Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Путеводитель по террору

Состоялась презентация издания, повествующего не только об истории, но и о географии политических репрессий в Прикамье

Поделиться
Осип Мандельштам и Алексей Варламов

На фото: Осип Мандельштам и Алексей Варламов
  «Новый компаньон»

Книга «Топография террора. Пермь», вышедшая в издательстве «Маматов», стала седьмым по счёту путеводителем по местам, хранящим память о советском государственном терроре в рамках одноимённого проекта Международного общества «Мемориал». Он уже реализован в Твери, Воронеже, Сыктывкаре, Рязани, Красноярске, Пензе и Комсомольске-на-Амуре.

На центральных улицах Перми, как известно, на асфальте нарисованы красная и зелёная линии — это экскурсионные маршруты по историческим объектам. По материалам книги «Топография террора» можно составить ещё один маршрут, поскольку в ней тщательно отмечены все объекты в городе, связанные с политическими репрессиями.

Можно прогуляться по адресам, на которых в разные годы размещались «штабы» ВЧК-ГПУ-КГБ, пересыльные тюрьмы, революционные трибуналы, руководящие партийные органы. Можно посетить дома, где жили жертвы репрессий — музыкант Генрих Терпиловский, балерина Екатерина Гейденрейх, инженер и изобретатель Михаил Цирульников... Можно даже обнаружить вполне целые, в хорошем состоянии здания, где в годы Великой Отечественной войны в «шарашках» учёные-зэки создавали новые образцы советского оружия. Завершить маршрут предлагается на Егошихинском кладбище, где располагается мемориал памяти жертв политических репрессий.

Все эти адреса и связанные с ними истории раскопал в архивах и частных мемуарах коллектив сотрудников Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36» во главе с кандидатом исторических наук Сергеем Шевыриным.

Сергей Шевырин, автор-составитель сборника «Топография террора. Пермь»:

— При отборе объектов внимание обращалось в первую очередь на их известность и доступность для экскурсионных групп. Объекты сгруппированы по следующим разделам: здания, где располагались судебные и карательные органы и связанные с их деятельностью учреждения, здания, где размещались партийные и советские органы, места заключения на территории города.

В качестве примера можно привести сегодняшний Театр кукол. Конечно, он перестраивался, но изначально, в 1871 году на этом месте появился Пересыльный замок для этапируемых заключённых. С 1935 года он стал именоваться Тюрьмой НКВД №2, а накануне войны — Промышленной колонией №1, куда переводились из других колоний высококвалифицированные специалисты разных отраслей промышленности, в том числе три инженера завода им. Сталина, которые до войны проходили стажировку в США и были осуждены «за восхваление буржуазного строя».

Здание Театра кукол или, например, Королёвские номера — конечно, особо выдающиеся объекты с точки зрения истории террора, но и менее знаменитые строения в Перми, оказывается, могут похвастать душераздирающими историями. Например, в доме статского советника Синакевича, где сейчас находится школа №21, в 1918-1920 годах находился пермский военный комиссариат, ЧК, милиция, уголовный розыск и «внутренняя тюрьма», в нынешних терминах — следственный изолятор. Именно с этим зданием связана деятельность печально знаменитых Павла Малкова, Гавриила Мясникова, Александра Борчанинова.

Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае:

— Результаты архивных исследований представлены в доступной, интересной форме. Очень интересна идея издания: визуально представить объекты террора (здания, сохранившиеся и сегодня) и людей-участников этих событий. Мы можем узнать абсолютно новую информацию о тех зданиях, которые мы до этого воспринимали совсем иначе.

К примеру, оказывается, главный корпус Пермского гуманитарного педагогического университета, построенный в 1910 году для губернской земской управы, в августе 1918 года занимал Пермский губернский военно-революционный комитет, который мобилизовал заводских рабочих для пополнения армии и всю пермскую городскую буржуазию на тыловые работы...

Что касается истории, то здесь авторы сборника проявили не меньшую скрупулёзность, чем в географии: начало истории политических репрессий в Прикамье они ведут с трагедии боярина Михаила Романова, «ныробского узника», дяди первого русского царя из династии Романовых. Подробно рассказано о жертвах царизма — социал-демократах, которых активно ссылали на Урал. Но, разумеется, большая часть книги посвящена репрессиям ХХ века.

Об убийстве другого Михаила Романова — великого князя, брата царя Николая II — рассказано с мельчайшими душераздирающими подробностями, вроде того, как убийцы разделили личные вещи убитых: Иванченко взял себе шестиугольные золотые часы с надписью на крышке «Михаил Романов»; золотое кольцо, пальто и штиблеты великого князя забрал начальник милиции Плешков; вещи секретаря Джонсона разделили Марков и Колпащиков. Тут же — групповое фото участников убийства.

Вообще, книга прекрасно иллюстрирована: её читатели будут знать в лицо всех — и жертв политических репрессий, и их «авторов». Это, конечно, не представительский формат, но чёткость снимков отменная.

Авторы путеводителя старались по всем видам политического террора дать абсолютно исчерпывающий материал. Подробно рассказано о социальных, религиозных и прочих группах, которые были «группами риска по террору». Например, о верующих.

Тщательно расследуются судьбы священников, ставших жертвами большевистских гонений; представителей национальных религиозных общин — например, судьба Гарифуллы Рахимова, одного из первых пермских фотографов-профессионалов, оставившего после себя уникальную коллекцию фотопейзажей Перми. Он был расстрелян в 1937 году как активный мусульманин.

Отдельная «песня» — советские предприятия и их руководители: ещё один расстрельный список...

Биографические справки, старые карты, факсимиле личных дел и даже лагерная лирика — удивительно, как это всё уместилось в небольшой книге!

Татьяна Курсина, исполнительный директор АНО «Пермь-36»:

— Эта книга — плод очень долгого труда всех тех, кто в разные годы работал в музее «Пермь-36», по крупицам собирал историю, связанную с репрессиями в Пермском крае. Этот пласт тяжелейшей истории трудно помнить, но важно знать. Основная масса документов — это совершенно новые знания о том, как «прокатилось колесо политических репрессий» через судьбы людей и зданий нашего края.

Открытая презентация сборника прошла в Пермской краевой библиотеке им. Горького. Она стала не просто многолюдной, но очень представительной: собралось мощное научное сообщество, прибыли правозащитники из Москвы во главе с одним из руководителей российского «Мемориала» Арсением Рогинским.

Ни для кого не стало неожиданностью, что презентация вылилась в очередную политическую дискуссию, какие в последнее время бушуют вокруг всего, что связано с Мемориальным центром истории политических репрессий «Пермь-36». На презентацию явились все традиционные оппоненты музея со своими привычными «песнями» — и «коммунист» Алексей Бессонов, и депутат краевого парламента Александр Телепнёв. Ведущему презентацию, профессору Пермского государственного института искусства и культуры Олегу Лейбовичу пришлось несладко, однако он выдержал очень корректный стиль модерации.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться