Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Добавить в избранное

Поделиться

Moby & The Void Pacific Choir — These Systems Are Failing

Moby давно известен как веган, пацифист и антиглобалист. Например, в далёком 1996 году, то есть уже после релиза Play, принёсшего американскому диджею мировую популярность, он выпустил панк-альбом с говорящим названием Animal Rights. К своему 51 году мистер Ричард Мелвилл Холл продолжает с молодой горячностью гнуть свою линию, причём не только на странице в Facebook: Moby владеет «зелёным» рестораном, вся прибыль от которого, по его словам, уходит на благотворительность. Новый сольный LP (The Void Pacific Choir лишь абстрактная стилевая метка) собрал в себе накопленный жар политической энергии и засвидетельствовал превращение музыканта в общественного деятеля.

Собственно музыкальных решений в альбоме немного. Шугейз смешивается с хаусом, и полученная реактивная смесь заставляет пронестись сквозь все 12 треков в плоскости однообразного альтернативного рока. О чём поёт Moby, догадаться несложно: мир на пороге катастрофы, и, если мы не возьмёмся за проблемы планеты прямо сейчас, не перестанем быть «жирными, слабыми, глупыми и суетливыми», то все умрём. Говорить об эстетическом оформлении этого высказывания едва ли возможно, коль скоро задействован принцип: чем громче, тем убедительнее. Могло ли быть иначе? Лучшим ответом послужит последний альбом Пи Джей Харви, выразившей своё неравнодушие к мировым бедам с художественной силой, но без агрессивного назидания. Пожалуй, единственное, что впечатляет в These Systems Are Failing, — искренность веры, с которой Moby пытается вытащить слушателя из зоны комфорта. Очевидно, задача максимум заключалась в том, чтобы жаром проповеди перетянуть слушателя на свою сторону, задача минимум — в том, чтобы снизить массовый аппетит к стейкам.

Слушать. Купить.

Wadada Leo Smith — America’s National Parks

Сегодня в авангардном джазе это имя — одно из центральных. Американский композитор, записавший без малого полсотни альбомов, трубач, освоивший дополнительно несколько экзотических инструментов, растафарианец и общественный деятель, Вадада Лео Смит принимает на себя роль если не демиурга, то гуру особой творческой реальности. В поисках иного музыкального измерения он ратует за независимость и равноправие музыкантов в рамках «оркестрово-ансамблевого» целого. «Я импровизатор, и моя музыка — для импровизатора», — пишет Смит в своей книге 1973 года, имея в виду свободу за пределами обычных джазовых вольностей. Для создания нынешнего двойного альбома он пригласил в «Золотой квинтет» молодую виолончелистку Эшли Уолтерс и проверенных импровизаторов: пианиста Энтони Дэвиса, контрабасиста Джона Линдберга, барабанщика Ферона Аклаффа.

Несмотря на всю концептуальность и даже философичность своего творческого подхода, Вадада Лео Смит вкладывает в произведения внятные, нередко политические посылы. Так, пластинка Ten Freedom Summers напомнила о движении за гражданские права чернокожих, а новый альбом посвящён американским национальным паркам, существующим как в реальности, так и в воображении автора. Названия пьес словно описания необъятных (по разным причинам) музейных экспонатов: «Река Миссисипи: тёмный и глубокий поток снов — национальный мемориальный парк, ок. 5000 лет до н.э.» или «Йеллоустоун: первый национальный парк и дух Америки — горы, кальдера супервулкана и её экосистема, 1872 год». Остальные «экспонаты» — охраняемые природные зоны Йосемити, Секвойя и Кингс-Каньон, а также Новый Орлеан, обозначенный как «национальный культурный парк» и Эйлин Джексон Саутерн — издатель и музыковед, которую Смит решил назвать «национальным литературным парком».

«Золотой квинтет» пишет абстрактные музыкальные полотна, в которых видны и штрих, и смена тона, но едва различимы сами объекты. В работах, охватывающих от семи минут до получаса, хаос гордо бродит по звуковым просторам до очередного композиционного забора. Тугой ритм контрабаса и мелодичная партия трубы ограждают территорию для скрежета виолончели и рассыпающегося на аккорды фортепиано, а потом так же легко перенимают от них поведение диких зверей. Увидеть за всем этим национальные парки поможет лишь раскрепощённое воображение. Если нет, останется лишь понаблюдать за той синергией, которая возникает в вольнице импровизаторов.

Слушать. Купить.

Motorama — Dialogues

Говорить сегодня «нордический поп-рок» применительно к Motorama как-то неловко. Всё-таки группа из Ростова-на-Дону существует больше десяти лет, и пресловутая волна нового русского инди, к которой её привыкли относить, давно схлынула и забылась, сменившись серией волн поновее. Конечно, интересы Влада Паршина и его команды идут дальше однажды освоенного стиля. Музыканты параллельно занимаются двумя сайд-проектами: «Утро» играет дремучий пост-панк, питающийся русской мистикой, «Лето в городе» (ранее «Берген Кремер») делает электронику, стилизованную под несбывшееся городское ретро. Собственно Motorama продолжает облекать англоязычные тексты в романтичную гитарную музыку, умудрившись не растерять самобытности.

Альбом Dialogues отличается от предыдущих в диапазоне технических нюансов. Паршин с лёгкой иронией объясняет, что звук меняется естественным образом, вместе с куплей-продажей «железок». Действительно, несколько разнообразнее звучат синтезаторы (Reflection; Deep), чаще появляется акустическая гитара (Above the Clouds), вокал стал чуть распевнее (Tell Me). При этом никуда не делись ни упругая ритм-секция, ни аскетичный бас, ни размытый образ лирического героя. Музыка Motorama стала взрослее, но сохранила связь со своим слушателем — прилично одетым городским жителем со сбалансированной культурной повесткой в голове. С этой точки зрения ростовская группа уже стала поколенческим явлением, той приметой, по которой когда-нибудь будет приятно вспомнить 2010-е годы.

Слушать. Купить.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться