Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Ольга Антипина: Ситуация суровее, чем нам бы хотелось

Министр финансов Пермского края рассказала «Новому компаньону» о дефиците краевой казны и возможных последствиях этого для Прикамья

Поделиться
Ольга Антипина

  Сергей Копышко

— Ольга Владимировна, на пленарном заседании в апреле краевому Законодательному собранию предстоит рассмотреть изменения в бюджет на ближайшие три года. Больше всего всех волнует возросший дефицит краевой казны — с 10,1 до 14,4%. Депутаты называют ситуацию «критической». А как её оцениваете вы?

— Ситуация непростая, но критической я бы её всё-таки не назвала. Наверное, Пермскому краю непривычно жить в условиях дефицита, потому что мы всегда исполняли бюджет с профицитом, всегда к концу года доходы превышали расходы. Всегда — это до кризисного 2009 года. Начиная с 2009 года у нас расходы, к сожалению, больше, чем наши доходы. Но раньше были остатки, которыми мы закрывали проблемы. Всё-таки кризис, который был в 2009 году, бесследно не прошёл, а экономика не настолько быстро и динамично восстанавливается, чтобы наши растущие расходы ежегодно финансировать в необходимом объёме.

Наверное, можно было сформировать бюджет и с меньшим дефицитом. Более того, можно было сделать его вообще бездефицитным. Но вопрос бюджета — это всегда вопрос компромиссов.

У нас в Пермском крае приняты дополнительные обязательства, которые не предписаны федеральными законами. Мы, например, ввели ежемесячные доплаты вузовским профессорам в размере 30 тыс. руб., ввели стипендии школьникам старших классов, которые учатся на «4» и «5», дополнительные стипендии студентам, сдавшим ЕГЭ на высокие баллы, и т. д.

— Но ведь все эти расходы были приняты ещё несколько лет назад?

— Правильно, но эти расходы с каждым годом всё растут и растут, а параллельно растут и расходы, которые нам предписаны федеральным законодательством. Доходы очень сильно упали в 2009 году, а расходы ведь мы не сократили нисколько! Поэтому в настоящий момент если бы этих дополнительных расходных обязательств у нас не было, то бюджет был бы практически сбалансированным.

— Но мало того что эти расходы не были сокращены, в 2012–2013 годах были приняты новые региональные расходные обязательства. Например, выплаты ветеранам труда и т. д.

— Да, и это ещё почти 800 млн руб. То есть мы уже давно живём в состоянии, когда получаем не столько, сколько было в 2008 году, самом удачном году за последние 10 лет для Пермского края. А привычки тратить ещё не оставили. Очень трудно идёт привыкание к тому, что ситуация суровее, чем нам бы хотелось.

Да, можно отказаться от каких-то расходов. Это вопрос политической воли и согласия в обществе. Согласны ли наши граждане с тем, что выплаты в их адрес сократятся? Согласны ли депутаты сократить социальные обязательства в своих округах?

В законопроекте, который мы внесли, все расходы сохранены. Уровень защищённости населения не падает. Плюс ко всему нам бы, конечно, не хотелось сокращать расходы на инвестиционные проекты. Давно нужны в Пермском крае и новая галерея, и театр оперы и балета, и железнодорожный вокзал. То есть много накопившихся проблем, к решению которых в предыдущие годы шла подготовка. Сегодня, когда мы видим, что готовы к их реализации, у нас есть готовые проработанные проекты, мы считаем неправильным, боясь дефицита, останавливаться и не идти дальше. Считаем, что инвестиционные проекты нужно реализовать.

— В центре внимания сейчас ситуация с «Уралкалием». Председатель правительства Геннадий Тушнолобов на мартовской «пленарке» краевого парламента заявил, что в срок до 1 апреля с этой компанией будет подписано дополнительное соглашение об увеличении отчислений в краевой бюджет с 4 до 6 млрд руб. Этот документ подписан?

— Все материалы «Уралкалию» переданы. Предприятие готово дополнительно заплатить 2 млрд руб. к тем 4 млрд руб., которые уже предусмотрены в бюджете, но у него есть предложение профинансировать определённые расходы, которые предприятие считает приоритетными. Вот по этому вопросу — как будут использоваться средства — мы до конца не договорились. Тут с одной стороны наше желание всё-таки сделать эти средства достаточно свободными, с другой стороны — понятное желание «Уралкалия». Ну и не совсем доскональное знание бюджетного законодательства со стороны предприятия, то есть, что мы можем, а что мы не можем. Надеюсь, что в ближайшие дни всё будет урегулировано.

— А в законопроекте вы какую сумму учитывали от «Уралкалия», 4 млрд или уже 6 млрд руб.?

— 6 млрд руб.

— То есть с учётом того, что соглашение всё-таки будет подписано?

— Да, там вопросы остались технические. Мы найдём приемлемое для обеих сторон решение.

— А как дела обстоят с другими крупными налогоплательщиками? По данным Министерства регионального развития РФ на январь 2013 года, Пермский край стоит на предпоследнем месте среди регионов по динамике поступления налога на прибыль предприятий.

— Я не могу сказать по конкретным налогоплательщикам, но если не считать «Уралкалий» в период 2012 и 2013 годов, то поступления от остальных налогоплательщиков не снижаются, а наоборот, растут. То есть всё наше снижение — это только «Уралкалий».

— Один из основных способов сократить дефицит бюджета, который декларирует правительство, — это привлечение инвестиций в край. Но получается, что речь идёт о долгосрочной перспективе?

— Конечно, надо понимать, что результаты эта работа даст не в 2013 году. Быстрый результат может дать только регистрация каких-то налогоплательщиков, у которых здесь уже идёт бизнес, но они по каким-то причинам ещё не зарегистрированы на территории Пермского края. 

В любом случае привлечение инвестиций — это работа на перспективу.

— А что нужно делать сейчас? Какой вы видите выход из ситуации?

— Я не склонна драматизировать ситуацию и считаю, что прежде чем говорить о каком-либо сокращении социальных расходов, нужно понаблюдать за развитием событий. То есть посмотреть: ситуация, когда доходы не растут в тех объёмах, которые нам необходимы для покрытия расходов, временная или долгосрочная? Будет ли Федерация, видя сложную ситуацию во всех регионах (растут дефициты бюджетов и долги регионов), предпринимать какие-то меры по укреплению доходной базы субъектов? Будет ли федеральный центр отдавать нам какие-то налоги, вводить дополнительные дотации на сбалансированность, ещё что-то делать? И если никаких мер приниматься не будет на уровне Федерации, а мы увидим, что экономика Пермского края действительно не развивается нужными темпами, доходы бюджета не увеличиваются, только тогда надо производить сокращение расходов. То есть для того, чтобы принимать решение о серьёзном сокращении расходов бюджета, нужен прежде всего достоверный экономический прогноз.

Сейчас наш экономический блок занимается этим вопросом. Когда мы увидим прогноз хотя бы до 2020 года, тогда будем делать выводы и принимать решения.

— Вы сказали о дотациях со стороны федерального центра. Сейчас уже можно сказать, что Пермский край самостоятельно не справится с исполнением указа президента РФ о повышении зарплат бюджетникам до 2018 года?

— В 2013 году, наверное, справимся. В этом году мы мобилизовали все резервы, какие можем, и постараемся указы президента РФ выполнить. Даже ценой максимального дефицита. В поправках мы заложили всё необходимое на 2013 год.

Некоторые опасения у меня есть в отношении муниципалитетов, поскольку между нами эти обязательства разделены. Смогут ли муниципалитеты сделать то же самое? По полугодию будем смотреть, как идёт этот процесс. Хотя мы и передали в муниципалитеты достаточно приличную долю своих доходов, но всегда, когда отдаём какие-то виды доходов, выигрывают богатые территории, а не бедные. А когда сокращаем дотацию по общим правилам, она в большей части сокращается у бедных территорий. Такие вот экономические законы.

Поэтому мы внимательно наблюдаем за теми решениями, которые принимают муниципалитеты. Пока они не могут быстро сориентироваться и определиться, из каких источников повышать зарплату, но это не их вина. Дело в том, что только в декабре 2012 года на федеральном уровне вышли документы, которые нас обязали соблюдать определённую динамику повышения зарплат в период до 2018 года. Поэтому муниципалитеты, когда формировали свои бюджеты на 2013 год, настроились на какие-то свои темпы роста зарплат бюджетников, а в итоге после принятия бюджета вдруг оказалось, что нужно в этом вопросе ускоряться. Наверное, в рамках бюджета 2013 года некоторым будет сложно перестроиться, но при формировании бюджета на 2014 год они уже смогут это сделать.

Я надеюсь, что те визиты, которые сейчас полпред Приволжского федерального округа Михаил Бабич совершает по городам, не случайны, и вопрос, который ставится — о сбалансированности бюджетов в рамках исполнения указов президента РФ, — тоже обсуждается не просто так. Верю, что материалы этих визитов лягут в основу предложений о том, как помочь субъектам исполнять указы президента РФ. Потому что мы анализировали: из 15,5 млрд руб. дефицита в этом году 7 млрд руб. — это повышение зарплат бюджетникам в соответствии с указом президента РФ.

А ведь там есть и другие мероприятия, которые мы должны в рамках указов проводить. И на них тоже нужны средства. Поэтому говорить, что тот дефицит, который возник, — это исключительно потому, что мы упёрлись и не хотим что-то делать, нельзя. Это было предопределено федеральным законодательством. Тут ситуация, в которой все субъекты равны.

— На заседании Законодательного собрания вы сказали, что кассовый разрыв бюджета наступит не раньше третьего квартала 2013 года. Он наступит «не раньше» или его может вообще не быть?

— Он может и не наступить. Всё зависит от того, какими темпами будут исполняться доходы, и какими темпами будут идти расходы. Мы достоверно можем сказать, что на 100% будут исполнены только два вида расходов — это дотации органам местного само­управления и субвенции. А всё остальное зависит от процесса заключения договоров, от проведения конкурсов, от того, как будет осваиваться Фонд софинансирования расходов (ФСР) и т. д. То есть очень много условий.

— Вы говорите, что стопроцентного исполнения бюджета не бывает и по итогам года какие-то средства получится сэкономить. Может ли это привести к тому, что правительство даст негласную установку не исполнять какие-то расходные статьи или даст понять муниципалитетам, что не надо расходовать средства ФСР, чтобы сократить дефицит?

— Нет, таких установок мы точно давать не будем, потому что понимаем, что бездефицитный бюджет — это не самоцель в нашей деятельности. И работа заключается не в том, чтобы осваивать деньги бюджета или не осваивать. У нас есть показатели и задача — эти показатели выполнить. Другое дело, что в Бюджетном кодексе РФ есть установка: показатели должны выполняться за минимальные деньги. То есть задача оптимизации расходов не снимается с органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но это точно не задача любыми способами не тратить бюджетные деньги.

— Предположим, что всё будет развиваться по пессимистичному сценарию и придётся занимать средства. Может ли так случиться, что с каждым годом цифра по кредитам с учётом их обслуживания будет расти?

— Думаю, что на каком-то этапе это возможно. Но говорить о том, что мы выбрали для себя политику регулярных заимствований, нельзя. Наша задача — это сбалансированный бюджет, минимизация займов. И даже в случае займов — минимизация затрат на их обслуживание.

— В законопроекте указано, что на 1 января 2013 года Пермский край имеет кредитов на 500 млн руб. При этом в документе есть прогноз, согласно которому к 2016 году кредиты возрастут до 35 млрд руб. Откуда взялась такая большая цифра?

— Да, такой прогноз есть. Это развитие событий, если дефицит будет именно таким, какой сейчас запланирован. То есть если доходы поступят ровно на 100%, расходы исполнятся ровно на 100%, и никаких действий мы предпринимать не будем для того, чтобы ситуацию исправить. Но перед нами стоит задача сделать всё, чтобы дефицит минимизировать.

— Понятно, что многое зависит от развития экономической ситуации. Тем не менее можно ли говорить о введении моратория на новые дополнительные расходы?

— Я думаю, что такой мораторий должен быть. По крайней мере на расходы, которые являются длинными. Такие, как, например, социальные обязательства или создание новых учреждений. То есть если расходы и могут приниматься в таких условиях, то они должны быть короткими: отремонтировать какой-то объект, оказать единовременную помощь кому-то, провести какое-то разовое мероприятие и т. д.

— Но это же в какой-то степени означает замедление развития?

— В общем, да. Но, с другой стороны, развитие может происходить и путём замещения одних расходов другими. Мы уже пытаемся идти таким путём — Геннадий Петрович Тушнолобов говорил про ежеквартальные отчёты органов государственной власти об исполнении их расходов. Если мы видим, что какие-то расходы не исполняются или эффективность их сомнительная, то, я думаю, мы активно начнём использовать свою возможность сокращения таких расходов. Тогда это будет источник для сокращения дефицита, что позволит нам принять новые расходы, которые будут необходимы Пермскому краю.

— На последнем заседании Законодательного собрания было принято решение отказать «Газпрому» в предоставлении налоговой льготы. Как вы считаете, можно ли сейчас говорить о новых налоговых льготах или, наоборот, нужно говорить о повышении ставок и отмене льготы по налогу на прибыль предприятий?

— Для того чтобы принять решение об увеличении или уменьшении налоговой нагрузки, нужно понять, какие плюсы и минусы мы получим от этого. Казалось бы, увеличение налоговой нагрузки — это всегда плюс для бюджета. Понятно, что для меня как для финансиста сохранение средств в бюджете должно быть хорошей новостью. Но если нагрузка становится такой, что налогоплательщик в данный конкретный момент по своему экономическому состоянию с ней не согласен, он ведь будет искать способы уйти от этой налоговой нагрузки. Он будет стараться перейти в то место, которое не то чтобы является налоговым оазисом, но для него является более приемлемым с точки зрения ведения бизнеса. Поэтому, принимая решения о введении льготы или об её отмене, мы всегда должны смотреть: а как может отреагировать налогоплательщик?

Иногда возможные долгосрочные последствия более важны, чем сиюминутная выгода. Наверное, на каком-то этапе мы могли бы выиграть от этой льготы. Экономический блок счёл, что мы проиграем больше, если откажем. Налоговая политика — прерогатива экономического блока, а не минфина.

— Если говорить о бюджете на 2014 год, что нас ждёт?

— Да, в апреле мы приступаем к формированию бюджета на 2014 год. И тут есть ряд сложностей.

В декабре прошлого года вышел новый закон «Об образовании» в РФ, в соответствии с которым перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и субъектом Федерации. Мы уже выплачиваем из краевого бюджета зарплату учителям в муниципалитетах, а теперь к нам переходят такие обязанности и по детским садам. Это очень большие суммы для бюджета Пермского края. Видимо, здесь нас ждёт перестройка межбюджетных отношений, потому что просто так взять на себя эти обязанности мы не можем, денег у нас нет. Это означает, что нам придётся пойти на изъятие доходов у муниципалитетов.

В связи с этим меня удивляют предложения некоторых законодателей о том, чтобы передать с уровня субъекта какие-то дополнительные доходные источники органам местного самоуправления. Нелогичные действия — полномочия у муниципалитетов забрать, а какие-то дополнительные доходы им передать.

Вообще, я считаю, что в настоящий момент, в связи с перераспределением доходов и обязанностей между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, именно субъект Федерации оказался в наименее защищённом положении. Мы сейчас готовим предложения на федеральный уровень по тому, как можно выйти из этого положения, защитить субъекты, что необходимо сделать, чтобы укрепить их доходную базу, потому что именно из их бюджетов финансируются самые важные функции государства: образование, здравоохранение, соцзащита.

— Как у вас складываются взаимоотношения с депутатами? Как вы считаете, их опасения и критика в адрес правительства в связи с бюджетной ситуацией являются обоснованными? Или вы расцениваете это как некий политический ход?

— Трудно оценивать чужие действия. Может быть, это происходит от недостаточной информированности, от невозможности быстро получить нужную информацию от органов государственной власти. Хотя, надо сказать, что в предоставлении информации мы никогда не отказывали, и исполнение бюджета у нас законодатели могут наблюдать в режиме реального времени: уже года два у депутатов есть доступ к той системе, в которой мы работаем. Там в режиме реального времени видно, сколько доходов поступило, какие расходы произведены. От депутатского корпуса у нас никаких секретов нет.

С другой стороны, ситуация с бюджетом действительно непростая. И тут возможны разные точки зрения, разная оценка рисков и, соответственно, разные прогнозы. Я с пониманием и уважением отношусь ко всем высказанным позициям.

— На внеочередном заседании бюджетного комитета краевого парламента 11 апреля вы должны будете представить уточнённую информацию об исполнении бюджета за первый квартал 2013 года. Что-то изменилось по сравнению с вашим докладом на мартовской «пленарке»? Цифры обновились?

— Тот прогноз, который я давала на пленарном заседании Законодательного собрания, подтвердился. Доходы исполнены на 100,8%. По налогу на прибыль, главному предмету споров и дискуссий, план, который уже внесён в парламент (усечённый с учётом ситуации с «Уралкалием»), мы выполнили на 103,7%.

Я говорила, что мы порядка 200 млн руб. получим дополнительно по налогу на прибыль. Мы получили даже больше — 354 млн руб. дополнительных средств.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться