Юрий Белоусов

Юрий Белоусов

директор Центра прикладной экономики

Оптимистический бюджет

Краевые власти затеяли очень рискованную финансовую игру

Поделиться

Губернатор Пермского края внёс в Законодательное собрание проект бюджета Прикамья на 2014-2016 годы. Событие будничное, ежегодное. Конечно, учитывая важность документа, бюджет вызывает полемику (иногда острую, иногда — не очень) и в СМИ, и в краевом парламенте. Обычно это скучные споры, повторяющиеся из года в год, меняются только даты и фамилии. Но к бюджету на 2014-2016 годов это не относится. Это очень необычный бюджет — как по форме, так и по содержанию. Самое главное — он ломает традиции.

Основные параметры бюджета Пермского края на 2013-2016 годы, млрд руб.

2013 (план) 2014 (проект) 2015 (проект) 2016 (проект)
Доходы 84,5 90,0 95,2 102,1
в том числе налоговые и неналоговые 76,3 88,7 94,4 101,3
Расходы 100,3 103,1 109,2 117,3
Дефицит 15,7 13,2 13,9 15,2
Долг на конец года 0,4 13,6 27,6 42,7

При составлении бюджета была такая традиция: доходная часть бюджета планировалась исходя из самых пессимистических ожиданий. Это понятно: лучше бюджет принять небольшим и потом его перевыполнить, чем недовыполнить и проводить болезненную процедуру секвестра. Естественно, что Контрольно-счётная палата и депутаты Законодательного собрания критиковали такой подход, настаивали на более реалистической финансовой оценке и даже добивались небольшой корректировки доходов и расходов в сторону увеличения. По итогам года, как положено, оказывалось, что бюджет существенно перевыполнен, вместо запланированного дефицита получался профицит и т. д., и т. п. Так было из года в год. Сегодня же мы получили первый бюджет, свёрстанный на основании самых оптимистических оценок.

Я провёл свои расчёты доходной части бюджета Пермского края. И, к сожалению, получил более низкие цифры. Уже в текущем, 2013 году, налоговые и неналоговые доходы, по моим расчётам, не превысят 75 млрд руб., на 2014 год составят 80 млрд руб.,в 2015-м — 85 млрд руб., в 2016-м — 90 млрд руб. Таким образом, за четыре года я насчитал доходов на 30 млрд руб. меньше, чем запланировано в бюджете.

Расхождения с проектом бюджета касаются, в первую очередь, налога на прибыль, который является одним из основных бюджетообразующих налогов. Данные по динамике уплаты налога на прибыль в 2013 году не дают основания надеяться, что удастся повторить результат 2012 года, когда Пермский край получил в краевой бюджет 35,5 млрд руб. налога на прибыль. И на результат 2011 года (34 млрд руб.) выйти вряд ли удастся. Мой прогноз на 2013 год — 29,5 млрд руб. В бюджете же запланировано 38,8 млрд руб. Аналогичная ситуация — с планами на 2014-2016 годы.

Конечно, сегодня невозможно сказать, кто точнее спрогнозировал основные параметры бюджета. Но впервые мои расчёты оказались ниже официально представленных правительством Пермского края, раньше они всегда были выше.

Есть ещё одна особенность проекта бюджета  — это стремительный рост государственного долга. Всего за три года его предлагается увеличить с 0,5 до 42,3% от налоговых и неналоговых доходов бюджета. А по моим расчётам, к концу 2016 года долг Пермского края превысит 50% от налоговых и неналоговых доходов. При этом уже в 2017 году потребуется более 5 млрд руб. только на погашение процентов по кредиту, то есть реальные расходы бюджета на социальные нужды будут уменьшаться.

А кто и когда будет отдавать сам долг? Возможно, что авторы проекта бюджета рассчитывают на большие суммы безвозмездных поступлений в бюджет, но это нигде не написано. Я использую только данные самого законопроекта.

В течение длительного времени Пермский край вёл достаточно взвешенную бюджетную политику. Сейчас мы переходим к очень рискованной финансовой игре. Я не хочу сказать, что это плохо. Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Вопрос в том, насколько риск просчитан. Из представленных документов этого не видно, но, может быть, нам не всё показали. В любом случае, мы вновь ломаем традиции. Раньше, по крайней мере на словах, действовал лозунг «Всё лучшее  — детям». Сейчас мы пытаемся оставить детям кучу долгов. Пусть они её разгребают, когда подрастут, зато мы поживём хорошо.

Есть ли альтернатива такому росту кредиторской задолженности? Конечно! Это — снижение расходов и повышение их эффективности. До настоящего времени это было не очень актуально. Росли цены на нефть — соответственно, росли налоговые поступления. А сейчас расти перестали, более того — начали падать. Это происходит и на федеральном уровне. В 2013 году резервные фонды и золотовалютные резервы России начали стремительно таять. А в Пермском крае уже растаяли. Совершенно не удивительно, что именно сейчас, 4 октября, прошёл Госсовет по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов. Может быть, Пермскому краю имеет смысл обратить внимание на его итоги?

Из итогов этого Госсовета я бы выделил наиболее актуальные для Пермского края направления.

Первое. Ревизия всех бюджетных расходов и исключение нецелесообразных и неэффективных расходов. Таких — множество. Например, недавно запущен Портал открытых данных Пермского края. Он настолько некомпетентно сделан, что лучше бы его не делали вообще.

Только что прошёл конкурс на разработку инвес­тиционной стратегии Пермского края. Кто-то из руководства Пермского края видел техническое задание на эту работу? Ведь оно ужасного качества, уже сейчас ясно, что 8 млн руб. будут выброшены на ветер. Это или некомпетентность или наглый «распил» бюджетных денег.

Проект по созданию системы ERP для бюджета Пермского края обошёлся в сотни миллионов рублей. Где эта система? Кто-то ответил за бездарно потраченные, а может быть, и разворованные бюджетные деньги?

Если раньше рост доходов бюджета перекрывал бесхозяйственность, то сейчас настали другие времена. Хотя, может быть, мне это кажется.

Читаю проект бюджета на 2014 год: создание Ситуационного центра губернатора Пермского края — 26 млн руб. Готов поспорить, что это будет очередная супердорогая пустышка. Я совершенно уверен, что в бюджете заложено множество совершенно неэффективных расходов.

Второе. Ревизия бюджетных расходов на предмет их целесообразности и эффективности могла проводиться в рамках подготовки и принятия государственных программ Пермского края. Могла, но не была проведена. Государственные программы неоднократно назывались президентом России основным элементом финансовой политики в 2013 году и ближайшей перспективе.

Читаю госпрограммы Пермского края и удивляюсь: ни слова о государственных услугах, связь с государственными заданиями отсутствует полностью, мероприятия программ и подпрограмм прописаны невнятно и не привязаны к финансированию. А зачем такие государственные программы вообще нужны? Для изображения какой-то деятельности?

Справедливости ради необходимо отметить, что подобное отношение к госпрограммам свойственно большинству субъектов России, Пермский край не лучше и не хуже других. Ясно одно  — чиновники не заинтересованы в повышении эффективности управления общественными финансами.

Из этого вытекает третье. В повышении эффективности бюджетных расходов заинтересовано только общество. Федеральная власть это поняла и предпринимает первые реальные шаги к тому, чтобы привлечь общественность к решению бюджетных проблем. Пример — госзакупки. Все знают, что в этой сфере огромное количество нарушений. Остановить их силами Федеральной антимонопольной службы и Счётной палаты невозможно. Поэтому появляется вместо знаменитого 94-ФЗ новый 44-ФЗ. В новом законе уже с 1 января 2014 года предусмотрен общественный контроль за госзакупками. А с 1 января 2016 года — общественное обсуждение на предмет их необходимости и целесообразности.

Конечно, очень важно, чтобы всё это не превратилось в очередной раз в профанацию. Здесь многое будет зависеть от того, как эту работу будут выстраивать региональные власти. К сожалению, пока в Пермском крае движения в этом направлении не наблюдается.

Уже больше года назад президент России своим указом № 601 призвал к созданию общественных советов при органах государственной исполнительной власти. Вы что-то слышали про такие общественные советы в Пермском крае? Правда, губернатор недавно заявил, что впервые в этом году бюджет, основанный на госпрограммах, обсуждался с общественностью. Но, как мне кажется, его просто дезинформировали. Как можно обсуждать с общественностью госпрограммы, если многие из них даже не опубликованы до сих пор. Где можно прочитать программу Пермского края «Развитие здравоохранения»? Были опубликованы только небольшие презентации программ, то есть картинки. Но обсуждение картинок — это не обсуждение бюджета.

Есть и другие вопросы. Где, например, в проекте бюджета пообъектная расшифровка инвестиционных расходов, в том числе за счёт средств Дорожного фонда? В последние годы бюджет Пермского края раскрывал основные объекты вложения бюджетных средств. Сейчас это всё исчезло. Интересно, почему?

В целом я бы предсказал нелёгкую процедуру прохождения бюджета через Законодательное собрание. Некоторые моменты, особенно связанные с государственным долгом Пермского края, должны заставить задуматься даже самых ярых фанатов губернаторских законопроектов из числа депутатов. Но поживём  — увидим. Может быть, сам проект бюджета и не хуже, чем в последние годы. Просто изменилось время, изменились требования, изменилось само общество. Вопрос в том, захочет ли и сможет ли государственная власть Пермского края подстроиться под эти изменения.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться