Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Лебеди» на закате

Жители Губахи второй раз стали зрителями удивительного спектакля, созданного искусством и природой

Поделиться

Среди ожесточённых споров о судьбе культуры в Пермском крае часто звучит мысль о том, что «культурные начинания должны быть долгосрочными», что они «должны преобразовывать жизнь территории на годы вперёд». История с ландшафтным театром в Губахе — прекрасная иллюстрация того, что культурная инициатива, вызвавшая массовый отклик, просто так не умирает.

Когда в 2012 году Любовь Зайцева, руководитель губахинского театра-студии «Доминанта», появилась в Пермском театре оперы и балета с необычным предложением, исполнительный директор театра Анатолий Пичкалёв посмотрел на неё глазами, которые хочется назвать «квадратными». Балет на вершине горы?! Однако, представив это зрелище и эффект от него, азартный руководитель театра решил рискнуть. Так, год назад на вершине Крестовой горы на окраине Губахи появились сильфиды из балета «Шопениана», а посмотреть на них собралось более 5 тыс. зрителей из Губахи, Березников, Чусового и Кизела.

Событие стало настолько памятным, что все — и организаторы, и зрители — очень хотели его повторить. Однако доставка на вершину горы оборудования и труппы, монтаж сцены, светового и звукового оборудования — история недешёвая. Не говоря уже об инфраструктуре «полевого театра», охране правопорядка, уборке мусора... Конечно, очень многое делалось силами волонтёров, в первую очередь — артистов «Доминанты», однако есть такие функции, которые волонтёрам не доверишь. Тогда пришли на помощь спонсоры, и спонсоры солидные — компания Coca-Cola Hellenic и Фора-банк. Помогли Пермская финансово-производственная группа, Юниаструм-банк, банк «Урал ФД», компания «Промлизинг».

На двери театра «Доминанта» 28 июня красовалась надпись: «Все билеты в партер на «Балет на закате» проданы». Партерные билеты стоили 500 руб. — солидная сумма для жителей глубинки. Зато всё прочее пространство на вершине Крестовой горы было абсолютно бесплатным! Здесь вовсю разворачивались точки по продаже шашлыков, чебуреков и знаменитого губахинского кваса, а вот торговля спиртным была запрещена, и, надо признать, пьяных почти не было.

Въезд на гору был закрыт — иначе она вся была бы заставлена машинами. Зрители поднимались на гору пешком, ориентируясь по многочисленным указателям с надписью «балет» и стрелкой. Постепенно живописные скалы, амфитеатром окружающие импровизированную сценическую площадку, заполнялись народом. Приходили компаниями, парочками, семьями — с детьми, колясками, собачками... Делились воспоминаниями о прошлогоднем балете — многие пришли уже во второй раз. Счастливые обладатели билетов в партер рассаживались на раскладных стульчиках и подушках перед самой сценой, кутаясь в пледы и застёгивая курточки. Градообразующее предприятие Губахи — ОАО «Метафракс» — в этот день праздновало очередную годовщину образования компании, и его руководство пришло на балет в полном составе с многочисленными гостями в торжественных пиджаках. Председатель совета директоров «Метафракса» Армен Гарслян азартно аплодировал и снимал всё происходящее на телефон. Ведь он с самого начала горячо поверил в этот проект и всячески помогал в его реализации. Во многом благодаря Гарсляну «Балету на закате» в Губахе всегда и везде был «зелёный свет».

После трёх недель почти тропической жары в Прикамье выдался первый прохладный вечер, а на вершине горы дул пронизывающий ветер. «В следующий раз надо будет бутылочку коньяка прихватить», — шутили зрители. Балерины, выбегая со сцены в гримировальную палатку, тут же прятались под одеяла. «Танцевать при таком холоде — это настоящий подвиг», — сказал со сцены художественный руководитель пермской балетной труппы Алексей Мирошниченко. Особенно трудно приходилось кордебалету: давали «белый» акт из «Лебединого озера», где «лебедям» приходится подолгу стоять в одной позе, да и в дивертисменте из «Щелкунчика», который был во втором отделении, тоже нередко приходится «обрамлять» сцену.

Выступая перед началом спектакля, глава Губахинского муниципального района Александр Борисов говорил о том, как благодарны жители горнозаводской глубинки за это событие: далеко не каждому удаётся выбраться в Пермь на балет! Однако зрелище, которое довелось увидеть в тот вечер, было откровением и для балетных завсегдатаев, не пропускающих ни одну премьеру. Это было круто!

Светло-зелёный подлесок, обрамляющий гору, холмистые дали, открывающиеся с вершины, не говоря уже о закате, образовали совершенно особые, живые, меняющиеся декорации. В кульминационный момент «Лебединого озера», когда Зигфрид давал клятву верности Одетте, ветер сорвал с одной стороны покрытие сцены, и «озеро» пошло волнами — то ли шутка природы, то ли спецэффект... Впечатление от соединения природы и танца было настолько сильным, что не хотелось эстетствовать и обращать внимание на недостатки фонограммы или лёгкую несинхронность кордебалета.

Балет начался в 22.00, и время было рассчитано идеально: солнце опустилось за горизонт как раз в тот момент, когда принц Щелкунчик торжественно поднял на руки принцессу Машу. На протяжении двух отделений балета на небе разыгрывался особый спектакль: конфигурация облаков всё время менялась, окраска варьировалась от нежно-розовой до цвета расплавленного золота. Многотысячная толпа ощетинилась фотоаппаратами, видеокамерами, планшетниками и смартфонами, но никакое фото, никакое видео не способно передать эффект этого живого зрелища.

Около полуночи артисты отправились в Пермь. Все тащили роскошные букеты — губахинцы не поскупились! Когда автобусы отъезжали от подножия Крестовой горы, горизонт всё ещё был розовым. Всё-таки белые ночи — прекрасный подарок природы, и в Пермском крае знают, как им пользоваться.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться