Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Жёсткая посадка

Пермский аэропорт сокращает зарплаты и время работы

Поделиться
аэропорт

  Константин Долгановский

Одной из первых отраслей, жёстко и сразу пострадавшей от распространения коронавируса, стала авиация. Запрет на международное авиасообщение, а затем и резкое сокращение внутреннего сразу же привели к простою и убыткам не только у авиакомпаний, но и у аэропортов. Последнее принятое решение в Перми — аэропорт работает не круглосуточно, а лишь 12 часов в день.

Путь к обнулению

9 апреля руководство «Международного аэропорта «Пермь» объявило: теперь мы работаем не круглосуточно, а всего лишь с 8:00 до 20:00. Всё остальное время он будет закрыт как для пассажиров, так и для приёмки/отправления грузов.

Обновлённый и уже «нестыдный» пермский аэропорт с момента своего открытия в 2017 году постоянно отчитывался об открытии новых рейсов и увеличении пассажиропотока.

В частности, итоги 2019 года оказались рекордными: 1,6 млн пассажиров. Такого в истории Перми ещё не было. И уже с полной уверенностью можно сказать, что в этом году он побит уже точно не будет. Потому что пришёл коронавирус.

Первый сигнал грядущей катастрофы «прозвучал» 24 января. Рейс из Саньи (Китай) в Пермь встретили медики и сотрудники Роспотребнадзора, потому что на борту была пассажирка с температурой. В тот раз обошлось, ведь первый случай официально подтверждён 13 марта.

Ну а с марта всё покатилось по нарастающей. С 20-х чисел марта началась повсеместная дезинфекция помещений аэропорта, с 27 марта прекратились международные чартеры, с 30 марта сразу несколько авиакомпаний сообщили о прекращении рейсов.

Итог к 9 апреля: отменено ориентировочно 37 авиарейсов, в расписании в ежедневном режиме осталось по 5-7 вылетов и прибытий. Ситуация стала хуже, чем в самые печальные времена в истории гражданского авиасообщения с Пермью.

А деньги?

Всё это не могло не повлиять на работников аэропорта. Практически у всех сократилась зарплата (вроде бы временно), а часть ушла в отпуск (говорят, оплачиваемый).

Официально данные никто не озвучивает, но, по информации Международной ассоциации аэропортов, в марте пассажиропоток (считай, доход) в российских аэропортах упал по сравнению с прошлогодним показателям минимум на 80%, а к 9 апреля достиг уже 93% падения.

По словам пресс-секретаря пермского аэропорта Евгения Кузнецова, пока никто не уволен, и этого, вроде бы, не планируется. Тем не менее у основной массы сотрудников зарплата сокращена — теперь она составляет 2/3 от среднемесячной «по причине, не зависящей от работодателя».

«Пока не могу сказать, на какой срок введены такие меры, но они связаны с резким сокращением пассажиропотока, и затронули практически всех. Никто не уволен, но часть сотрудников старше 60 лет ушла в оплачиваемый отпуск, чтобы не подвергать их особой опасности», — пояснил «Новому компаньону» Евгений Кузнецов.

Исполнительный директор и руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что без сокращения зарплатой ведомости — не обойтись.

«Наибольшая часть расходов аэропортов — это постоянные расходы, которые не зависят от того, сколько рейсов обслуживается. К таким расходам относится фонд оплаты труда, который составляет почти 50% издержек среднестатистического аэропорта. Следовательно, если не сократить фонд, то не получится свести концы с концами при резком сокращении выручки», — пояснил Олег Пантелеев.

По словам собеседников «Нового компаньона», подавляющее большинство доходов любого аэропорта зависит от авиационной активности. То есть чем больше рейсов, тем больше прибыль, и наоборот. И только 15% — это доход от арендаторов площадей аэровокзалов.

Но, несмотря ни на что, первыми под финансовый удар попадают те профессии, которые «завязаны» исключительно на обслуживании авиарейсов.

То есть наибольшее количество специалистов задействовано в службе обслуживания пассажиров: агенты, регистрирующие пассажиров и осуществляющие посадку на борт, оформители и доставщики багажа, сотрудники служб авиационной и транспортной безопасности.

«Мало рейсов — мала рабочая нагрузка. Следовательно, этих специалистов можно отправлять в отпуска. Несколько меньше потенциал экономии от сокращения водителей аэродромной техники, операторов машин, специалистов, занимающихся эксплуатацией зданий и сооружений», — считает Олег Пантелеев.

Казалось, сокращай — не хочу. Но у пермского аэропорта есть особенность — он «совместного базирования», то есть делит площадь с военными лётчиками из «Сокола». А они-то точно не зависят ни от какого пассажиропотока.

Это значит, по мнению Пантелеева, что даже при самом пессимистичном сценарии развития ситуации аэропорт полностью не закроется. Во-первых, он всегда должен быть дежурным, во-вторых, авиадиспетчеры всегда (хоть и посменно) должны быть на местах, ну и, наконец, маловероятен сценарий, что не будет вообще ни одного рейса в Москву. Даже в крайнем случае.

Аэропорт Пермь

Международный аэропорт «Пермь»
  Архив ИД «Компаньон»

Опять госсубсидии

Наступает ситуация полузакрытия на фоне практически полного отсутствия пассажиров. Что может произойти дальше после «эпидемиологической ситуации»? По мнению собеседников, с арендаторами (а они, напомним, составляют лишь 15% от доходов) как-то ещё можно договориться или пересмотреть договоры. Но это не решит проблему в глобальном смысле.

«Оператор аэропорта должен сокращать издержки, договариваться с поставщиками об отсрочке платежей, вести переговоры с авиакомпаниями, чтобы сохранить как можно больше рейсов», — считает Олег Пантелеев.

Международная ассоциация аэропортов тоже пытается решать ситуацию и уже несколько раз направляла свои предложения федеральному правительству.

По оптимистичному сценарию ассоциации (если пандемия реально закончится в самый последний день апреля), пассажиропоток начнёт возвращаться в начале июня, а восстановится только к ноябрю-декабрю. Но даже при этом в годовом выражении он снизится на 38%. Вся отрасль недополучит 81 млрд руб., а чистый убыток превысит 17 млрд руб.

Это означает, что без государственных дотаций не обойтись. Только на компенсацию трат на зарплаты понадобится минимум 5 млрд руб. (для всех аэропортов). Отрасль придёт более-менее в форму только к концу 2020 года.

Ну а если придётся воплощать негативный сценарий (он может быть в случае нерешения коронавирусной проблемы в России или при новых вспышках пандемии в мире), падение пассажиропотока в России прогнозируется на уровне 70%. Убыток отрасли превысит 61 млрд руб. На зарплаты всем сотрудников понадобится уже более 11 млрд руб. При этом отрасль восстановится только в 2022 году.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться