Ольга Семёнова


Куда уходят дети

С наступлением тёплого времени года сотрудники правоохранительных органов ожидают увеличения количества пропавших людей. Как показывает опыт полиции, чаще всего люди исчезают в весенне-летний сезон. Более половины пермяков, пропадающих без вести, — несовершеннолетние

Поделиться
Куда уходят дети

Фото: everystockphoto.com

За два месяца 2013 года в правоохранительные органы Пермского края поступило уже 340 заявлений об исчезновении детей. Разыскать в этом году пока удалось только 109 человек.

В 2012 году в Пермском крае зарегистрировано 4487 без вести пропавших людей. Из них 940 людей было официально объявлено в розыск. Найден был 831 человек. По данным оперативной статистики, за январь и февраль 2013 г. в розыск было объявлено 130 человек. По словам сотрудников правоохранительных органов, 66% из числа без вести пропавших людей полиция находит целыми и невредимыми, 22% возвращаются домой самостоятельно, 12% разыскиваемых найти не удаётся.

Особенное внимание уделяется розыску несовершеннолетних. Как сообщил начальник отдела организации розыска Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Пермскому краю Виктор Прорубников, за 2012 г. зарегистрировано 2451 заявление о пропавшем ребёнке. 95% из этих детей ранее уже уходили из дома не один раз. Причём самовольно уходят и бродяжничают, по словам Виктора Прорубникова, в основном девочки. Из официально объявленных в розыск в 2012 году 664 несовершеннолетних 247 детей ушли из родительского дома, остальные — из детских учреждений. По факту исчезновения четырёх несовершеннолетних были возбуждены уголовные дела. Правоохранительными органами были найдены 667 ребят. Виктор Прорубников также сообщил, что пропавшая Анастасия Панкова была найдена 23 марта в Пермском районе. 16-летняя девочка оказалась беременна.

За период с января по февраль 2013 г. в правоохранительные органы поступило 340 заявлений об исчезновении детей. Большинство из них уже убегало из дома или государственных учреждений. Таких «бегунков» ставят на профилактический учёт в органы внутренних дел. С ними проводят беседы сотрудники полиции, психологи. Одним из примеров так называемого ребёнка-бегунка является Юлия Исупова, которая самовольно убегала из детского дома более пяти раз. Когда её нашли в последний раз, она заявила полиции, что в следующий раз спрячется так, что её не найдут никогда. Сегодня она снова находится в розыске.

По данным заместителя руководителя отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Пермскому краю Ксении Луниной, в 2012 году было возбуждено четыре уголовных дела по факту без вести пропавших детей. Уголовное дело по факту исчезновения Димы Денисова остаётся нераскрытым. Труп ребёнка пока не найден, но следствие уверено, что в отношении мальчика было совершено убийство. Малолетний Андрей Сорокин из Добрянки был найден убитым, уголовное дело было раскрыто, преступники осуждены. Илью Ярополова нашли живым и здоровым на одной из остановок Краснокамска. Пропавшая Полина Бранькова также была найдена живой.

В 2013 году есть уже три уголовных дела по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних. Одно из них — дело об уже найденной Полине Браньковой. А вот восьмимесячную Арину Волкову живой уже не найдут. По словам Ксении Луниной, лицо, признавшееся в совершении убийства девочки, задержано, тело убитой пока не найдено.

Поиски Насти Сметаниной также закончились трагически. Останки 14-летней девочки были обнаружены вечером 25 марта. По сообщению Следственного управления СКР по Пермскому краю, ребёнка изнасиловали и убили двое рабочих из конюшни, располагающейся в микрорайоне Разгуляй. Подозреваемые в совершённом преступлении задержаны.

Причин ухода детей из родительского дома несколько. Это и отсутствие контроля со стороны родителей, которые отпускают несовершеннолетних из дома в ночное время суток, и недопонимание в семье. Одни дети «бегут» от жестокого обращения, другие — от выговора из-за полученной двойки. Небольшой процент заявлений о пропаже несовершеннолетних — это обращения ответственных родителей, ребёнок которых не вернулся домой в назначенный час. Как правило, таких детей находят засидевшимися в гостях у друзей. В прошлом году в розыск был объявлен даже ребёнок, находившийся дома: обидевшись на родителей, он закрылся в шкафу и заснул.

У детей, находящихся в детских домах и социально-реабилитационных центрах, причины для ухода другие. Большинство ребят попадают в государственные учреждения не в 2-3 года, а в подростковом возрасте. Такие дети привыкли к бродяжничеству, сложившееся у них поведение неподчинения не даёт им долго находиться в детском доме. Некоторые из таких детей имеют отклонения в психическом развитии.

Большую помощь в розыске пропавших людей правоохранительным органам оказывают волонтёры. Администратор ПСО «Поиск-Пермь» Светлана Неволина рассказывает, что после поступления заявления от полиции и выяснения обстоятельств пропажи человека начинается активный сбор волонтёров, прочёсывание местности, распространение ориентировок. Мешает поиску пропавших равнодушие жителей города. Координатор ДПО «Искатель» Галина Симакова говорит, что ориентировки на потерявшихся людей безжалостно срывают дворники, а прохожие, видящие потерявшихся детей и пожилых людей, проходят мимо, не поинтересовавшись, всё ли с ними в порядке.

Огромную помощь в поиске без вести пропавших людей оказывают современные технологии. «Большое количество пропавших несовершеннолетних мы начинаем находить через социальные сети. Иногда мы «играем» с разыскиваемыми, и они приходят сами, — поделился секретами методики оперативной работы Виктор Прорубников.

Специально для газеты «Пятница»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться