Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Большие гастроли «пермских богов»

Где сегодня можно увидеть произведения из коллекции Пермской художественной галереи?

Поделиться

Экспозиция Пермской государственной художественной галереи покинула Спасо-Преображенский собор и ждёт вселения в новое здание: его сдача планируется на конец мая, а первые экспозиции откроются ориентировочно в сентябре. Руководство музея разработало на время, остающееся до окончательного переезда коллекции, большую выставочную программу, чтобы произведения из собрания галереи не простаивали без дела, а зрители могли по-прежнему встречаться с любимыми экспонатами. Выставки с участием произведений из ПГХГ проходят по всей России.

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств 23 января прошло официальное открытие программы «Пермское посольство»: часть коллекции Пермской галереи временно будет выставляться в Екатеринбурге, причём не в виде отдельной экспозиции, а внутри постоянной экспозиции ЕМИИ.

«Новый компаньон» уже рассказывал о том, что благодаря картинам из Пермской галереи в выставочном центре «Эрмитаж-Урал» появился зал Якоба Йорданса и художников фламандской школы — это было небольшое предисловие к «Пермскому посольству», сейчас программа работает в полную силу.

В двух зданиях ЕМИИ будет выставлено 50 работ из пермской коллекции. В главном здании на ул. Воеводина, 5 пермские картины войдут в экспозицию «Русское искусство XVIII — начала ХХ века», а в центре «Эрмитаж-Урал» на ул. Вайнера, 11 — в экспозицию «Зарубежное искусство XV — начала ХХ века».

Пермская галерея предоставляет Екатеринбургу работы Фёдора Рокотова, Василия Тропинина, Карла Брюллова, Фёдора Бруни, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Жана-Батиста Грёза, Яна Брейгеля, уже упомянутого Якоба Йорданса и других российских и зарубежных классиков, в том числе самые известные картины пермских художников: «Римские бани» Фёдора Бронникова, «На дворе гостиницы в Риме» и «Две римлянки с бубном и флейтой» братьев Сведомских, «Игра теней» Владимира Плотникова.

«Пермское посольство» будет работать до момента открытия экспозиции ПГХГ в новом здании.

Это далеко не единственное место, где сегодня можно увидеть знакомые и незнакомые экспонаты из Пермской галереи.

Ближе всего к пермякам — выставка «Память территории» (0+) в Центральном выставочном зале.

Приглашённый куратор Анна Щербакова создала экспозицию, состоящую из предметов, которые связаны с важными историческими событиями и эпохами в истории Прикамья от древности до XXI века. В проекте участвуют музеи Пермского края, а также Государственный Эрмитаж.

Пермская галерея представляет экспонаты, связанные с феноменом деревянной скульптуры, памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства из наследия Строгановых и редко экспонируемые прикамские пейзажи — всего 15 предметов, среди которых произведения деревянной скульптуры — «Сидящий спаситель» и «Христос Воскресший», икона работы Истомы Савина (XVI век), строгановское золотное шитьё и пейзажи работы Анатолия Каплана и Петра Верещагина.

Выставка работает до 4 февраля.

Поклонникам пермской деревянной скульптуры в эти дни рекомендуется поездка в Ханты-Мансийск, где в Музее природы и человека проходит выставка «Пермские боги» (0+). Куратор выставки, главный хранитель коллекции деревянной скульптуры ПГХГ Ксения Зубакина говорит, что выбор предметов для выездной выставки продиктован стремлением показать ярчайшие образцы барочной скульптуры. В экспозиции представлено 45 предметов из более чем 500, составляющих пермскую коллекцию деревянной скульптуры. Впервые удалось собрать полные ансамбли одного происхождения и авторства, которые ранее были разрознены: часть предметов находилась в экспозиции, часть — в хранении. Так, впервые в истории удалось показать композицию из пяти скульптур, происходящих из церкви Богоявления Нижнечусовских Городков: в Перми фигуры Богоматери и Иоанна находились в экспозиции, остальные — в фондах, здесь же они воссоединились. Получилось собрать интересный состав из шести поздних скульптур работы Никона Кирьянова из деревни Габово: ангелы и херувимы — из экспозиции, а образы Христа — из фондов.

Выставка работает до 10 марта.

Ещё одна выставка, связанная с церковным искусством, — «Неземная красота» (0+) в Архангельском краеведческом музее. Это «гастроли» детской познавательной выставки, посвящённой иконе и храмовой скульптуре, которая прошла в Пермской галерее с большим успехом. В Архангельске экспозиция несколько изменилась — её дополнили местные раритеты.

Главная особенность выставки — соседство подлинных произведений XVII-XIX веков с интерактивными стендами, тактильными пособиями и инсталляциями. Кураторы предлагают маленькому зрителю «ключи» и подсказки к пониманию сложного образного языка иконы и раскрывают ту особую «неземную» красоту, которая не сразу воспринимается детьми при взгляде на религиозные памятники.

Выставку можно увидеть до 29 февраля.

Тема пермской деревянной скульптуры раскрывается и в передвижной фотовыставке «Пермские боги. Образ. Время. Место» (6+), которая работает в Ярославском музее-заповеднике. В экспозиции представлено около 50 фотографий: скульптуры, храмы, сёла и города, где деревянная скульптура была обнаружена во время экспедиций Николая Серебренникова. Среди работ — фотографии москвичей Сергея Тартаковского и Михаила Каламкарова, признанных пермских мастеров Анатолия Долматова, Валерия Заровнянных и других фотохудожников.

Выставка будет открыта до 28 января.

Как уже неоднократно сообщалось, две выставки с участием пермской художественной коллекции работают в Государственной Третьяковской галерее.

В здании на Крымском валу, 10 в сентябре открылась выставка произведений из собрания Пермской художественной галереи «От иконы к авангарду» (6+), приуроченная к 300-летию Перми и 100-летию галереи. В экспозицию вошло 80 произведений: иконы, предметы церковного убранства, деревянная скульптура, живопись.

Экспозиция разделена на три части. Первый раздел представляет произведения древнерусского искусства — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, связанные с именем и деятельностью Строгановых. Вторая часть посвящена наиболее известной пермской коллекции — храмовой деревянной скульптуре. Завершается экспозиция собранием русской живописи первой половины ХХ века. Представлены произведения художников, что называется, первого ряда: Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Любови Поповой, Ивана Клюна, Александра Родченко, Александра Дейнеки и др.

Выставка открыта до 25 февраля.

Кроме того, Пермская галерея участвует в грандиозной выставке «Рерих» (6+) в Третьяковке. Здесь выставлен иконостас Николая Рериха, который искусствоведы считают одним из самых оригинальных произведений русской религиозной живописи начала XX века. Иконостас был создан для церкви Казанской иконы Божией Матери, построенной в 1905-1908 гг. на территории Успенского женского монастыря (Пермь) на средства Ивана Григорьевича Каменского (1857-1919).

Выставка работает до 10 марта.

Ещё две выставки с участием пермских экспонатов недавно завершили работу.

В Музее русского импрессионизма в Москве на выставке «Автор неизвестен. Коснуться главного» (6+) выставлялись работы из собрания Пермской галереи: натюрморт «Детские игрушки», «Натюрморт с игрушкой» и «Композиция». Все они созданы в 1920-х годах.

В названии выставки заложен глубокий смысл. Никто не знает авторов этих картин: одни имена затерялись в истории, другие принципиально скрывались самими создателями. Однако произведения этих художников конца XIX — первой трети XX века могут встать в один ряд с признанными шедеврами. Выставка учит абстрагироваться от громких фамилий и фокусировать внимание на самих произведениях. Пермские натюрморты — прекрасные образцы такого искусства. Они никогда не выставлялись, хранились в запасниках и поэтому выглядят очень свежо и незнакомо даже для знатоков пермской коллекции, а между тем это ярчайшие примеры живописи русского авангарда.

Выставочный проект «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» (6+) работал в Манеже в Санкт-Петербурге. В экспозиции было представлено более 300 произведений скульптуры из 48 музеев, в том числе три работы из собрания Пермской галереи: «Монголка» Давида Якерсона, «Старик и карлик» Вячеслава Клыкова и «Юность» Александра Игнатьева.

«Старик и карлик» (1974 год) — пожалуй, одна из самых спорных вещей известного советского скульптора, автора пермских монументальных композиций «Единство фронта и тыла» и «Сказки Пушкина». Ещё будучи студентом, Клыков одно время приходил по утрам завтракать в кафе, где обратил внимание на странную пару: за одним и тем же столиком устраивался бедно одетый старик с рюкзаком, с бесформенным пиджаком на спинке стула, и ухоженный, чистенький карлик. За всё время, пока Клыков наблюдал за ними, старик не проронил ни слова, зато карлик болтал непрерывно. Так продолжалось с полгода — каждое утро та же картина. Потом странная пара перестала появляться в кафе, да и он не заходил. Сцена забылась.

Много позже, в 1974 году, когда скульптор размышлял о судьбах России, о ее сегодняшнем дне, он вдруг вспомнил старика и карлика. Клыков сделал модель в кованой меди и выставил её на Московской художественной выставке на Кузнецком мосту. Что тут началось! Клыков не ожидал, что будет такой резонанс. Дискуссия в журнале «Творчество» продолжалась два года, да и сейчас трактовки этого сюжета самые различные.

Строительство нового музейного здания и переезд Пермской художественной галереи — беспрецедентная история в России ХХI века, и выставочная программа, разработанная на время между выездом коллекции из здания собора и открытием экспозиции на новом месте, тоже беспрецедентна. Кроме прочего, это в некотором роде репетиция новой экспозиции, поскольку многие работы, которые долгие годы находились в запасниках, теперь впервые выходят на свет, реставрируются и показываются на публике, готовясь занять место в постоянной экспозиции в новом здании.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться