Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Краевой закон о реформе МСУ требует внесения изменений в 178 муниципальных уставов

Главам дали всего три месяца

Поделиться

На заседании Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края его члены обсудили вопрос приведения уставов в соответствие краевому закону «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».

Ранее депутаты краевого Законодательного собрания в ходе ноябрьского пленарного заседания во втором чтении приняли законопроект о принципах организации местного самоуправления в регионе. Отдельно была принята поправка депутата Геннадия Кузьмицкого, поступившая после назначенного срока, которая предполагает отмену прямых выборов глав во всех городах и районах Пермского края. Согласно ей, главы будут избираться из числа депутатов представительных органов и будут являться одновременно главой муниципалитета и главой представительного органа.

Директор департамента муниципальных правовых актов администрации губернатора Пермского края Ирина Сальникова напомнила, что до 12 марта 2015 года все территории должны будут внести изменения в свои уставы, согласно которым главы муниципалитетов будут избираться из числа депутатов, а исполнительную власть возглавят наёмные сити-менеджеры.

Муниципалитеты к такому ограничению сроков оказались не готовы.

Игорь Малых, председатель Земского собрания Краснокамского района:

— Нам говорили, что дадут больше времени на внесение изменений в уставы. А сейчас куда-то гонят, непонятно зачем. Внесение изменений в устав — важная вещь, надо продумать каждый момент. Я знаю, что некоторые поселения ещё не приняли бюджеты, а про изменения уставов вообще не думали.

Сальникова ответила, что со сроками ничего сделать нельзя, так как «складываются такие обстоятельства».

Ирина Сальникова, директор департамента муниципальных правовых актов администрации губернатора Пермского края:

— Внесение изменений в устав обязательно для всех муниципалитетов, у которых меняется порядок избрания глав, статус глав и сроки их полномочий. Подвинуть сроки по изменению устава мы не можем. Они установлены федеральным законодательством — три месяца с момента вступления в действие закона о принципах организации местного самоуправления. С учётом актуальности темы внимание к соблюдению сроков будет высоким. Давайте примем в этот трёхмесячный период основные изменения по типовым формулировкам, а потом додумаем, что можно ещё добавить.

Как отметила Сальникова, изменения потребуется внести в 178 уставов муниципальных образований. Пять уставов потребуют изменения сроков полномочий глав, один — изменений порядка формирования представительного органа власти. В 167 уставов придётся внести изменения, касающиеся изменения порядка избрания главы муниципалитета. В ещё 86 уставов будут внесены поправки, касающиеся полномочий главы.

Одним из самых главных вопросов, связанных с реформой МСУ, был вопрос, как пройдут первые выборы по новой схеме, учитывая, что сроки полномочий глав и представительных органов не совпадают во многих муниципалитетах.

Ирина Сальникова:

— В ряде территорий полномочия главы администрации заканчиваются раньше, чем у представительного органа. Мы долго спорили, надо ли ориентироваться в этом вопросе на сроки избрания глав. Думали, нужен ли нам такой ограничитель. Предлагается такой вариант. Если срок полномочий действующего главы истекает на два года раньше полномочий Земского собрания или городской думы, последние на оставшийся период избирают из своего состава нового главу и назначают главу администрации. Если полномочия главы заканчиваются менее чем за два года до окончания депутатских полномочий, из числа депутатов назначается исполняющий обязанности главы до истечения срока действующего представительного органа. В статусе и. о. работает и назначенный по конкурсу сити-менеджер. Тот же самый механизм действует в том случае, если полномочия гордум или Земских собраний заканчиваются раньше, чем полномочия глав исполнительной власти.

По словам Сальниковой, вариант досрочного сложения полномочий представительного органа теоретически возможен, но не является приоритетным, так как требует больших финансовых и временных затрат, а также с ним связано много рисков.

Председатель Земского собрания Осинского района Сергей Генеральчук отметил, что «куда меньше рисков, если полномочия досрочно сложит действующий глава». Сальникова с ним согласилась.

Председатели Земских собраний также отметили, что обычно, если представительный орган вносит изменения в устав, то они начинают действовать только со следующего созыва.

«За исключением изменений полномочий, сроков полномочий и порядка избрания глав. Эти изменения вступают в силу сразу по истечении сроков полномочий глав. Это становится своеобразной точкой отчёта для принятия новых правил», — пояснила Сальникова.

Поделиться