Марина Замятина

Марина Замятина

журналист

«В бизнесе не должно быть какого-то потайного смысла»

Создатели книжного магазина «Пиотровский», а также кафе «Zлаки», Sister’s bar и «Культурный диван» уверяют: посетители их заведений — не фрики и не хипстеры

Поделиться

Авторы и идеологи пермских заведений, расширивших представление о публичном пространстве города, рассказали о секретах успеха своих площадок, а также оценили Пермь с точки зрения инвестиционной привлекательнос­ти. Как выяснилось, диковинные для провинциальных городов заведения нашли в Перми своего покупателя. А у каждого из «естествоиспытателей» оказались свои причины, чтобы продолжать дело, и свои цели, за достиже­ние которых есть смысл бороться.

Начиная обсуждение бизнес-практик с коллегами, основатель магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев заметил, что изначально книготорговля представлялась ему по-другому.

«Когда открывали магазин, думали, что с книгоизданием и книгораспростране­нием всё просто. Три года нашей рабо­ты развенчали эти представления. Оказалось, что это не приятное времяпрепровож­дение, а борьба», — констатировал он.

креативный-бизнес

  Константин Долгановский

Финансовая сторона «битвы за чтение» была просчитана заранее. По словам Мальцева, ни копейки сверх плана тратить не пришлось.

«Решившись на этот шаг, мы не постеснялись протянуть руку за помощью. И поехали на книжную ярмарку «нон-фикшн». Там заручились поддержкой издательств. В итоге сразу после старта у нас было представлено 25 издательств, уже к концу первого года — 100», — отметил Мальцев.

Напомним, независимый книжный магазин «Пиотровский» был открыт в 2010 году по частной инициативе. Его специфика — малотиражная художес­твенная литература, альбомы по искусству и книги по гуманитарным наукам. В конце 2012 года соучредители «Пиотровского» узнали о смене собственника помещения. Из-за повышения арендной платы им пришлось переехать из здания по ул. Луначарского, 51а на ул. Ленина, 54.

А вот у владельцев кафе Sister’s bar Ксении и Алевтины Тютиковых с созданием бизнес-планов и смет не задалось ещё со времён «Арбузного сахара».

«Составленную смету мы тогда превысили в два раза, — вспоминают сёстры. — В этот раз более внимательно подошли к планированию. Даже прибегли к помощи профессионалов».

Ресторан «Арбузный сахар» был открыт весной 2011 году. В нём было всего пять столиков. Формат заведения не предполагал постоянного меню: готовили и подавали еду сами хозяйки заведения, анонсируя блюда заранее. Летом 2012 года у ресторана возникли проблемы из-за конфликта собственников помещения, в котором располагался «Арбузный сахар». В результате ресторан был закрыт. В начале лета 2013 года сёстры открыли новое заведение — Sister’s bar.

Основателя антикафе «Культурный диван» Романа Леушканова на создание бизнеса подвигла любовь к играм. Начав с клуба настольного кафе, он быстро понял, что желающих «раскинуть карты» много, а вот платить при этом за «кухню» хотят не все. Владельцы кафе, где Роман организовывал игры, к такому повороту оказались не готовы. И тогда он решил действовать самостоятельно.

«Самое сложное в Перми — найти помещение. Мы искали место три месяца. Сложно иногда «подогнать» помещение под требования техники пожарной безопасность, — рассказывает Роман Леушканов. — Так, например, две ступеньки на входе пришлось превратить в три, ибо, по словам проверяющих, «людям анатомически удобнее перепрыгивать через три».

Кому же нужен этот бизнес, вокруг которого уже сложился ареал некой элитарности и обособленности? Есть ли в Перми достаточное для него количес­т­во потенциальных клиентов? Создатели «Культурного дивана» уверены, их сегмент — вовсе не узкий.

Книги

  Константин Долгановский

«К нам приходят 3 тыс. человек в месяц. Вопреки расхожему мнению, большая часть посетителей — не студенты, а люди в возрасте 23–27 лет, пребывающие в поисках так называемого третьего места — места для проведения досуга», — комментирует Роман Леушканов.

«Вопросом о том, кто будет нашей аудиторией, мы задавались с первого дня работы, — делится своим опытом Михаил Мальцев. — В нашем магазине покупатели начинают формировать свою читательскую биографию. Я бы не стал загонять книжный магазин в какие-то рамки элитарности. Чтение должно быть трудом каждого».

После опыта создания «Арбузного сахара» сёстры Тютиковы также пересмотрели свои взгляды на клиентскую аудиторию.

«Мы занимаемся бизнесом, и не можем позволить себе кого-то пускать, а кого-то нет. Этому нас научил опыт. Если, например, в «Арбузном сахаре» было нормой отказать кому-то в обслуживании потому, что он нам не нравится, то сейчас мы рады всем, — заключает Алевтина. — «Гопники», например, очень даже милые и добрые ребята, а главное, любят вкусно поесть и выпить. Каждый бизнесмен должен делать своё дело: книготорговец — продавать книги, владелец бара — предлагать меню. В бизнесе не должно быть какого-то потайного смысла».

Ограничивать аудиторию невыгодно и по финансовым причинам. Все «нишевые» заведения были созданы на собственные средства. Так, «Арбузный сахар», по словам его создательниц, был открыт на средства, заработанные в журналистике, Sister’s bar — на средства, скопленные на «Арбузном сахаре» и в проекте на горнолыжном комплексе «Иван-гора», где сёстры Тютиковы выступали в качестве управляющих ресторана. На собственные средства идеологов был открыт и проект «Пиотровский». Первоначальные затраты составили около 300 тыс. руб. Ресторан живой кухни «Zлаки» потребовал около 600 тыс. руб. «Культурный диван» обошёлся создателям в 1 млн руб.

На вопрос: «Каким вы видите будущее и своё место в нём?» — бизнесмены отвечают философски. Сёстры Тютиковы мечтают о том, чтобы посетители их заведения старели вместе с ними и, уже будучи в возрасте, приходили пробовать их кухню.

Создательница кафе «Zлаки» Анна Жунёва испытывает вполне «женские» желания, вроде «кошки на коленях и грядки с огурцами»: «Я не вижу себя владелицей, например, сети кафе». Впрочем, по её убеждению, сыроед­ческое кафе вполне может быть тиражируемо, так как это «просто здоровая пища, а не еда для избранных».

В «Культурном диване» мечтают о том, чтобы уже через несколько лет количество игр, популярных среди пермяков, выросло. А создатели «Пиотровского» отметили, что их главное желание — «чтобы в будущем должность губернатора вновь стала выборной». 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться