Марина Замятина

Марина Замятина

журналист

Александр Сезёмин:
У контрольного органа друзей нет

О том, как в администрации Перми ведутся внутренние проверки, «Новому компаньону» рассказал начальник городского контрольно-аналитического департамента

Поделиться

— Александр Владимирович, чем именно занимается контрольно-аналитический департамент в структуре администрации Перми?

— Основная роль департамента — контроль за деятельностью подразделений администрации Перми. В функции контрольно-аналитического департамента входит координация системы контрольных органов администрации. В первую очередь внутренних аудиторов интересует, каким образом департаменты тратят деньги при организации госзакупок.

Кроме того, важно понять, правильно ли сотрудники администрации принимают управленческие решения. Если, например, какой-то чиновник неправильно воспользовался нормативной базой, не учёл какой-то конкретный документ при принятии решения, то есть недобросовестно отнёсся к должностным обязанностям или «внаглую» нарушил их, контрольно-аналитический департамент тут же отреагирует.

Другая важная задача — контроль территории города. Значительная часть Перми охвачена муниципальными контрактами по содержанию. Департамент имеет возможность проверить исполнение договорённостей с подрядчиками: почему где-то грязно, не там стоит киоск, почему киоск осуществляет не ту деятельность или, например, неправильно организована автостоянка. Если выявятся нарушения — виновные понесут наказание вплоть до «отключения» от бюджетного финансирования.

— Может ли подразделение мэрии беспристрастно оценивать деятельность других её же функциональных органов?

— Мы не шпионы. Видимое противоречие нашего положения и наших задач есть. Но на самом деле сотрудники администрации понимают, что мы им не враги. Мы не только «бьём по хвостам», но и вовремя подсказываем: мол, ребята, вы не туда идёте, сделаете серьёзное нарушение — и уже никто не спасёт. Это профилактика, так что мы работаем в интересах администрации.

— Кто инициирует проверки?

— Чтобы ни одна отрасль не осталась без контрольных мероприятий, в контрольно-аналитическом департаменте существует годовой план проверок. В первую очередь внимание внутреннего контролирующего подразделения привлекают территориальные органы муниципальной власти, так как через них идут существенные денежные потоки. Кроме того, под особым контролем — сферы образования и здравоохранения, деятельность управляющих компаний в жилищном секторе.

Есть и внеплановые проверки, например, по прямому поручению главы администрации Перми, по запросу ГУ МВД России по Пермскому краю, по представлению прокуратуры, по жалобам граждан.

— В какой сфере нарушений больше всего?

— Максимальное количество нарушений — в сфере благоустройства Перми. В частности, речь идёт о работе подрядных организаций, которые действуют по контракту с мэрией. Мы оцениваем состояние благоустройства и через эту оценку можем сказать, правомерно ли мы заплатили деньги за выполнение этих обязательств. Впрочем, сейчас люди начинают понимать, что если что-то нарушить, то это с рук им не сойдёт. Не то что боятся, конечно, но стремятся хорошо исполнять обязанности.

— Есть ли план проверок конкретных чиновников?

— Нет, мы проводим проверку функциональных органов в целом и только после этого, если есть нарушения, ищем виновных и выходим на конкретных людей. Можем провести более узкую проверку по какому-то конкретному вопросу деятельности органа.

Так, за 2012 год было проведено всего 280 проверок, за этот год — 136. При этом в прошлом году результаты 15 наших проверок по конкретным чиновникам были направлены в правоохранительные органы, возбуждены дела на сотрудников администрации.

Проверить мы можем всех вплоть до заместителей главы администрации. Но наше дело — при необходимости подать заявление в прокуратуру, а далее начинается уже оперативно-розыскная работа, работа следователя в рамках уголовного дела.

— А проверка работы самого главы администрации — не в ваших полномочиях?

— Мы подконтрольны главе администрации и его деятельность проверять не можем. Для этого есть внешний контрольный орган — Контрольно-счётная палата.

Кроме того, проверки инициируют и надзорные органы, прокуратура. Тут, конечно, нам часто приходится «отбиваться». Например, пишут нам протест — отменить такой-то нормативный документ. Мы отвечаем, что нормативный акт нужен, нам виднее, доказываем свою правоту в суде.

Иногда до абсурда доходит. Например, было такое, что молодой сотрудник прокуратуры пишет нам: «Прошу вас привести все объекты здравоохранения в нормативное состояние». Мы ему объясняем, что на это потребуется 1,5 млрд руб. Поэтому бывает, что с прокуратурой садимся, обсуждаем и приходим к компромиссу до суда. Проверить администрацию может и ФАС, но только в заявительном порядке.

— Что происходит после того, как контрольно-аналитический департамент нашёл нарушения?

— Если мы находим нарушения в размещении муниципального заказа, то у нас нет полномочий по применению серьёзных мер. Материалы проверки мы направляем в краевое управление ФАС. Уже за этот год мы передали девять таких материалов. Дальше ФАС рассматривает материалы проверок, и руководители учреждений привлекаются к административной ответственности. Это для них, конечно, неприятно и позорно.

— Каким образом ваш департамент взаимодействует с Контрольно-счётной палатой Перми (КСП)?

— КСП работает практически самостоятельно. Пишет нам предписания по результатам проверок. Если нужно, мы можем подключиться. Раз в год они присылают подробный отчёт о своей работе. И он тоже является основанием для планирования нами контрольных мероприятий. Иногда сотрудники КСП сами просят нас проверить какие-то конкретные нарушения. Мы проверяем и направляем информацию главе администрации.

— А как можно оценить вашу работу?

— Это, конечно, непростой вопрос. Вот скажите, если мы не выявляем нарушения, это хорошо или плохо? С одной стороны, это хорошо. Значит, проверяемый орган работает нормально. Но с другой стороны, возникает подозрение: может, мы неквалифицированно работаем, раз не можем выявить нарушения?

Для нашего департамента есть свои критерии оценки. Нас оценивает руководитель аппарата и глава администрации, они проверяют исполнительскую дисциплину и соблюдение сроков.

— Вы участвовали в проверках работы муниципального бюджетного учреждения «Бюро городских проектов»?

— Я бы не сказал, что это важное дело с точки зрения возможного ущерба для бюджета. Сейчас мы закончили одну проверку, идёт вторая. Они не касаются личности директора и вопросов мастер-плана. Речь идёт об организации работы учреждения. Там есть нарушения, они касаются договоров на адвокатское обслуживание. В частности, в этой организации работали два юриста, но необходимо было усилить их работу, это допускается. В итоге несколько договоров было заключено с коллегией адвокатов на оказание услуг. Но мы наткнулись на то, что, когда в отношении директора учреждения Андрея Головина было возбуждено уголовное дело, он заключил ещё два договора на адвокатское обслуживание себя как физического лица за бюджетные деньги. Каждый договор — по 300 тыс. руб. Сейчас материалы отправлены в Следственный комитет, идёт следственная проверка.

Кроме того, идёт проверка по ещё одному договору Бюро городских проектов на исследование пассажиропотока. У муниципальных контролёров возникли вопросы по объёму и качеству исполнения этих работ. Проверка только началась.

— Кто инициировал проверки Бюро?

— Эти проверки были сделаны по запросу ГУ МВД России по Пермскому краю и Следственного комитета, они внеплановые.

Надо сказать, что к руководителю у нас не было претензий, как говорится, работал бы и работал. К мастер-плану мы тоже хорошо относимся. Стоимость его не вызывает каких-либо вопросов. Потом уже, после возбуждения уголовного дела, разбираясь в мелочах, мы нашли нарушения, так что теперь не отреагировать не можем.

— В январе 2013 года спортивная общественность публично выразила недовольство работой комитета по спорту администрации Перми и, в частности, его руководителя Алексея Мартюшова. Вы подключались к изучению этой ситуации?

— Была проведена проверка Дворца спорта «Орлёнок». Мы выявили нарушения по размещению муниципальных заказов. Сейчас они устранены.

Директора, конечно, хитрят, но не сказать, что хитрость их умышленная. Если делать всё по закону, как говорится, «от и до», то реализация конкретных проектов отложится надолго. Вот они и допускают недочёты для ускорения процессов. Могут взять большой заказ и раздробить его на несколько маленьких.

— Бывает так, что вы закрываете глаза на нарушения?

— Нет, никогда. К сожалению, не успеваем уследить за всем, в департаменте работают 23 человека, а аппарат админис­трации более многочисленный.

— Ситуация, когда депутаты Пермской городской думы публично выразили критическое отношение к работе департамента дорог и транспорта администрации Перми, не осталась без вашего внимания?

— В департаменте дорог и транспорта мы проводили тематические проверки: проверяли перевозчиков, учреждения по организации дорожного движения, МУП «Горэлектротранс». Недостатки отрабатывались. Особых претензий к департаменту не было.

— Одна из задач контрольно-аналитического департамента — выявлять неправомерное расходование денег. Взятки вам лично предлагали?

— Были попытки дать взятку, но, получив отказ, люди больше не приходили. Ловить человека за руку я не стал, хотя было возможно. До этого просто не дошло. Последние несколько лет таких предложений нет.

— Как воспринимают контрольно-аналитический департамент другие подразделения администрации Перми?

— Надо сказать, что у контрольного органа друзей нет. Но и как врагов нас не воспринимают. В отдел контроля за размещением заказов даже звонят, консультируются, спрашивают, как поступить, чтобы не допустить нарушения.

В начале моей работы меня пытались включить в состав наблюдательных советов. Причем даже без согласования. Приходит распоряжение: я — в совете. Я говорю, что не могу быть в его составе. Чтобы я поставил подпись, надо провести проверку конкретного решения, изучить управленческие вопросы и финансовые. Для этого нужно поручение главы администрации. Иначе как я потом выйду с проверкой самого себя? В итоге я так и не поставил ни одной подписи. Сейчас уже не включают меня в такие советы.

— Какие проверки планируются на ближайшее время?

— Сейчас мы подведём итоги проверок по использованию муниципального имущества. Далее мы посмотрим на работу департамента земельных отношений по выдаче участков в аренду и оформление в собственность. Потом — серия проверок по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию у профильного департамента. Отклонения в этих сферах есть, судя по реакциям из внешней среды, но конкретные результаты станут известны только после проверок.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться