Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Show must go on!

Пермские законодатели обвинили чиновников в отсутствии приоритетов

Поделиться
Show must go on!

  Сергей Копышко

Апрельское пленарное заседание Законодательного собрания отчётливо показало, что представительная власть в регионе активно набирает силу и политический вес. А краевому правительству всё сложнее становится проводить свои инициативы, поскольку законодатели уже системно отклоняют непроработанные, на их взгляд, документы. Вопрос, смогут ли две ветви власти прийти к компромиссу, остаётся открытым.

«Принято решение растягивать стройки»

Первый дискуссионный вопрос, рассмотренный депутатами на «пленарке», касался внесения изменений в краевую инвестиционную программу автодорожного строительства (КИП АД) Пермского края на ближайшие три года.

Своими поправками правительство предложило увеличить расходы на строительно-монтажные работы второго этапа Восточного обхода Перми в 2013 году на 110 млн руб., однако уже в 2014-2015 годах уменьшить затраты на этот объект на 530,2 млн руб. Высвободившиеся средства предлагается направить на 10 других объектов.

Кроме того, планируется переспределить ещё 229 млн руб. с автодороги Пермь  — Березники (участок с 20-го по 22-й км) на реконструкцию в 2014 году участка шоссе Космонавтов от реки Мулянки до аэропорта Большое Савино.

Критику депутатов вызвало, прежде всего, предложение сократить финансирование на строительство Восточного обхода, поскольку ранее этот проект назывался приоритетным. Депутат Дмитрий Скриванов также выступил против выделения 150 млн руб. на разработку проектно-сметной документации для реконструкции железнодорожного вокзала Пермь II по соглашению с РЖД. Согласно этому документу, в последующие годы Пермский край должен будет вложить в строительство этого объекта ещё 3,9 млрд руб.

«Подписав соглашение, пообещав деньги из краевого бюджета, вы предлагаете начать разбираться со всем остальным в 2016 году. Получается, по вводным объектам мы съезжаем на сроки за горизонт планирования. В связи с чем принято решение растягивать стройки, а не концентрироваться на вводных объектах? Почему мы вновь начинаем финансировать, например, шоссе Космонавтов, понимая, что имеем ограниченность ресурсов? При этом мы откладываем те стройки, по которым у нас даже истекают госэкспертизы»,  — озадачил чиновников Скриванов.

Министр транспорта Пермского края Владимир Митюшников в ответ указал депутатам, что «никаких новых объектов в программе не появилось, все они были там и раньше». В итоге, несмотря на критику, с перевесом в три голоса депутаты всё-таки приняли в первом чтении изменения в КИП АД.

Примечательно, что в рабочую группу, которая будет готовить документ ко второму чтению, записалось рекордное число депутатов. Таким образом, у правительства и парламента намечается ещё один, возможно, более серьёзный бой.

Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края: 

— Несмотря на то что основным мотивом по внесению объектов в программу является безопасность, сохранность дорог, уменьшение пробок и так далее, тем не менее на бюджетный период до 2015 года финансирование на эти объекты предусмотрено небольшое. Основной объём финансирования приходится на 2016-2017 годы, что выходит за рамки нашего бюджетного планирования.Во-вторых, министр сказал, что Восточный обход мы точно закончим в 2016 году, так как этот проект у нас приоритетный. Тем не менее с него снимается финансирование. Если я правильно понимаю, то в результате уменьшения финансирования нам понадобится в 2016 году изыскать порядка 3,5 млрд руб. на этот объект. Тоже спорный вопрос, учитывая, какой мы планируем бюджетный дефицит.

«В состоянии крайнего испуга»

Если краевому правительству с большим трудом, но всё-таки удалось провести поправки в программу автодорожного строительства, то краевую инвестиционную программу регионального развития (КИП РР) ждала другая судьба. «Несогласные» депутаты представили максимум аргументов, убеждающих коллег не принимать изменения в этот документ. В итоге «за» проголосовали 25 депутатов, воздержался 21. Таким образом, документ, внесённый правительством, был отклонён.

Поправки в КИП РР были связаны, по словам министра строительства и архитектуры Пермского края Дмитрия Бородулина, в первую очередь с переносом денежных остатков 2012 года на 2013 год. «Это позволит нам своевременно завершить те объекты, которые начаты и планируются к завершению в 2013 году. Например, драмтеатр в Кудымкаре, перинатальный центр в Кунгуре»,  — пояснил он депутатам.

Однако законодатели опять обвинили правительство в отсутствии приоритетов.

«В который раз нам говорят, что будет наведён порядок, что будут найдены некие принципы, по которым какие-то объекты строятся, а какие-то нет, а пока нам предлагают утвердить программу без принципов, то есть беспринципно»,  — заявил депутат Юрий Ёлохов.

На защиту правительства встал руководитель фракции КПРФ Геннадий Кузьмицкий.

Геннадий Кузьмицкий, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Пермского края:

— Я хочу напомнить, с каким трудом мы этот перечень объектов принимали осенью 2012 года. Мы очень много говорили о том, какие объекты в него должны быть включены, какими должны быть его принципы. Но потом мы сформировали перечень. Мне непонятно, почему мы сегодня так упорно обсуждаем то, что уже давно обсудили. Правительство предлагает простое перераспределение средств, которое позволит нам вовремя ввести 14 объектов. Я думаю, это надо поддерживать. Мы на фракции приняли решение консолидированно поддержать предложенные изменения.

С Кузьмицким не согласился руководитель фракции «Единой России» Юрий Борисовец, который заявил, что «не надо воспринимать ранее утверждённый документ как данность».

Юрий Борисовец, руководитель фракции «Единой России» в Законодательном собрании Пермского края:

— Вместе с бюджетом осенью мы принимали программу КИП РР. Была ситуация, что у нас новый министр, поэтому подход был такой, что всё потихонечку строим, а что достроится  — то достроится. Мы договорились, что в течение первого квартала правительство разберётся, выйдет к нам в парламент с приоритетами, и будет понятно, что мы строим в первую очередь, что — во вторую, и так далее. Надо заканчивать с практикой, когда мы строим все объекты одновременно. Чтобы для жителей края был заметен какой-то прогресс, что объекты у нас всё-таки вводятся. Но такое обещание выполнено не было. Да, мы тогда приняли программу. Но мне немножечко стыдно за то решение, и подписываться ещё раз под этим документом я не считаю возможным.

Депутат-единоросс призвал коллег обратить внимание на самый «капиталоёмкий» раздел программы, касающийся объектов культуры.

Юрий Борисовец:

— Ну как можно подписаться под такими объектами? Драмтеатр в Кудымкаре  — строится с 1997 по 2013 год. По оперному театру у нас были чёткие договорённости, что мы сначала определимся, есть ли у нас на этот проект 6 млрд руб. Какой смысл проводить экспертизу проекта, потратить деньги на документ, который действует только два года, если у нас на сегодняшний день нет финансирования? И даже депутаты не понимают, что мы вообще собираемся строить. Решения политического идти в эту стройку нет.

Депутат Олег Жданов обратил внимание коллег, что их вопросы должны быть адресованы не только к действующему правительству, но и к предыдущему. «Ничего не строилось  — ни театр, ни галерея. К сожалению, эти «болячки» были заложены достаточно давно»,  — отметил депутат.

Дмитрий Скриванов указал на то, что обязательства, которые вносит правительство, ограничиваются 2015 годом: «Если кто-то после этого срока хочет уехать, то это один подход. В другом случае придётся объяснять, откуда такое количество долгостроев».

Скриванов призвал коллег требовательнее относиться к работе правительства: «Наша работа напоминает мне выражение, что «хорошее правительство  — это плохое правительство в состоянии крайнего испуга». Коллеги, я предлагаю работать в другой реальности. А то мы обсуждаем документы, видим, что они не готовы, но всё равно принимаем их».

Завершить дискуссию попытался председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов, призвавший депутатов принять «взвешенное решение».

Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:

— Меня удивляет: депутат от Коми округа не хочет голосовать, чтобы драмтеатр ввели. Депутат от Кунгура не хочет завершать перинатальный центр, который уже практически готов. Его надо вводить, за него же платить. Это ж остатки прошлого года, и такой перечень из 14 пунктов вы видели. Эти стройки, которые надо заканчивать в этом году, встанут. Что не нравится  — давайте уберём между первым и вторым чтениями, но эти-то объекты надо вводить. Другим-то решением мы никак их не введём. Призываю к элементарному чувству ответственности!

Однако, как показало голосование, законодатели к премьеру не прислушались. Новый законопроект с поправками в КИП РР правительство должно подготовить к следующему пленарному заседанию Законодательного собрания.

«Хоть в петлю лезь»

Перед рассмотрением законопроекта о внесении изменений в краевой бюджет депутаты утвердили постановление, в котором прописаны поручения правительству о мерах по повышению финансовой устойчивости Пермского края.

Это поручение включает в себя четыре пункта:

 — разработать и внести на рассмотрение Законодательного собрания законопроект о дополнении программы социально-экономического развития Пермского края (СЭР) разделом о бюджетно-финансовой политике;
 — предоставить соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с крупнейшими налогоплательщиками;
 — проанализировать и представить в Законодательное собрание информацию о действии налоговой льготы на прибыль организаций за период действия пониженной ставки;
 — с целью пополнения доходной части бюджета в срок до 1 июня 2013 года разработать и внести в Законодательное собрание законопроект об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края на 2013-2015 годы.

Спорным оказался второй пункт постановления: Геннадий Тушнолобов выступил с инициативой исключить его, ссылаясь на то, что это «внутренняя информация» и налогоплательщики могут не дать согласия на её распространение.

Елена Зырянова в ответ заявила Тушнолобову, что он «зря волнуется», поскольку депутаты просят предоставить только сами соглашения, а не приложения к ним, «в которых обычно прописываются цифры».

«Я не говорю, чтобы вы включили нас в узкий круг осведомлённых. Я вообще против таких соглашений, потому что эти соглашения делают отношения с бюджетом непрозрачными. Это некие сообщающиеся сосуды, через которые за нашей спиной переливаются финансовые ресурсы. Надо создать такой формат, чтобы сделать отношения между депутатами и правительством доверительными»,  — заявила Зырянова.

В итоге было принято решение, что этот пункт останется в постановлении.

Далее депутаты наконец перешли к обсуждению самого законопроекта. Напомним, согласно этому документу, было предложено увеличить дефицит краевой казны с 10,1 до 14,4%.

Как и на заседаниях комитетов, депутаты засыпали министра финансов Пермского края Ольгу Антипину многочисленными вопросами. Многие также высказали свои опасения относительно финансового будущего края.

Поддержать правительство депутатов опять же призвал Геннадий Кузьмицкий.

Геннадий Кузьмицкий:

— Надо исходить из того, что мы впервые рассматриваем бюджет при наличии программы СЭР. И надо смотреть, насколько предлагаемые изменения в бюджет соответствуют этой программе. Там записаны наши основные цели. Мы на фракции внимательно смотрели, насколько изменения соответствуют программе, и приняли решение поддержать законопроект, поскольку он в полном объёме соответствует программе, реализации который мы все должны добиваться.

С Кузьмицким не согласился Дмитрий Скриванов: «Не могу не вспомнить, что ещё в прошлом году я говорил, что программа СЭР с точки зрения приоритетов очень широка и добавить что-либо туда в качестве приоритетов невозможно. Даже худший бюджет, причём худший в разы, может соответствовать программе СЭР».

По мнению Скриванова, основная проблема бюджета  — «отсутствие идеологии».

Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Его идеология заключается только в том, что надо прожить 2013 год, а 2014-2015 годы мы уж поправим, там как-то сложится. Коллеги, у нас идёт трёхлетка, поэтому нам надо будет в рамках доработки между первым и вторым чтениями подойти внимательно и к 2014 году, и к 2015 году. Чтобы в конечном итоге сложилась идеология.

Если же такой идеологии не появится, то, по мнению Скриванова, чтобы справиться с долговой нагрузкой, «нужно будет или найти клад, или создать еще три предприятия, такие же, как «Уралкалий». 

Депутат Дарья Эйсфельд напомнила правительству о средствах, лежащих в бюджете «мертвым грузом». «Сейчас 750 млн руб. лежат на счетах Агентства содействия инвестициям. Считаю, что правительству необходимо быть рачительней и пересмотреть эти средства на выполнение взятых социальных обязательств»,  — полагает Эйсфельд.

Выслушав депутатов, своё мнение высказал и Геннадий Тушнолобов. «Столько всего было сказано, что хоть в петлю лезь. А ведь хочется жить, и жить хочется хорошо»,  — поделился своими мыслями премьер.

После продолжительной дискуссии депутат Алексей Бурнашов заметил, что вопрос о бюджете надо разделить на две части  — отдельно рассматривать бюджет на 2013 год и думать о стратегии на 2014-2015 годы.

«Что касается 2014-2015 годов, то правительство или недопонимает серьёзность ситуации, или сознательно лукавит. Но надо понимать, что ситуацию можно будет назвать в ближайшем будущем критической»,  — заявил депутат.

При этом Бурнашов признался, что будет голосовать за законопроект в первом чтении, заметив, обращаясь к Тушнолобову: «Не стоит обманываться, что мы единодушно согласны с той бюджетной политикой, которая предлагается правительством Пермского края».

Говоря о заседании в целом, Бурнашов констатировал, что «парламент стал местом для дискуссий»: «Сегодня сторонники и противники того или иного резонансного решения, зачастую, к сожалению, пользуясь политическими аргументами, сделали заседание не только местом для дискуссий. Заседание привлекает внимание уже в том числе как определённое шоу».

Действительно, можно констатировать, что в парламенте появились дискуссии: на обсуждение трёх вышеупомянутых законопроектов у законодателей ушёл почти весь рабочий день. Остальные вопросы пришлось рассматривать в спешке уже после 18.00. Однако часть повестки пришлось всё-таки перенести на майское заседание парламента, которое состоится 23 мая. К этому времени депутаты должны будут завершить работу над бюджетом. 

Первое заседание рабочей группы, которая будет готовить финансовый документ ко второму чтению, назначено на 29 апреля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться