Светлана Ивашкевич


Игра в бисер

В галерее «Марис-арт» открылась новая выставка под названием «Вещь»

Поделиться

У вещей есть душа. Средневековые художники смогли показать это через натюрморты. С тех пор мы играем в забавную игру, разгадывая смысловые ребусы и читая тайнопись сочетаний предметов. Это тонкое искусство, вроде любования иероглифами, написанными водой на камне. Казалось бы, людей, разбирающихся в этом, уже не осталось. Но нет, они есть. Более того, в Перми есть и художники, которые, набирая код вещей, открывают дверь в тонкий мир. Подтверждением тому — выставка «Вещь», которая на прошлой неделе открылась в галерее «Марис-арт». 

Первым среди равных стоит назвать Алексея Балмасова, профессора в составлении натюрмортов. Его неброские картины находятся не в центре экспозиции, но это и верно — главная вещь, в натюрморте в том числе, всегда где-то сбоку. Картины Балмасова — это классика жанра, высокий стиль и негромкий восторг. Искусствовед Ольга Старцева пишет, что «его приём упрощения форм предметов и их искажение вызывает ощущение мучительного движения, эмоциональной переполненности». Пусть так, но именно картины Алексея Балмасова больше всех нацелены на диалог со зрителем. 

Кстати, часть картин Михаила Павлюкевича тоже расположена чуть ли не в коридоре, но от того они ни капли не проигрывают.

Вообще развеска картин и размещение объектов в галерее «Марис-арт» — отдельная тема. По сути, получилось, что из картин и объектов из хранилища Пермского краеведческого музея был составлен особый натюрморт, и это, как отражение зеркала в зеркале, углубило экспозицию, сделало её почти мистичес­кой.

«Это всё Вадим Зубков», — переводит стрелки на исполнителя директор и владелица галереи Татьяна Пермякова. 

Да, это он подобрал все объекты и нашёл, что реалистичным полотнам Ивана Борисова больше всего подойдёт керамика Рейнаты Шевяковой; фарфор начала XIX века — компаньон для картин Константина Николаева; работы Андрея Побережника рифмуются с антикварным металлом; а листы из серии «Тотальность» Анатолия Френкеля лучше всего перекликаются с дисками для симфонионов, которые подвешены к потолку. Кстати, Френкель не ограничился только живописью. Рядом с его работой висит его же текст-размышление, похожее на отрывок из трактата о многообразии предметного мира, где «формы множатся, как ноты бесконечной партитуры, образуя аккорды, мелодии, симфонии». 

...Открытие выставки прошло под аккомпанемент старинной музыкальной шкатулки и комментарии Ольги Старцевой о том, что всё, что человек понял про самого себя и жизнь вообще, смогли отобразить кожура лимона, кубок с вином, устрица, раковина, хлебные крошки, колосья, плоды, рыба и дичь, ореховая скорлупа, сосуды, побеги плюща, россыпи цветочных лепестков...

В общем, все, кто понимает тонкости и прелести игры в бисер, — welcome! Это ваш праздник.  Выставка работает до середины сентября, вход свободный.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться