Елена Синица


Закодированный спорт

Представители фитнес-индустрии в Пермском крае подсчитали убытки от антиковидных мер

Поделиться
фитнес

  Константин Долгановский

Система QR-кодов действует уже чуть дольше двух месяцев. В частности, в фитнес-клубах региона. Представители фитнес-индустрии рассказывают о падении выручки от 20 до 50% ежемесячно. Кто-то надеется, что ситуация изменится в декабре, а кто-то считает, что с таким «недобором» жить ещё до лета точно.

Общая картина

Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) провела опрос 250 участников отрасли — крупных сетевых игроков и небольших клубов. По данным опроса, 60,4% респондентов не удалось договориться с арендодателями о каких-либо преференциях и послаблениях ввиду сложной ситуации в отрасли, связанной с ковидными ограничениями.

При этом порядка 85% фитнес-клубов ведут переговоры с владельцами помещений и только 15% воздерживаются от этой инициативы. Успеха в переговорах добились 39,6%. Из них 18,8% дали скидку на период локдауна, а 10,4% предоставили арендные каникулы на это время.

Также сообщается, что 8,3% игроков отрасли смогли договориться о скидке на время действия ограничений (QR-кодов и др.) и только 2,1% — об арендных каникулах на этот период. Более 60% опрошенных не достигли положительных результатов в переговорах по вопросам аренды.

«Снижение арендных ставок — одно из направлений, в котором мы ведём системную работу, чтобы отрасль могла выжить в условиях ввода QR-кодов, локдаунов и других ковидных ограничений, — комментирует глава АОФИ Ольга Киселева. — Результаты проведённого опроса показали, что фитнес-клубам нужна поддержка и дополнительные козыри в переговорах с арендодателями».

Для этого ассоциация направила в федеральное правительство и главам регионов письма, в которых указаны необходимые для стабилизации отрасли меры поддержки. В АОФИ считают, что на время ограничительных мер нужно снизить тарифы на коммунальные услуги или предоставить гранты и субсидии на эти цели. Кроме этого, необходимо оптимизировать кредитные платежи для арендодателей, а также снизить либо приостановить налоговые платежи. В частности, по налогам на землю и имущество для арендодателей, которые дадут скидку на аренду или арендные каникулы фитнес-клубам.

Отмечается, что затраты на аренду составляют до 30% расходов фитнес-клубов. А в связи с имеющимися ограничительными мерами арендные платежи в таком размере оказываются для предпринимателей непосильными. У фитнес-индустрии с марта 2020 года не было возможности восстановиться, говорят в ассоциации. В 2020 году объём потерь отрасли составил более 40%, в I квартале 2021 года — до 20%, в II и III кварталах — до 30% выручки аналогичных периодов 2019 года.

Как снизилась выручка

По словам управляющего сетью фитнес-клубов Energy Fitness Александра Шевченко, подсчитать, насколько упала выручка за ноябрь, пока сложно, но в октябре она снизилась на 50%. А прибыль и вовсе нулевая, и «сработали мы в убыток». «Надеемся, что в декабре ситуация изменится», — отметил Шевченко. При этом, с момента введения QR-кодов, в каждом клубе сети заморозили 30–50 абонементов, говорит он.

За время действия QR-кодов в ноябре, падение выручки от плановых показателей порядка 15–20% точно есть. А в октябре потери были больше, порядка 40%, рассказывает директор СК «Спортхолл» Алексей Медведев. В декабре, предполагает он, потери составят те же 20%. Около 20% абонементов заморожено. «Те, кто не хотел и не хочет прививку, просто уже к нам не обращаются. Мы на какое-то время просто потеряли клиентов», — говорит Медведев.

Введение QR-кодов снизило клиентопоток в два раза — ежемесячно на продажах карт и дополнительных услуг теряется 40–60% в сравнении с доковидным периодом, поддерживает директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска.

Отношение к QR-кодам

Сейчас у людей всё же появляются QR-коды и они постепенно приходят на фитнес. Даже есть небольшой прирост клиентов, рассказывает Александр Шевченко.

«Приходят как старые, кто ранее отказался из-за введения кодов, так и новые. Подъём и динамика в этом плане есть. Люди прививаются и приходят. Сейчас уже люди даже лояльнее стали относиться к этим требованиям. Раньше постоянно возмущались, что им нужно носить с собой паспорт, а сейчас это стало в порядке вещей», — поясняет Шевченко.

«Так как иных вариантов работы нет, то приспосабливаемся к ограничительным мерам и просим клиентов с пониманием относиться к введённым в регионе требованиям к посещению фитнес-клубов», — отмечает Ирина Троска. По её словам, конфликтных ситуаций не было, хотя людям и не нравится чувствовать себя стеснёнными.

«Скандалы никто не устраивает, люди просто замораживают контракты или пишут заявления на возврат средств, что, естественно, увеличивает для нас финансовую нагрузку и потери», — добавляет Троска.

Как отметил Алексей Медведев, после введения QR-кодов к ним не доходят те клиенты, которые не хотели и не хотят прививаться, — это примерно 20%.

Меры поддержки

По словам Александра Шевченко, в качестве помощи были небольшие выплаты — МРОТ на каждого сотрудника, «но мы этого даже не почувствовали». Он считает, что отрасли нужна поддержка раз в пять больше, это бы позволило выйти «хотя бы в ноль». Поддержку оказали некоторые арендаторы, согласившиеся немного снизить платёж за аренду.

Оказанная поддержка — капля в море, соглашается Алексей Медведев. Он отмечает, что основные (более 50%) расходы фитнес-индустрии — это фонд оплаты труда и аренда. В то время как мера поддержки в виде МРОТ на каждого сотрудника позволила выплатить только часть зарплаты.

«Конечно, это лучше, чем ничего. Финансовая помощь нужна раза в три больше точно. Ну кто у нас сейчас МРОТ получает? Если только уборщики. Но тренеру мы как можем МРОТ заплатить?» — говорит Медведев.

Меры поддержки, предлагаемые правительством, на данный момент не дают ощутимой помощи, так как не предусматривают материальных субсидий и не регулируют отток персонала в теневую нишу, отмечает Ирина Троска. По её словам, из-за ограничений многие тренеры предпочитают оформляться как самозанятые и оказывать населению услуги напрямую, что обостряет кадровый вопрос и усиливает напряжение в отрасли.

«Мы прекрасно понимаем ситуацию и то, что есть люди, которые не хотят вакцинироваться. Они являются потенциальной угрозой для наших клиентов. Негативного отношения к мерам уже нет. Есть только те клиенты, которые до нас просто не доходят, — это 20%, — резюмирует Алексей Медведев. — Государству надо либо «дожать», чтобы эти 20% привились и мы их увидели у себя, либо ослаблять меры. Но я не думаю, что до лета стоит ждать послаблений. Скорее всего, до этого времени мы и будем работать с 20%-ной потерей основного дохода. А обращаться (к властям. — Ред.)… Обращаясь два года и видя, как реагируют, не вижу смысла этого делать».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться