Фестиваль всего живого

За пять лет своего существования фестиваль «Живая Пермь» доказал, что жизнеспособная идея непременно приведёт к позитивным — хоть и не всегда предсказуемым — результатам

Поделиться

Генеральный директор Пермского дома народного творчества «Губерния» Татьяна Санникова руководит фестивалем «Живая Пермь» с самого его рождения — с 2009 года. Слово «рождение» здесь — в самом прямом смысле: фестиваль доказал, что он по-настоящему живой.

Татьяна Санникова сравнивает «Живую Пермь» с Буратино: помните, когда папа Карло начал вырезать человечка, будущий ребёнок проявил удивительную самостоятельность — нос, например, отрастил. Так же и «Живая Пермь»: полна сюрпризов. При этом Татьяна Санникова скромно подчёркивает, что она — лишь руководитель, но не автор фестиваля: если, например, «Камву» задумала и проводит её руководитель Наталия Шостина, то в случае с «Живой Пермью» всё иначе — здесь инициатива полностью принадлежит Министерству культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Собственно, это предполагает сам формат фестиваля. Это единственный крупный проект в Пермском крае, где «двигателем» является так называемая низовая инициатива. «Живая Пермь» — фестиваль, в который может «зайти» творческий человек буквально с улицы. Он ещё никто, и звать его никак, но у него есть оригинальная идея, и он может её воплотить. Именно для таких и создана «Живая Пермь». Но не только.

Важными участниками фестиваля ежегодно становятся профессионалы — музыканты, художники, литераторы, актёры, режиссёры. Не просто как хэдлайнеры — «звёзды, сошедшие с небес», а как равные участники фестивального процесса, с таким же трепетом выносящие на суд зрителя и коллег свои творческие искания. В этом и есть суть фестивального бытия — обмен, искания, суд заинтересованного зрителя.

Фестивальные события группируются в пять направлений: «Арт», «Литература», «Музыка», «Театр» и «Неформат». У каждого из них — свои кураторы, не имеющие пока чинов и заслуженных званий, зато каждый — специалист, творец, лидер для единомышленников.

Единомышленники — очень важное слово в этом контексте: «Живая Пермь» позволяет самым разнообразным группам по интересам осознать и проявить себя, выйти «вовне», создать нечто для стороннего наблюдателя. Для многих это является важнейшей ступенью самореализации. Кроме того, это площадка коммуникации: «Живая Пермь» позволяет найти родственные души — и соавторов, и аудиторию, и просто собеседников.

Особый «вкус» фестивалю придаёт его многожанровость, многообразие. Здесь может быть всё! И, соответственно, адресаты фестиваля — это буквально все. Здесь есть идеи, связанные с жизнью заводского рабочего посёлка, вроде стрит-арт-проекта в Мотовилихе, проведённого совместно с Музеем советского наива, и проекты, посвящённые современным этническим практикам, вроде «Этнодня» в фестивальном городке, когда русские девушки водили хороводы под настоящие гусли, армянские парни самозабвенно танцевали и разбрызгивали из родников «весеннюю» воду, а пожилые марийки по-настоящему гоняли шайтана. И каждый делал это абсолютно искренне!

Если что-то не вписывается в пять заявленных направлений, создаётся «ответвление» от «Живой Перми». Так возник «Хобби-фест» — фестиваль хобби и увлечений, не вписывающихся в сценические рамки: тут и начинающие девчачьи рок-группы, и конструкторы игрушечных железных дорог... В основной же программе на равных принимают участие московские мэтры и пермские самодеятельные коллективы.

Когда программа первого фестиваля формировалась, организаторы были спокойны за разделы «Музыка» и «Арт», но как-то волновались за «Театр». Оказалось, что в Пермском крае десятки театральных коллективов разных жанров — драматические, кукольные, музыкальные, жестовые! И, что особенно важно, у каждого есть зрители. Да, порой их немного — но это преданная и благодарная публика.

Пятый фестиваль «Живая Пермь», прошедший в июне, несколько отличался от своих предшественников по срокам. Если раньше «Живая Пермь» занимала четыре дня, с 8 по 12 июня, и завершалась в День города, то нынче ей доверили право открытия мегафестиваля «Белые ночи» и его первые, «ударные» 10 дней. А выставки продолжались на протяжении всех «Белых ночей» — до 23 июня.

За это время прошло 494 публичных мероприятия. В них принимали участие более 3,5 тыс. творческих личностей, а зрителями стали более 160 тыс. человек. Однако подводить итоги «Живой Перми» рано. Точнее, невозможно. Дело в том, что фестиваль никак не может завершиться: да, формально он окончен, отчёты написаны и сданы, но у «Живой Перми» появляются всё новые и новые продолжения. Участники выступают с новыми проектами, и краевой дом народного творчества «Губерния» поддерживает их. Так появилась студия аудиозаписи, где каждый участник направления «Музыка» может записать компакт-диск. Немедленно выстроилась очередь.

Ещё один «долгоиграющий» проект в продолжение «Живой Перми» — комната сказок в ДНТ «Губерния», креативное пространство для детей и их фантазий. Событийное ответвление этого направления деятельности — фестиваль сказки, объединивший фольклор, театр, литературу, арт. Сказки здесь могут быть самые разные — например, глиняная сказка с керамическим мастер-классом, богатырская сказка с клубами военной реконструкции, конная сказка с секцией иппотерапии... И здесь же — гастроли московского камерного кукольного театра «Учёный медведь», создающего потрясающие сказки, где оживают музыкальные инструменты.

Наконец, «Живая Пермь» получила продолжение и вне Перми: её опыт активно применяется при проведении Дней городов и сёл, разнообразных сельских праздников в рамках проекта «59 фестивалей 59-го региона» и т. д. Когда команда «Живой Перми» взялась за проведение Дня города в Березниках, этот праздник приобрёл новые краски. По отзывам березниковцев, День города получился ярким, многоплановым и… трезвым. А организаторы «Живой Перми» припомнили, что в Перми пять лет назад тоже никто не верил, что удастся что-то сделать с этой большой алкогольной праздничной привычкой на эспланаде. Теперь же мало кто и вспоминает, как проходил День города «до «Живой Перми» — к хорошему легко привыкаешь.

Фестиваль этот делается непросто. Очень сложно вписать живой творческий поток в рамки всевозможных чиновничьих регламентов, тендеров и договоров. Но какой бы сложной ни была подготовка, «Живую Пермь» уже непросто было бы закрыть: ведь она продемонстрировала редкую живучесть и удивительные адаптивные качества, свойственные всему живому.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться