Людмила Ознобишина

Людмила Ознобишина

директор Центра избирательных технологий

Хождение по граблям

Нужна ли краю муниципальная реформа

Поделиться

Прошедшая неделя была полна новостей о преобразованиях в муниципалитетах. Работа кипит, и уже сейчас ясно, что этот этап муниципальной реформы рискует превратиться в выборную кампанию. Возможно, голодные политконсультанты скажут, потирая руки: «Отлично!» Но если перефразировать известную поговорку, то в этом случае «что политконсультанту хорошо, то рядовому избирателю в глубинке… не очень». А если не указывать конкретные районы, то «грабли», на которые наступают при реализации реформы, — одни и те же. Попробую их перечислить.

«Грабли» стратегические. С различными докладами видения реформы местного самоуправления состоялись выступления на разных площадках, в том числе на Совете глав местного самоуправления Пермского края, на политсовете при губернаторе... И план наметили, по какому пути пойдут районы. Какие-то территории будут преобразованы в округ, какие-то создадут объединённую администрацию.

На первый взгляд, всё хорошо и гладко. Но! В реальности всё разбивается об амбиции отдельных местных чиновников, теряющих свой статус со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому лично у меня возник вопрос: а нужна ли краю муниципальная реформа? Судя по количеству заказных материалов в прессе, направленных против краевой линии, однозначно — нет. Потому что сейчас это ещё одна тема для раздрая в муниципалитетах.

Возьмём, к примеру, Добрянку. За семь лет эта территория «пережила» 10 избирательных кампаний различного уровня. И теперь «погружается» в следующую.

Может, краю стоит в ведении информационной кампании, в проявлении политической воли взять больше ответственности на себя и не превращать проводимые преобразования в войну компроматов и агитаторов?

«Грабли» аналитические. Конечно, перед проведением преобразований необходимо скомплектовать специальный информационный паспорт. Там и данные социологических исследований, и правовая база с практикой в других регионах, и примерные финансовые расчёты эффекта, и, главное, социальный эффект от преобразования. Это территории делают самостоятельно. Кто в лес, кто по дрова. Возможно ли подготовить такие паспорта преобразований для каждого случая централизованно? Почему бы и нет.

«Грабли» политические. Практически в каждом районе находятся те, чьи амбиции оказываются ущемлены. Соответственно, они и начинают втягивать население в не всегда чистоплотные информационные кампании. Поэтому на первый план выходят...

«Грабли» просветительские. Дилемма: несколько лет назад нас убеждали в плюсах реформы Козака, а теперь приходится работать над ошибками. Поэтому важно не допустить развязывания откровенно заказной информационной кампании в СМИ. Есть стратегическая линия преобразований, на разъяснении всех плюсов и минусов и надо делать упор. А то получается, что даже депутаты местных представительных органов не всегда владеют полной информацией. Что уж говорить о простых избирателях, которые искренне верят, что их населённый пункт, а вовсе не администрацию, «хотят упразднить».

Снова — про политические «грабли». Конечно, нужен специальный план действий по работе с «проигравшими» чиновниками. Они, как правило, источник постоянного негатива и конфликтов. А на уровне некоторых муниципальных образований конфликт часто приводит к плачевным для территории последствиям.

Это я попыталась вкратце обозначить подводные камни реформ прошлой недели.

Главный вопрос один: кому всё-таки это на самом деле надо? Пока впечатление, что есть желание поддержать материально политконсультантов. Но о том, к чему это приводит, я уже напоминала.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться