Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Пермский Париж» меняет место жительства

История «Пермской синематеки» от создания до переезда в кинотеатр «Кристалл»

Поделиться

«Пермская синематека» — уникальная культурная институция, обладающая славной историей, — подошла к новому этапу своего развития. Уже в этом году она сменит дислокацию: из киноцентра «Премьер» на ул. Пионерской переедет в бывший кинотеатр «Кристалл», где будет создан региональный молодёжный центр. 9 октября сделка по приобретению Пермским краем имущественного комплекса бывшего кинотеатра у компании «Панорама» была завершена.

премьер

Фото: пресс-служба «Пермской синематеки»

В распоряжении синематеки будет пять зрительных залов, их суммарная вместимость больше, чем в «Премьере»: два зала на третьем этаже — на 228 мест и на 171 место, два зала в бывшей VIP-зоне по 30 мест каждый, а также ещё один зал — на первом этаже. Это позволит принимать больше зрителей и проводить более масштабные мероприятия.

Всё это говорит о том, что уникальный проект успешно развивается, и это повод вспомнить, с чего начиналась синематека, и поразмыслить о её роли в истории пермского кино.

* * *

Основатель «Пермской синематеки» режиссёр Павел Печёнкин любит напоминать, что у полноценного кинопроцесса есть три составляющих: кинопроизводство, кинопрокат и кинообразование. В Пермском крае реализованы все три. Правда, на то, чтобы утвердить эту систему, ушло 35 лет.

Кинопроизводство имеет длинную историю, связанную со славной студией «Пермтелефильм», но его современная ипостась начиналась с множества частных киностудий 1980—1990-х годов — эпохи «корпоративного кино». Каждый режиссёр, он же продюсер, начиная снимать фильм, основывал собственную студию. В те годы в Перми было снято семь полнометражных художественных фильмов и даже прошёл фестиваль пермского кино. Из всех этих студий до сегодняшнего дня дожила только студия «Новый курс», а в наши дни прогрессивная производственная модель воплотилась в Центре развития кинопроизводства, успешно участвующем в создании больших художественных фильмов.

Кинопрокат пережил немало драматичных этапов. На рубеже 1980—1990-х годов, когда благодаря перестройке в прокате появилось множество зарубежных фильмов, произошёл яркий, но короткий кинобум. «У руля» процесса в Перми тогда стояло творческое объединение «Инициатива», которое показывало, кроме прочего, «Империю страсти» Нагисы Осимы, ради которой к «Кристаллу» выстраивались километровые очереди.

Распространение видеомагнитофонов прервало это пиршество кинопроката. В середине 1990-х зрительные залы пустовали, в фойе кинотеатров продавали мебель… Но в 1999 году начался второй кинобум: в Перми открылся первый кинотеатр современного формата — со звуком Dolby, с мягкими креслами, с качественными зарубежными проекторами — «Триумф»; за ним в том же году последовал «Кристалл», реконструкция которого вызывала яростные споры — здание числилось объектом культурного наследия, а предприниматель Александр Флегинский изрядно его перестроил.

Зрители оценили новое предложение, кинобизнес снова стал прибыльным, но ненадолго: в середине 2010-х годов новенькие кинотеатры начали закрываться. Ковид довершил этот процесс: кинотеатр «Кристалл» попрощался со зрителями 26 февраля 2023 года, но, как выяснилось, ненадолго…

Сегодня кинопрокат в его традиционной форме умер: кино приходит с доставкой на дом на стриминговых платформах. Однако альтернативный прокат в Перми и Пермском крае продолжает существовать, и действует он в трёх основных направлениях: фестивальном, клубном и социальном.

Сегодня в Перми так много кинофестивалей, что их непросто перечислить: «Флаэртиана», «Лампа», «Форма жизни», «Радуга Прикамья»… Старейший и самый заслуженный, конечно, «Флаэртиана». Его история началась в 1995 году, когда тот же Павел Печёнкин и директор студии «Новый курс» Владимир Соколов собрали фестиваль документальных фильмов в Усть-Качке. Поначалу фестиваль проходил один раз в два года и каждый раз в авральном режиме: средства собирали буквально «по сусекам»; однако в 2006 году, когда Пермь была объявлена «Культурной столицей Поволжья», фестиваль вошёл в число приоритетных проектов краевого минкульта (министром культуры Пермского края был тогда Олег Ощепков, надо воздать ему должное), а также стал международным и ежегодным.

Клубный формат кинопроката существовал в Перми с незапамятных времён. Прообразом киноклуба можно считать маленький кинозал в Клубе работников госторговли (нынче в этом помещении находится театр «У Моста»), где в 1970—1980-е годы работал легендарный киномеханик Владимир Самойлович, который умудрялся доставать для проката «полочные» (то есть отложенные «на полку», не одобренные партийным начальством) кинокопии — от «Конформиста» Бертолуччи и «Профессия — репортёр» Антониони до фильмов Тарковского. Подробный очерк о Самойловиче «Жизнь незамеченного человека» можно прочитать на сайте «Нового компаньона» за 26 ноября 2002 года. В «госторговле» собиралась постоянная компания киноманов — это был неформальный, но клуб.

В конце 1980-х годов бурно расцвели видеоклубы: счастливые обладатели домашних видеомагнитофонов собирали зрителей, чтобы поделиться редкими находками — не боевиками, слэшерами или комедиями, а зарубежным авторским кино.

Современный клубный прокат появился вместе с киноцентром «Премьер», который был открыт в 2001 году. На открытии показывали мультики и раздавали детям бесплатное мороженое. Работали два просмотровых зала — плёночный и с проектором, работающим от VHS-магнитофона, собирался видеоклуб... Но лишь после возникновения «Пермской синематеки» на базе «Премьера» начали работать десятки клубов и клубных программ.

Наконец, социальный прокат… Это совершенно особая пермская тема. Впервые идея социальных кинозалов прозвучала в докладе Павла Печёнкина о развитии кино на территории Пермского края на заседании Общественной палаты в 2010 году. Слов «социальный кинозал» в программе не было, речь шла о развитии сельского кинопроката. Идея была одобрена, постепенно развилась и оформилась, и 6 декабря 2019 года в посёлке Калино Чусовского района состоялось торжественное открытие первого в Прикамье социального кинозала. Уже 11 декабря открылся второй такой зал — в ЗАТО Звёздный. Всего за 2019 и начало 2020 года было открыто 30 залов, а потом случился ковид…

Но работа эта не была остановлена. Согласно первоначальному плану, к 2024 году должно было заработать 92 зала в 46 муниципалитетах Пермского края, однако уже сейчас таких залов — 161! Проект был одобрен на федеральном уровне и предложен к распространению в других регионах.

В «Пермской синематеке» существует отдел медиаобразования. Именно он занимается подготовкой методистов для социальных кинозалов, ведь там проходят не только кинопоказы, но и обсуждение фильмов и другие формы социальной активности. Для сотрудников и волонтёров социальных кинозалов ежегодно проводится фестиваль-семинар «Кинорека» — на теплоходе, в формате круиза.

Фестивали, клубы, альтернативный прокат, любительское видеотворчество, медиаобразование и множество других видов деятельности, связанных с кино, — всё это сфера «Пермской синематеки».

* * *

«Пермская синематека» — дитя цифрового кризиса. На рубеже XX—XXI веков стремительно начали меняться принципы хранения и передачи информации: аналоговые инфоносители ушли, уступив место цифровым. Технологические и информационные компании и сервисы оказались перед выбором: измениться или умереть. Некоторые не пожелали меняться, недооценив силу всеобщей цифровизации, например, компания Kodak, которая пережила банкротство и сегодня продолжает существование, но лишь как бледная тень прежнего могучего организма.

quote_a

Пермский край оказался среди наиболее успешных в сфере цифровой трансформации регионов: система модельных библиотек, превращающая библиотеки в медиатеки, система виртуальных концертных залов, использующих цифровые технологии для трансляции филармонических концертов в отдалённые точки Пермского края, те же социальные кинозалы — всё это способ преодоления атомизации культурного потребления, которое с приходом цифры перемещается из общественных пространств в индивидуальные. Одна из подобных трансформаций — превращение организации «Пермкино» в «Пермскую синематеку».

В 2005 году Павел Печёнкин пришёл на должность генерального директора «Пермкино» и занялся преображением киноцентра «Премьер» — достроил третий зал, затем ещё три: сейчас в киноцентре функционирует шесть залов, в которых демонстрируется множество фильмов на любой вкус: от документалистики и якутского кино до «Ивана Семёнова».

«Пермская синематека» была официально открыта 10 февраля 2006 года. На открытии, которое прошло в кинотеатре «Триумф», показывали фильм братьев Дарденн «Дитя». В риторике всех действующих лиц постоянно возникал образ Синематеки — первой в мире, парижской. На церемонии присутствовала атташе по культуре посольства Франции в РФ Кристель Виржад, которая сказала в своём выступлении: «Я не была на открытии парижской Синематеки 70 лет назад. Но зато я была на открытии «Пермской синематеки», и об этом событии будут вспоминать 70 лет спустя!»

Репортаж «Нового компаньона» об этом событии назывался «Наш Париж».

С тех пор всё, что касается кино, связано в Перми с синематекой и с «Премьером». Даже студия мультипликации «Капризка» — детище кинопроизводства новейших времён — базируется здесь же, в «Премьере», на втором этаже.

Сейчас эта история продолжится в новом месте и в новом качестве. «Премьер» уходит в прошлое: после переезда синематеки в «Кристалл» здание киноцентра перейдёт муниципалитету и, возможно, прекратит существование — на этом месте планируется новая застройка. Думается, сегодня сотрудники киноцентра испытывают те же сложные чувства, что и сотрудники Пермской галереи, которые гладят стены пустеющего Спасо-Преображенского собора и прощаются с «намоленным» местом, с которым связано столько славных событий.

Огромный архив киноплёнок — достояние синематеки — будет перемещён на «Завод Шпагина». Там будет храниться около 2 тыс. плёночных фильмов, остальные 8 тыс. коллекционных единиц синематека предложила Союзу кинематографистов России и Государственному архиву кино- и фотодокументов «Белые столбы» (Москва).

Деятельность синематеки сосредоточится в «Кристалле», точнее, в «Кристалл-центре», как будет называться новое учреждение. Здесь продолжатся показы культовых лент отечественного и зарубежного кино, знакомство с премьерами кинопроката, ретроспективы. В планах — усиление акцента на специальных программах документальных, авторских и фестивальных фильмов, организация центра кинопедагогики и медиаобразования, включающего проектный офис социальных кинозалов и центр подготовки модераторов.

Среди новых проектов — музей кино и программа кинопоказа фильмов на плёнке.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться