Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Игорь Гладнев: Должность министра воспринимаю как символический знак судьбы

И. о. министра культуры Пермского края рассказал «Новому компаньону» о конфликтах в искусстве, о развитии туризма и о том, зачем нужны «Белые ночи»

Поделиться
Игорь Гладнев

Игорь Гладнев
  Игорь Катаев

— Когда появилась новость о вашем назначении на пост министра, многие спросили: «И зачем ему это надо? Ему что, плохо на заводе?» До сих пор это многим интересно...

— Ну, на заводе мне точно плохо не было! Наоборот, очень хорошо. Скажу честно: я в министры не стремился, а когда получил предложение занять эту должность, то посоветовался со своим шефом на «Сибуре» Геннадием Шиловым, с Арменом Гарсляном, с «Сотрудничеством», с некоторыми депутатами... Я — человек командный, привык работать в команде людей, которые занимают активную позицию по отношению к Пермскому краю. И эти люди считают полезными новые возможности, которые появились с моим назначением.

Но решающим фактором стала поддержка деятелей культуры. Я лет пять-шесть отсутствовал в этой отрасли, но связей не потерял, меня помнят. Со многими я продолжаю сотрудничать. А то, что я работал в промышленности, был депутатом Пермской городской думы — это наработки новых навыков, которые я намерен применить.

Вообще предложение стать министром я воспринимаю как некий символический знак судьбы, чтобы вернуться из промышленности в культуру.

— Идя в руководство культурой Пермского края, вы не могли не понимать, что в этой сфере происходит острое противостояние. Как вы намерены действовать в конфликтной ситуации?

— Я считаю, что культура — сфера противоречий по определению, это объективно. Если человек настоящий художник, творец, он выламывается из всех рамок и правил. Иначе он не добьётся самореализации. 

Настоящие творцы — всегда возмутители спокойствия. Весь исторический процесс это подтверждает. А власть — это противоположный полюс: сплошные регламенты и ограничения. Художник и власть по определению не любят друг друга. А между этими полюсами происходит постоянное брожение: что-то принимается, что-то вызывает отторжение.

— Ну, вы же прекрасно понимаете, что я вас не в общефилософском смысле спрашиваю. Речь идёт о пермской ситуации.

— В Перми ситуация сложная, противоречивая. Надо это принять. Власть должна определить приоритеты и создать внятные, прозрачные условия игры для деятелей культуры, в которых всем было бы удобно существовать.

Я считаю, что, во избежание конфликтов, надо выполнять три правила. Во-первых, любой художник, творец должен иметь соответствующее образование, воспитание и определённый культурный профессионализм. 

Во-вторых, художник должен осознавать меру ответственности по отношению к обществу. Могут быть очень талантливые люди, которые уверены, что мир построен на взаимном уничтожении, и талантливо творят нечто разрушительное. Но как только ты выходишь из своей квартиры в подъезд дома, должен включаться механизм ответственности. То, что творится в квартире, не всегда приемлемо для общества. Произведение искусства рассчитано на разные глаза — в том числе глаза человека, который может увидеть нечто оскорбительное. И власть должна за этим следить.

— Возникает вопрос: а где границы дозволенного?

— В законе! Есть законы о защите детей от негативной информации, об экстремизме. Мы все понимаем, о чём в них идёт речь, и необходимо это исполнять.

Наконец, третий момент: это ценности. Мы не должны стесняться своих ценностей, их необходимо чётко формулировать и защищать. Семья, Родина и толерантность для нас важны, это основа нашей духовной жизни. Культура, кроме всего прочего, — носитель исторического наследия. Не надо этого стесняться! Надо нести основные ценности в культуру, в образование.

Беда в том, что когда об этом говоришь, все согласны, а как доходит до частностей, до того, где поставить очередной арт-объект, драки начинаются...

— Вы неоднократно заявляли о готовности поддержать пермские творческие силы и культурные инициативы. Как будете поддерживать?

— Сегодня каждый человек, если он активен и талантлив, может выступить с какой-то инициативой. Принятие решения пока не такой простой процесс, как хотелось бы, но необходимо его отладить, и надо понимать, что в него должна быть включена общественность.

Всевозможные экспертные группы и общественные советы — достаточно эффективные инструменты, чтобы контролировать власть и вырабатывать взвешенную позицию. Власть не должна определять, какой художник, поэт или артист лучше, она должна лишь создавать им условия, равные для всех. А определить, кто лучший, должна общественность.

— Что вы думаете о перспективах фестиваля «Белые ночи»? Когда я готовилась к интервью, то написала в фейсбуке: «Задавайте вопросы новому министру культуры Пермского края, я оттранслирую». И посыпались вопросы: «Когда уже закроют «Белые ночи»?..»

— Большой межрегиональный фестиваль с выходом в международное пространство — это капитал нашего региона. Если он работает и приносит дивиденды, его терять нельзя. А он работает, этому есть подтверждения.

Другой вопрос: может ли фестиваль меняться? Конечно, да! Может и должен, в том числе с точки зрения концепции, управленческой команды и тематики.

Но здесь надо понимать, что критиковать что-то очень просто, а попробуй предложить что-то взамен! Если будет сильная команда, которая обеспечит событийный ряд на 23-24 дня и его единую концепцию, почему бы не рассмотреть новое предложение? Но пока таких предложений нет.

— Не могу не спросить о судьбе программы «Пермский край — территория культуры»...

— Она продолжится обязательно. Более того, она будет обновляться и расширяться.

Сегодня очевидно, что многие проекты и наработки, сделанные в Перми, должны стать достоянием всего Пермского края. Речь идёт о том, чтобы крупные пермские события — такие как фестиваль Дениса Мацуева, фестивали, которые проводит Эдуард Бояков, фестиваль «Камва» и другие масштабные проекты — расширили свою географию на всю территорию края. Я уже начал переговоры с организаторами этих и других фестивалей и очень надеюсь на взаимопонимание.

Сегодня те творцы и проектанты, которые будут мыслить категориями всего Пермского края, будут получать бонусы в конкурсах. Мы должны создать внутреннюю гастрольную афишу, в которой будут театральные спектакли, концерты, мастер-классы, выставки. Это должно стать жизнью муниципалитетов.

— В вашем ведении находится не только культура и молодёжная политика, но и туризм. Есть планы в этой сфере?

— Сейчас меняется структура министерства. Мы создаём в нём отдел по туризму, подобный уже существующим отделам по культуре и по молодёжной политике. У нас есть определённые наработки в этой сфере, был успешный опыт работы Информационного туристического центра, начала работать группа по подготовке долгосрочной целевой программы по развитию туризма в Пермском крае. Программа будет построена на трёх основных положениях: инфраструктурные и логистические возможности территории, историко-культурное наследие и событийный туризм. Концепция долгосрочной целевой программы должна быть готова уже к концу апреля. До июня будет продолжаться её широкое обсуждение.

У каждой территории Пермского края есть своя «изюминка», которую можно показать приезжим из других территорий и регионов. Самая очевидная аудитория такого туризма — школьники. Необходимо пропагандировать школьный туризм. Почему-то многие родители охотно дадут своему чаду 1000 руб. на кафе, но пожалеют 300 руб. на экскурсию. Это для меня просто удивительно. Необходимо обращаться к родительскому сообществу, воздействовать на него.

Из муниципалитетов в Пермь едут, а почему бы пермским школьникам не побывать, например, в Ильинском?

Необходимо позиционировать Пермский край за рубежом, и нести информацию о нём должны наши творческие лидеры, в первую очередь Пермский театр оперы и балета. Необходимо развивать и продвигать этот театр как традиционную ценность и как принадлежность актуальной повестки дня.

Новым ресурсом, как я уже сказал, стал фестиваль «Белые ночи».

— Вы уже в курсе того, как на сегодня обстоят дела с большими «культурными» стройками?

— Тема непростая... На этот год из бюджета выделено 352 млн руб. на реконструкцию Речного вокзала, так что работа должна начаться во что бы то ни стало.

Архитектору Петеру Цумтору, который разрабатывает проект нового здания для Пермской государственной художественной галереи, переведён гонорар. Так что работа идёт, проект должен быть готов к июню, после чего начнётся его адаптация к российским условиям, чтобы на будущий год начать строительство.

Проект реконструкции здания Пермского театра оперы и балета сейчас проходит государственную экспертизу. В самое ближайшее время она будет закончена, и в зависимости от мнения экспертов будет приниматься окончательное решение.

— Есть ли у вас идеи каких-то новых культурных проектов?

— Нам остро не хватает проектов, связанных с детьми и молодёжью. Здесь необходимы инициативы и культурных, и образовательных учреждений. Необходимо выявлять талантливых молодых людей и включать их в творческую деятельность. Есть задумка связать это с «Живой Пермью», для чего сделать этот фестиваль мероприятием круглогодичным, чтобы он состоял из поиска талантов, обучения, подготовки и какого-то финального большого события с участием всех талантов, найденных и подготовленных за год.

— В функциях вашего министерства есть ещё и охрана памятников. Как с ними обстоят дела?

— Ну, прежде всего — о новых памятниках. Я уверен, что необходимо выполнить обязательства по установке памятника Александру Попову. Идея скульптора Алексея Матвеева — просто замечательная! Будем устанавливать и памятник Михаилу Романову.

По поводу памятников истории и архитектуры ситуация очень сложная, причём сложности разнообразные. В реестр памятников попало немало таких объектов, которые сохранить невозможно, да и не надо — всевозможные деревянные «развалюшки», даже сараи там оказались. Дело в том, что в своё время в реестр заводили строения по принципу «как можно больше», потому что надеялись на федеральное финансирование. Его не оказалось, и сейчас необходимы ревизия и экспертиза списка памятников.

Ещё одна проблема — нерадивые собственники. Огромное количество собственников, которые не следят за состоянием памятников! Необходимо действовать по отношению к ним жёстко, обращаться в суд и принимать прецедентные решения, что мы и будем делать.

— Вы на протяжении интервью очень аккуратно обходите острые вопросы. Не могу не спросить в лоб: так вы за кого — условно говоря, за Марата Гельмана или за Равиля Исмагилова?

— Я сегодня сотрудничаю со всеми, стараюсь максимально использовать все ресурсы, которые могут принести пользу Пермскому краю, его культуре, молодёжной политике и развитию туризма.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться