Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Губернатор нашего времени

Пермские гражданские активисты постарались угодить Виктору Басаргину с критикой его деятельности

Поделиться
Губернатор нашего времени

На фото: С точностью предсказать, какова же будет общественная оценка губернатора Пермского края через год, сегодня, пожалуй, не решится никто, кроме разве что участников кастинга «Битвы экстрасенсов», который происходил одновременно с заседанием «Пермского общественного клуба» в соседнем помещении отеля «Амакс».
  Юлия Баталина

Несмотря на то что с момента назначения Виктора Басаргина на пост губернатора Пермского края прошло только 10 месяцев, представители пермской общественности посчитали нужным подвести итоги его работы уже сейчас. С этой целью они собрались 6 марта на «экспресс-конференцию», которая носила название «Первый год Виктора Басаргина. Предварительные итоги от общества». Вопреки ожиданиям, нового губернатора не критиковали всерьёз, а подобострастно подмечали его сильные стороны, сравнивали с предшественником Олегом Чиркуновым (разумеется, не в пользу последнего) и деликатно давали советы на будущее. Стало понятно, что оценивать, в общем, пока нечего.

Организатором «экспресс-конференции» выступила Пермская гражданская палата, которая таким образом начала цикл публичных событий в рамках «Пермского свободного клуба». Как пояснил эксперт палаты Игорь Аверкиев, миссия клуба — «поддержка и продвижение свободы и свободолюбия в Пермском крае».

В начале встречи Аверкиев напомнил, что «примерно год назад в этом же зале» (отель «Амакс») произошло знакомство общественности с губернатором Виктором Басаргиным. Тогда коалиция «За прямые выборы» проводила серию мероприятий, на которых подводились итоги работы экс-губернатора Олега Чиркунова. Одно из них посетил и новоиспечённый губернатор Басаргин.

Прежде чем слово было предоставлено спикерам, собравшимся представили данные опросов о работе губернатора, в том числе мини-фильм. По словам Аверкиева, полученные данные «не претендуют на объективность, но свидетельствуют о том, что по отношению к фигуре Басаргина в обществе есть неопределённость», при этом «кредит доверия у него ещё есть».

Подборка ответов пермяков, представленная в фильме-опросе, рассмешила присутствующих. «Появилась стабильность», «пенсию прибавили», «ничего не изменилось», «лучше стало жить», «стало больше порядка», «понравились «Белые ночи», «я не в курсе, кто это и что это (о Басаргине — ред.), «ничего не увидели», — так отвечали пермяки на вопрос о первом годе работы Басаргина.

Первым свою оценку губернатору дал член общественной организации «Многодетные Пермского края» Юрий Бобров. Соответственно, и говорил он о том, как Басаргин проявил себя по отношению к этой категории граждан.

«Такой погружённости в глубину вопроса я никогда не встречал. Всё, что сейчас делается в Перми по этому вопросу, делается на очень высоком уровне», — считает Бобров.

Заместитель председателя Пермского краевого совета ветеранов Пётр Бондарчук также высоко оценил работу губернатора.

«Он идёт в народ, слушает людей, учитывает мнения людей. Очень внимательно относится к ветеранам, у нас с ним уже состоялась встреча», — рассказал Бондарчук. Также к заслугам Басаргина ветеран отнёс создание экспертных групп в разных отраслях, диалог с промышленниками и работу, проводимую в сфере лесного хозяйства. Минус губернатора Бондарчук увидел только в одном: «Не надо было ему снова связываться с Гельманом».

Руководитель фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», председатель совета директоров ИК «Ермак» Надежда Агишева озаглавила своё выступление «Виктор Фёдорович и муниципалитеты». Она отметила, что с приходом Басаргина «муниципалитеты остались без жёсткой вертикали краевой власти».

Надежда Агишева, руководитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:

— Совершенно очевидно, что Олег Чиркунов «правил» Пермью и за восемь лет своего правления фактически отключил все системы муниципального управления, сделал их несамостоятельными, снял с них всякую ответственность. Поэтому в течение этого года мы наблюдаем, что при такой уникальной возможности запустить демократический механизм муниципального управления в Перми так ничего и не сложилось. Мы наблюдаем не только отсутствие идей, проектов, мы наблюдаем за тем, что ни администрация Перми, ни муниципальные депутаты не понимают, что делать с наследием, которое получили за все эти восемь лет. Классический пример — проект «Мамин выбор».

У нас есть уникальная возможность сделать город нашим и вернуть муниципальное управление туда, где оно нам необходимо.

Координатор движения «Наша Пермь» Денис Галицкий сразу признался, что ничего не знает о Викторе Басаргине. «Поэтому я просто приклею свои ярлыки и пойду», — предупредил он.

«Басаргин — хороший административный лоббист. Никогда лоббист не нацелен на общественность, что мы и наблюдаем. Я не участник ни одной экспертной группы, но видно, что они фиктивные. Лоббисты не понимают общественного интереса. Они нацелены на классические PR-технологии, отработанные властью. Отсюда — многодетные и ветераны», — заявил Галицкий.

Учредитель фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев отметил, что «по внешним признакам Басаргин — человек, который привык перед принятием решения советоваться с разными сторонами, но количество этих органов такое, что их эффективность вызывает определённые сомнения». По его мнению, Басаргин — скорее «директор корпорации «Пермский край», чем политик, лидер региона».

Художник Рустам Исмагилов отметил, что итоги работы Басаргина подводить рано, потому что «сейчас всё только начинается».

Самое яркое выступление, пожалуй, было у директора Центра ГРАНИ Светланы Маковецкой. Она сразу предупредила, что «когда мы сейчас говорим о том, что сделал губернатор, мы имеем в виду иногда эффект «социально-политического рикошета»: мы имеем в виду, что сделал предыдущий губернатор и сделал ли что-нибудь в соответствии с этим следующий».

Из сделанного Басаргиным за год Маковецкая отметила реализацию закона о предоставлении земли многодетным семьям. Но тут же добавила, что «это не означает, что это решение реализуется здесь и сейчас, в конкретную минуту».

Маковецкая также напомнила, что было утверждение программы социально-экономического развития Пермского края. Но опять же добавила, что принята она была «скоропостижно».

«Это очень несбалансированный документ, который собирался не на единой платформе, а отдельными ведомствами. Его недостатки видны невооружённым глазом, и в процессе мы получили много положительных и отрицательных эффектов. Отрицательные связаны с тем, что «проваливаются» целые отрасли, темы, потому что не нашлось ведомств, которые про них что-либо говорили», — пояснила она.

Ещё одним стратегическим решением Басаргина Маковецкая назвала ревизию работы команды экс-губернатора Олега Чиркунова.

«Это был ужас, а не экспертные группы! Они работали определённым образом: в некоторых из них это был просто «реванш» тех, кто до этого не мог принимать решения. В других случаях это были очень быстрые административные решения», — заявила Маковецкая.

Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ:

— В отличие от губернатора Чиркунова, Виктор Фёдорович считает, что власть должна быть понятной. Не открытой и прозрачной, а понятной. Именно поэтому возникает череда информационных сообщений, где он что-то открывает, срочно решает какую-то проблему. Это понятно и правильно, потому что мы так истосковались по этому. У нас такая «родовая травма» была в Пермском крае. Травма, связанная с тем, что мы были вытеснены из настоящего и должны были думать только о будущем. А теперь наоборот — очень многие тоскуют по тому, что мы теперь не можем говорить о будущем, а вынуждены говорить только в пространстве настоящего. Мы платим за этот переход.

Политолог Олег Подвинцев назвал Басаргина «человеком несбывшихся ожиданий», но тут же пояснил, что речь идёт «и о хороших, и о плохих ожиданиях».

«Были ожидания, что начнут регион ломать через колено, будет полное подчинение Москве. Этого не произошло. Вхождение Басаргина в регион оказалось толерантным, мягким. Он многих сумел привлечь на свою сторону», — считает Подвинцев.

По его словам, «обвинять Виктора Фёдоровича в том, что он привёл слишком много «варягов», не приходится, а если в чём-то и приходится обвинять, то, наверное, в качестве привлекаемых кадров». При этом Подвинцев обратил внимание на то, что «призвана команда Игумнова, которая 10 лет назад не выработала свой потенциал». «Но нужны и новые люди», — считает Подвинцев.

Политолога «приятно удивил не только сам факт расставания с Григорием Курановым (экс-глава администрации губернатора — ред.), но и откровенность, которая иногда звучит из уст губернатора, когда он называет вещи своими именами».

Подвинцев также обратил внимание, что у Виктора Басаргина бывают «имиджевые просчёты».

Олег Подвинцев, политолог:

— Иногда неожиданно озвучиваются губернатором какие-то сомнительные инициативы, которые он потом отыгрывает назад. Так было с идеей объединения Перми и Краснокамска, предложением перейти на московское время. Это явные просчёты, в том числе имиджевые.

Есть идеи, которые тоже он озвучил и которые население готово поддержать с гораздо большим энтузиазмом, но они как-то активно не педалируются. Например, возвращение прямых выборов в муниципалитетах и, прежде всего, в Перми. Здесь губернатор мог бы принять самое активное участие. Или процесс укрупнения муниципалитетов — если заявить об этом чётко и расставить все приоритеты.

После того как заявленные спикеры высказались, микрофон был передан в зал и все желающие смогли поставить свою оценку работе Виктора Басаргина. Однако содержательное зерно в их выступлениях можно было обнаружить далеко не всегда.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться