает   — оркестру будет нелегко, верит   — они справятся. Для него это тоже вызов: открыть нового, неизвестного Прокофьева».

По поводу исполнителя роли Шута Александра Таранова «Новости культуры» говорят:

«Александр Таранов, номинант на «Золотую маску», кажется, с «Шутом» сроднился».

Завершается сюжет следующими словами: «Абсурдисткий сюжет русской народной сказки пермская труппа отыграла на одном дыхании. Кажется что «Шут» всегда был в репертуаре. Может быть, у этой истории будет счастливая судьба, и первый балет Прокофьева встанет в ряд с его великими шедеврами».

Анна Галайда в «Ведомостях» более сдержанна. Как особое достоинство она отмечает «проектный» характер спектакля «Свадебка»   — «Геревень»: «Не так уж часто балетный спектакль ставится на специально заказанную музыку».

Галайда с достойной уважения исторической справедливостью напоминает, что взлёт Пермского театра оперы и балета начался вовсе не с Теодора Курентзиса: «В том, что Пермский театр оперы и балета умеет соблазнять самых утомлённых поклонников прекрасного, Москва убедилась давно: именно благодаря пермякам у нас звучали раритетные оперы Монтеверди и Массне, показывали балеты Баланчина и Роббинса. И на этот раз балетная труппа, вообще-то считающая своей специализацией русскую академическую классику, сервировала вечера для гурманов».

В то же время строгий критик отмечает недостатки нынешних постановок: «…пермское исполнение западных шедевров пока сложно назвать эталонным: «Свадебка» из балета земного превращается в небесный, практически «Шопениану», баланчинские, наоборот, обретают тягучесть, а Kammermusik №2   — ещё и полное отсутствие юмора».

Тем не менее, Галайда отмечает стремительный качественный рост пермской балетной труппы: «…две программы показали совсем не ту труппу, которая совсем недавно, всего три-четыре года назад, танцевала на гастролях «Серенаду» и «Корсара»… Метаморфозы пермской труппы идеально отражает «Шут». На премьере он выглядел музейной экспозицией во славу дягилевских «Русских сезонов»   — хореографические комбинации Мирошниченко, не лишённые изящества и остроумия, казалось, тонули в драйве оркестра, ведомого Теодором Курентзисом, и размашистых, как пощёчина, лубках Ларионова. Полтора года спустя «Шута» оказалось не узнать. При этом оркестр не рассыпался, а сценография, хотя и подвергшаяся испытанию чужой сцены, всё же продемонстрировала свою мощь. Исполнители же, танцевавшие премьеру с осторожностью и аккуратностью людей, попавших на минное поле, с тех пор нашли общий язык и с радостно-крикливыми костюмами Татьяны Ногиновой, и с экзальтированной музыкой, и с сочной хореографией».

Самый «страшный» балетный критик   — Татьяна Кузнецова из «Коммерсанта», острого пера которой опасаются все балетные «звёзды», начала свою рецензию категорически хвалебно: «На всероссийском театральном фестивале безоговорочно лидирует Пермь».

Но тут же сделала несколько замечаний: «Сумасшедшинки» в честном и чистом исполнении пермяков как раз и не хватило: весь темперамент и чувственные страсти «Свадебки» стекли в оркестровую яму, где Теодор Курентзис со своими музыкантами устроил отдельный праздник невероятного эмоционального накала… В Kammermuzik N2 шуточки и приколы позднего Баланчина до публики не дошли по вине самих артистов, слишком серьёзных и слишком почтительных к наследию Мистера Би».

По поводу «главного» источника номинаций на «Золотую маску»   — балета «Шут» Кузнецова считает, что«лучшее в балете   — восстановленные ларионовские декорации: шесть полных перемен картин, феноменальных по богатству красок и фантазии… Но вот хореография Алексея Мирошниченко оказалась слишком «культурной» и дробной для размашистого скоморошьего действа».

Заканчивается рецензия метафорично: «В целом балет похож на смачный простонародный анекдот, многословно пересказанный образованной пожилой дамой, избегающей матерных выражений».

Обозреватель «Московского комсомольца» Павел Ященков очень хвалит хореографию и в целом постановку «Шута»: «Получился отличный спектакль с пронизанной юмором хореографией, веселый, яркий, запоминающийся. Совершенно очаровательно в роли молодого Шута смотрелся знакомый нам по телевизионному проекту «Большой балет» Александр Таранов (он и исполнительница партии Шутихи Ляйсан Гизатуллина выдвинуты на «Маску» в исполнительских номинациях). Он не просто танцевал довольно сложный хореографический текст, но жил в своей роли естественно, с чувством свободы. Смотреть насыщенное танцами действо про то, как «молодой шут надул семь старых и глупого купца» (эта надпись красовалась на расписном ларионовском занавесе), по мотивам где-то раздобытых Дягилевым сказок Пермской губернии, увлекательно и интересно. Ровно так же увлекательно, как слушать музыку не слишком известного балета Прокофьева в блистательном исполнении оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса (худрука театра), также выдвинутого на «Маску».

А gazeta.ru и её критик Кирилл Матвеев не сочли выступление пермского балета безупречным. По поводу «Шута» он пишет: «Этот программный балаган и лубок, кажется, затеян ради восстановления сценографии Михаила Ларионова, за эскизами которого пермякам пришлось ехать в Третьяковскую галерею… Кукольные драки и шуточные свары замешаны на сочетании классического и народно-характерного русского танца, что неудивительно: хореограф просто решил пересказать как бы славянский сюжет. Пряная прокофьевская музыка оттанцована в каждом миллиметре (не считая оркестровых антрактов), пластическая картинка мельтешит непрерывно, что привело автора этих строк к психологической и визуальной усталости. Танцевальная насыщенность балета ошарашивала, но других впечатлений было маловато. Разве что номинант «Маски» на лучшую мужскую роль Александр Таранов в роли Шута, который ловко проделывал трюки и уморительно подражал женским повадкам… Вдохновенный, как всегда, Теодор Курентзис за дирижёрским пультом добавил положительных эмоций этому разнокалиберному вечеру, в котором более качественную хореографию танцевали хуже, а менее удачную   — наоборот».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться