Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Ученье — сила... даже если на дворе 1785 год

Из истории образования в Прикамье

Поделиться

Школьные годы чудесные, даже если на дворе 1785 год, а учеником ты стал совсем не потому, что хотел учиться. «Многие родители отдавали детей в школу не для образования, а для того, чтобы сбыть со своих хлебов или удалить из семейства, где они, по малолетству, оказывались бесполезными для домашнего обихода или служили помехой в занятиях семейных», — написано в брошюре 1909 года издания о Пермской градской народной школе, первые два ученика которой приступили к занятиям 1 марта 1784 года.

история образования

  Государственный архив Пермского края

По состоянию на 1785 год их было уже 29, и единственный педагог Семён Иванович Филимонов, назначенный из богословов Вятской духовной семинарии, учил их в основном читать. Школа проходила по ведомству общественного призрения. «В делах приказа сохранились просьбы учителя об уплате жалованья, которое не всегда приказ в срок выплачивал ему; эти просьбы преисполнены жалоб на бедность, на неимение средств быть сытым и одетым», — бесстрастно зафиксировал документ более чем вековой давности обстоятельства жизни педагога, который обучал детей 235 лет назад в Перми.

Однако эта школа не была в городе первой. Государственное образование в регион приходило вместе с заводами. Основателем и того, и другого был Василий Татищев — это с его подачи при каждом заводском селении создавались «избы для школ».

По данным историка ­Михаила Неча­ева, первая горнозаводская ­школа на территории современного Пермского края была открыта в Кунгуре в 1721 году, вторая — в Соликамске в 1723 году. На Егошихинском заводе подобная школа была открыта только во время второго пребывания Татищева на Урале, то есть в 1735 году.

история образования

Загородная экскурсия учеников Кирилло-Мефодиевского училища
  Государственный архив Пермского края

До этого же дети учились грамоте и арифметике у местного священника или у старца — наставника старообрядцев. Да, именно церковь многие десятилетия была ключевым персонажем в сфере местного образования.

Открытие Пермской духовной семинарии в 1800 году не только упрочило в регионе позиции православной церкви, но и вывело местное образование на новый уровень. «Итак, где за 17 пред сим лет был дикий лес, там уже преподаются науки; там читают Омира и Демосфена, Вергилия и Цицерона», — писали современники.

Качество преподавания в Пермской семинарии было таким, что выпускники могли работать не только священнослужителями. Имена выдающихся выпускников — писателей Павла Бажова и Дмитрия Мамина-Сибиряка, а также изобретателя Александра Попова — известны всем, но кроме них сотни, тысячи людей состоялись благодаря семинарии на светском поприще как инженеры, педагоги, менеджеры и т. д.

история образования

А. В. Луначарский среди членов клуба «Муравейник», 1923 год
  Государственный архив Пермского края

Другим важным очагом образования Перми была Пермская гимназия, каждые 20—30 лет меняющая своё название. Её самый знаменитый выпускник — импресарио Сергей Дягилев.

Примечательно, что свою историю гимназия прочерчивала от той самой Пермской градской школы 1784 года, которая спустя несколько лет была реорганизована в народное училище.

история-образования

Учителя и учащиеся школы №11, 1954 год

Любопытно и то, что пермская физико-математическая школа №9 имени Пушкина имеет доказательства того, что свою историю ей следует вести от этой гимназии с промежуточной «станцией» на школу III Интернационала в «Муравейнике».

Преемственность пермского образования, конечно, относительная. Названия школ, предметы и методы образования менялись, как и портреты в кабинете директоров учебных заведений, но неизменным оставался тренд на повышение уровня и специализацию, а также на охват. Сейчас сложно представить, каким огромным шагом было введение всеобщего начального образования, с каким восторгом оно было принято прогрессивной общественностью.

история образования

Школа в Кишерти. Занятия в хоре, 1954 год
  Государственный архив Пермского края

Сборник документов «Образование в Пермской губернии XIX — начала XX века», подготовленный Государственным архивом Пермского края, рисует яркие картины того времени.

«Не подействует ли обязательное обучение вредно на учеников, так как они насильно будут ходить в школу, и такое насилие не отнимет ли у детей интерес к учению и не заставит ли их относиться к школе неприязненно?» — беспокоились пермяки ещё в 1877 году. В то же время существовали и такие документы: «Родители, которые будут умышленно задерживать детей своих дома и не отпускать их в училище, должны быть подвергаемы денежному штрафу без суда».

Огромную роль в развитии пермского образования сыграли земства. Дело не только в том, что они строили и содержали школы. В ГАПК хранится множество прошений о валенках и пальто для учеников — их писали учителя: «За неимением тёплой обуви ученики эти часто пропускают уроки, с наступлением же зимы вынуждены будут вовсе бросить учение».

история образования

Учительница А. Г. Кузовникова и пионеры школы №1 в Мотовилихе, 1929 год
  Государственный архив Пермского края

Девочки Перми получили возможность учиться позднее, чем мальчики, на полвека. Первое «девичье училище» — начальная школа при воспитательном доме — открылось только в 1824 году. Позднее появились платные частные пансионы для «благородных и купеческих девиц».

В 1871 году в Перми появилась семиклассная женская гимназия, которая с постройкой в 1887 году собственного здания на углу Петропавловской и Обвинской стала играть заметную роль в общественной жизни города. Актовый зал женской гимназии был самым большим в Перми помещением. Именно здесь в 1916 году прошёл банкет по случаю открытия Пермского отделения Петроградского университета, который вывел образование Пермской губернии, да и сам регион, на совсем другую орбиту.

Vivat academia, vivant professores! Но дорогу им проложили в том числе школьники в валенках и учителя церковно-приходских школ.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться