Дмитрий Махонин: Я в курсе дел

Прежнему руководителю краевого управления ФАС краснеть за своего преемника не приходится

Поделиться
Дмитрий Махонин

Дмитрий Махонин
  Ирина Молокотина

Экс-руководитель Управления ФАС России по Пермскому краю, а ныне начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин дал интервью газете «Звезда», в котором рассказал, как оценивает деятельность своего преемника — Антона Удальёва.

Дмитрий Махонин, начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России:

— Я в курсе дел. У нас в службе налажен серьёзный мониторинг СМИ. Кроме того, я общаюсь со многими людьми — чиновниками и депутатами — и здесь в Перми, и в Москве. И могу сказать, что за действия коллег, в первую очередь, нынешнего руководителя региональной антимонопольной службы Антона Удальёва, мне краснеть не приходится. Из-за его принципиальности и врождённого чувства справедливости в своё время я и рекомендовал его на эту должность.

Нравится он кому-то или нет — это оценочные суждения. Один из показательных критериев эффективности руководителя антимонопольной службы — это количество выигранных судебных процессов. Всё остальное от лукавого. Можно сколько угодно рассуждать о справедливости или несправедливости государственных закупок, но возьмите в руки статистику. Сотрудники регионального управления рассматривают ежегодно около 1500 жалоб и проигрывают единицы споров в судах. И в этом большая заслуга руководителя.

Махонин также прокомментировал мнение о том, что кандидатура Удальёва на посту руководителя антимонопольного управления (сейчас Удальёв в статусе «и. о.»  — ред.) не устраивает губернатора Пермского края Виктора Басаргина.

Дмитрий Махонин:

 — Окружить себя исключительно «своими и нашими» не получится ни у одного руководителя региона. Тем более, касаясь представительства в надзорных органах. Ведь на то она и щука, чтобы карась не дремал! Более того, я убеждён, что ставка на «своих» людей именно в надзорных органах может обернуться «боком» для главы любого региона. Ведь это первый шаг к коррупции. К сожалению, коррупционные схемы зачастую являются сопутствующим фактором в мире бизнеса и власти. И пока не улучшится деловой климат, пока антимонопольные прегрешения не будут вызывать общественного порицания, мало что изменится. Но это не значит, что мы будем сидеть сложа руки.

Отрицательное заключение губернатора на согласование кандидатуры Удальёва на пост руководителя региональной ФАС вещь, конечно, неприятная, но не смертельная. В любом случае, решение остаётся за руководителем ФАС Игорем Артемьевым. К слову, недавно он встречался с пермским губернатором. Шли переговоры о заключении соглашения о взаимодействии властей Пермского края с антимонопольным ведомством. Есть у нас такая практика: заключено уже несколько десятков соглашений с теми, кто уважает закон «О защите конкуренции». Но каких-либо претензий в адрес региональной антимонопольной службы губернатор, насколько я знаю, не высказывал. Просто нынешнее, так скажем, неудовольствие главы региона продиктовано принципиальной позицией Удальёва по ряду непрозрачных схем, в том числе по вопросу приватизации пермского аэропорта.

По словам Махонина, информация об отце Удальёва, которая тиражируется в СМИ, — это «бред».

Дмитрий Махонин:

 — Читал я весь этот бред. И ладно бы в жёлтой прессе, так нет — в газете, которая позиционирует себя чуть ли не главным рупором губернатора (речь идёт о газете «Времечко», издаваемой медиахолдингом Кирилла Маркевича  — ред.). Всегда считал, что проправительственные издания — это серьёзные СМИ с аналитикой и исчерпывающими комментариями, которым никак нельзя опускаться до критики, граничащей с оскорблениями. А что получается? Видел на страницах губернаторского издания коллаж: депутат, являющийся противником губернаторской схемы приватизации аэропорта, сидит на метле, а глава региона — в самолёте. Ладно, хоть на борту не было написано «Ренова» — это название группы компаний, которая оставалась бы в выигрыше. Что делать в подобных случаях народным избранникам и вообще тем, кто имеет отличное от губернатора мнение? Обмениваться ударами? Как-то несолидно.

Не все знают, что в городе произошёл серьёзный передел медийного рынка. Ничего такого особого вроде бы здесь нет, но методы воздействия, используемые «новичками», вызывают определённые вопросы. Взять ту же публикацию про отца и сына Удальёвых. Мало того, что там много домыслов, незаслуженных обвинений ФСБ в их покровительстве, так ещё и элемент раскрытия государственной тайны! И всё это — в прогубернаторской прессе!

Если бы кто-то хотел докопаться до истины, то спросил бы у меня. Ведь вопросы о тех аукционах нужно было адресовать мне, поскольку я возглавлял в то время региональное антимонопольное ведомство.

По словам Махонина, жалоб на аукционы, в которых участвовал Вадим Удальёв (отец Антона Удальёва  — ред.), не было.

Дмитрий Махонин:

— Вы можете представить объём муниципальных конкурсов? Это тысячи, десятки тысяч сделок. Заказчик формирует документацию, а мы реагируем, когда к нам поступают жалобы. Их не было. И отец Антона Удальёва стал заниматься бизнесом задолго до того, как его сын был назначен руководителем надзорного органа, да и вообще оказался на службе. Вся эта кампания по дискредитации и очернительству строится на простом расчёте. У нас ведь как судит обыватель: дыма без огня не бывает. Поэтому можно породить сомнения в принципиальной позиции любого руководителя. Сделать его позицию уязвимой.

Ещё раз повторю, что всё это появилось в близком к губернатору издании. Понимаете, глава региона и так наделён большими полномочиями, у него есть существенные рычаги воздействия. Если появились сомнения в честности какого-нибудь руководителя — правоохранительные органы быстро всё проверят. А пользоваться такими недостойными методами — это признак слабости.

По словам Махонина, все претензии ФАС к действиям региональных властей вызваны непрозрачностью проводимых процедур.

Дмитрий Махонин:

— С нашей точки зрения, выбирать инвестора для реконструкции аэропорта необходимо по той процедуре, которая прозрачна и понятна. Идеальный вариант — аукцион, продажа по максимально высокой цене. Опасения, что в таком случае не появится желающих купить аэропорт, беспочвенны. Мы наблюдаем прирост уровня авиаперевозок, это прибыльный бизнес. А Пермский край в условиях дефицитного бюджета является обладателем ликвидного актива, который должен принести максимальную выгоду. Вот и всё. Сейчас антимонопольное ведомство России рассматривает дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», связанное со схемой приватизации пермского аэропорта. Дело непростое, но будет рассмотрено в ближайшие месяцы. Если будет установлен факт нарушения, то наверняка будут судебные разбирательства, что затянет процесс как минимум на тот же год или даже больше. Что получается быстрее?

Как говорит Махонин, недавняя поездка Виктора Басаргина в Екатеринбург только добавила ФАС «пищи для размышлений».

Дмитрий Махонин:

— Поехали знакомиться с объектом, построенным «Реновой», в тот момент, когда мы выясняем: есть или нет согласованные действия, а проще говоря, сговор с этой компанией. Добавили нам, что называется, пищи для размышления. С точки зрения конкуренции можно было не только в Екатеринбург, но и в Сочи депутатов свозить. Показать им в будущей столице зимних Олимпийских игр аэропорт, построенный компанией «Базэл», тоже претендовавшей на пермский аэропорт, или аэропорт Новосибирска Толмачёво. Было бы что и с чем сравнивать.

Я знаю, что 23 октября законодателя подготовили письмо губернатору, где предложили вариант доверительного управления. Я его не рассматривал с точки зрения эффективности, поскольку эта альтернатива является своего рода «ответом Чемберлену». Своеобразный такой политический акт. А мы политики сторонимся, хотя нас туда постоянно пытаются втянуть. Так что будет день, и будет пища. Внесут официально этот вариант — будем оценивать.

По мнению Махонина, нарушения в деятельности краевых властей были и до прихода в регион Виктора Басаргина.

Дмитрий Махонин:

 — Логика властей во взаимоотношениях с контролирующими органами во все времена одна и та же. В бытность губернаторства Олега Чиркунова чиновники тоже говорили: не мешайте нам проверками, дайте реализовать свои идеи, и мы вам покажем сказку. В итоге стали создавать автономные учреждения, где нарушений было выше крыши. Кто-то понёс за это ответственность? Нет, прежняя губернаторская команда вся хорошо трудоустроилась — одни уехали в Москву, другие стали депутатами. Надо уходить от этой порочной практики — пытаться правдами и неправдами обойти закон. Это опасный путь. Ещё и потому, что показывает плохой пример для муниципальных руководителей, представителей бизнеса. Мы и так повсеместно наблюдаем правовой нигилизм. А после приватизации аэропорта по малопрозрачной схеме, уверяю, начнётся цепная реакция. Почему одним можно, а другим нельзя?! В конце концов есть закон, который все — и рядовой обыватель, и губернатор — обязаны соблюдать.

На мой взгляд, кризис доверия во многом произошёл из-за личных качеств губернатора. Виктору Басаргину долгое время прививали имидж этакого хозяйственника, справедливого начальника, который ездит по территориям, всем улыбается и раздаёт направо и налево обещания. А его довольно жёсткая позиция по приватизации аэропорта пошла вразрез с привычным образом, вызвала некий диссонанс у тех же краевых законодателей. Ударить кулаком по столу первому руководителю можно и, наверное, даже нужно, когда вопрос касается безопасности и улучшения жизни людей, но не в решении спорных экономических вопросов.

Вообще чиновники любят у нас эти штампы — опытный руководитель, хозяйственник. Конечно, Перми важно иметь хороший аэропорт. А дальше? Если в регионе не улучшится инвестиционный климат, не будет прозрачности при проведении конкурсных процедур, не появится ни намёка на конкуренцию, то никакой нормальный инвестор сюда не придёт. А зачем, когда нет чётких и прозрачных правил игры?

В завершение интервью Махонин отметил: его удручает, что руководители различных ведомств Пермского края видят в антимонопольной службе оппонента.

Дмитрий Махонин:

— Скажу о работе пермского управления. Меня удручает, когда некоторые руководители считают нас оппонентами, забывая, что мы должны двигаться в одном направлении. Региональная власть обязана создать условия, а ФАС — контролировать. У нас же всё наперекосяк. Программа развития конкуренции на территории края фактически не работает. Налицо непрозрачность тендеров по государственным закупкам. И масса различных нарушений, допущенных властями. Это и работа по освоению квартала №179, и строительство ледового дворца в Краснокамске, и возведение аналогичного объекта без всякой конкурсной процедуры в Чернушке. Всё, как говорится, на свой страх и риск. Порой создаётся впечатление, что власть куда-то торопится, исповедуя принцип «после нас хоть потоп». Однако при таком подходе затопить может куда раньше.

Источник  — газета «Звезда»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться