Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Кандидаты на щитах

Избирательная кампания по довыборам в Пермскую городскую думу в самом разгаре.

Поделиться

Штабы кандидатов работают на полную мощность, а районы Перми заполняются всё большим числом рекламных щитов и листовок с изображениями претендентов на думские мандаты.

Однако политконсультанты сходятся во мнении, что качественных агитационных материалов в ходе нынешней избирательной кампании почти нет. Во многом это объясняется тем, что она не является масштабной, а PR-специалисты работают по шаблонам.

«Информационный мусор и зря потраченные деньги»

Раньше всех в округе №11 (Индустриальный район Перми) к предстоящим довыборам в Пермскую городскую думу начал готовиться экс-депутат краевого Законодательного собрания Илья Неустроев. Его рекламные щиты с поздравлениями появились на улицах в Индустриальном районе ещё к 1 сентября, а затем и к Новому году. Политконсультанты, опрошенные «Новым компаньоном», достаточно высоко оценили оригинальность и качество этих работ. Чуть хуже дела обстоят сейчас.

В настоящее время, по словам Неустроева, в округе размещено восемь щитов со слоганами: «Моя партия — жители района!» и «Настало время героев!»

«Других рекламных материалов я не использую — не хочу засорять район. Упор делается на личные встречи с избирателями. Для каждого дворика — свои локальные темы», — поясняет Неустроев.

Примечательно, что на фоне остальных работ политконсультанты называют рекламные щиты Неустроева более или менее удачными.

«У Неустроева сделано неплохо: много воздуха, все чётко видно. Но какая-то военная тематика — стрелки, сжатый кулак… Содержание спорное», — отмечает политконсультант из Екатеринбурга Алексей Чусовитин.

По мнению директора Центра избирательных технологий Людмилы Ознобишиной, Илье Неустроеву удалось создать образ «своего парня».

Людмила Ознобишина, директор Центра избирательных технологий:

— Неустроев — практически единственный кандидат из всех, которому на пользу тёмный костюм. Такой официоз придаёт боевой настрой и дополняет образ «парня из Балатово». Слоган тоже подчёркивает надпартийную, народную принадлежность. Смущает только не совсем уверенный, нежёсткий взгляд на фотографии и «революционный» шрифт. В сочетании со стрелками в стилизации на военные действия — это перебор.

С рекламными щитами Ильи Неус­троева перекликаются агитационные материалы его дочери Марии Неустроевой, которая выдвинулась от партии «Альянс зелёных». Они похожи не только визуально, но и обыгрываются содержательно — Мария Неустроева использует слоган «За Балатово, за наших, за отцов!»

«Крупно выделено имя — Мария. У меня это почему-то вызывает ассоциации с Марией Гайдар, что не очень хорошо. Фотография ужасная. Эта игра Неустроеву в минус. Какой-то семейный подряд, но это не принесёт ему дополнительных голосов. У Неустроева вообще сложная ситуация, потому что он — политик прошлого», — говорит Алексей Чусовитин.

Людмила Ознобишина, напротив, отмечает, что Мария Неустроева использует удачную рекламную фотографию: «Фамилия намеренно скрыта, чтоб не привлечь голоса избирателей. Вопросов два. К «Альянсу зелёных»: а где здесь, собственно, партия? И вопрос к юристам. Какой? Юристы поймут».

Главный конкурент Неустроева, заместитель генерального директора ОАО «Трест №7» Сергей Захаров своим агитационным материалам уделяет большее внимание. Основной слоган его рекламных щитов — «Сила традиций!»

Пикантности избирательной кампании добавили «чёрные» листовки с искажённой фотографией Захарова, в которых от имени кандидата говорится, что он идёт в гордуму «пилить бюджет», «признаётся», что за ним стоят олигархи, что он «всех избирателей подкупит, напоит чаем и водкой» и что его «выгнали из лётчиков за пьянку». Однако сейчас их уже сложно найти в округе.

«Чувствуется, что у Захарова хороший дизайнер, но содержание никуда не годится. «Чёрные» листовки для самопиара, чтобы повысить узнаваемость, — полная бредятина, потому что протестная тематика — это бред. На узнаваемость так не работают. Это информационный мусор и зря потраченные деньги», — считает Чусовитин.

Людмила Ознобишина:

— Тёмными зимними вечерами, на тёмном-тёмном фоне, в чёрном костюме избиратели видят кого? Кандидата Сергея Захарова. И судя по взмывающим вверх ракетам и тёмному космическому фону, этот кандидат кто? Лётчик-космонавт. На самом деле Сергей Захаров — один из руководителей «Треста № 7», предприятия, которое «отстроило полрайона». Но кому это интересно?

Вывод: баннеры выполнены некреативно, без учёта специфики наружной рекламы и особенностей избирательного округа. Да и кандидата жаль. Открытое лицо, добрый взгляд — его сильные стороны остались закрытыми в «никакой пиджачный футляр».

«Какие могут быть перспективы у Мотовилихи?»

В округе №22 (Мотовилихинский район Перми) создаётся ощущение, что кроме генерального директора выставочного центра «Пермская ярмарка», экс-депутата краевого парламента Сергея Климова никто свою кандидатуру на довыборы не выдвинул. Несмотря на то что его штаб ведёт не очень активную агитационную кампанию, других кандидатов здесь совсем не видно.

Директор Евроазиатской сервисной компании Сергей Смирнов, реклама которого присутствовала в округе, свернул свою кампанию в связи с отказом в регистрации, несмотря на то что оспаривает это решение в суде.

По словам политолога Олега Подвинцева, работающего на штаб Климова, всего в округе размещено шесть-семь рекламных щитов. Основные слоганы кандидата: «Мотовилихе — новые перс­пективы!», «Надёжный выбор!» и «Ему можно доверять!»

«Их уже три раза портили вандалы: закрашивали, стреляли шариками для пейнтбола. На заборах появлялись надписи «Климов — вор!» и так далее. Заявления по этому поводу в полицию написаны. Какие-то силы, у которых имеется большой опыт работы (аналогичная ситуация была, когда в Мотовилихе выдвигался Константин Окунев), вновь себя проявили», — говорит Подвинцев.

Помимо рекламных щитов штаб Климова использует информационные бюллетени, листовки и буклеты. По словам Подвинцева, была опубликована программа кандидата, которая состоит из восьми блоков.

«Если говорить об образе кандидата, то упор делается на опыт и возможности. Есть опыт депутатской работы, есть связи. Климов тесно связан с Мотовилихой — он больше 10 лет там работает и живёт», — отмечает Подвинцев.

По мнению опрошенных «Новым компаньоном» политконсультантов, у Климова — одна из самых неудачных рекламных кампаний.

«У Климова — полная ерунда. Какие могут быть перспективы у Мотовилихи? Ужасное фото! Видно только, что очень хорошо питается человек», — замечает Алексей Чусовитин.

Людмила Ознобишина:

— Большое количество баннеров Климова объединяет одно — крайне неудачные фотографии, слоганы на любой вкус и цвет (обычно это означает отсутствие идеологии в кампании). Это представление о кулинарном ремесле. Надо: триколор, фото кандидата, слоган. Смешиваем. Что получаем? Теперь другой слоган и другое фото. Смешали…

Не экономьте на идеях, на фотосессии, на дизайнере! Помните, вас будет видеть весь город.

«Вы верите? Я — нет»

В округе №34 (Свердловский район Перми) отчётливо видно противостояние президента Федерации мастеров дзюдо Пермского края Алексея Оборина и исполнительного директора ООО «Металлоком» Алексея Керова. Штаб последнего серьёзно активизировался в последние недели. У Керова в округе размещено порядка 10 рекламных щитов с одним слоганом: «Наведём порядок в ЖКХ», а также используются рекламные листовки.

керов.jpg

«Я отношусь к числу тех политконсультантов, которые считают, что слоган должен быть один. Вы представляете, что будет, если у 10 кандидатов, которые выдвинулись, будет по 10 слоганов?» — задаёт риторический вопрос политконсультант Александр Пахолков, представляющий интересы Керова.

По словам Пахолкова, штаб кандидата исходит из того, что депутат, которого избрали в этом округе, ушёл со своего поста, а проблемы остались — ЖКХ, транспорт и т. д. «Больше стараемся проводить встреч с избирателями», — отмечает Пахолков.

По мнению Алексея Чусовитина, Керов «пошёл в правильную сторону», используя тему ЖКХ, при этом политтехнолог обращает внимание на плохое исполнение задумки.

«Наведём порядок в ЖКХ» — это уже клише, штамп. Это уже было, избирателю уже это обещали и не сделали, поэтому он не будет в это верить. Если браться за эту тему, то надо придумывать что-то новое», — считает Чусовитин.

Конкурент Керова Алексей Оборин начал свою избирательную кампанию раньше и вел её достаточно активно. На его рекламных щитах используются два слогана: «Крохалева — мой родной район!» и «Поможем и защитим!»

Людмила Ознобишина:

— У Алексея Оборина тот случай, когда хорошая фотография может компенсировать все недостатки макета. И слишком тёмный фон, и шрифты, и некую шаблонность. У меня только одно опасение: щиты висят достаточно давно, к ним могут привыкнуть и перестать обращать внимание. Поэтому под выборы их можно обновить, чтоб не вызывать привыкание.

Кроме того, почти на каждом доме в округе висят рекламные листовки Оборина. Рядом с ними можно обнаружить листовки ещё одного кандидата в этом округе, коммуниста Сергея Андреянова, который также делает акцент на принадлежности к району. Его слоган — «Крохалевка по-новому!»

В этом же духе и слоган депутата от «Партии пенсионеров за справедливость» Александра Куликова — «За комфортный район!»

Людмила Ознобишина:

— «Куда Серёга подевал очки?» Именно так я бы назвала кампанию кандидата Керова, который выглядит точь в точь как двоюродный брат Сергея Андреянова (только без очков). Поэтому скажу сразу про них двоих.

Агитаторы товарища Андреянова уже на протяжении долгого времени загаживают микрорайон, который является родным для Алексея Оборина, и который хочет сделать комфортным Александр Куликов. В связи с этим у меня предложение — заставьте Андреянова хоть раз после своей кампании очистить фасады! Может, он начнёт вести выборы более цивилизованно. И набирать больше голосов избирателей.

Если говорить о Керове, то считаю, что кандидат серьёзно ошибся и с образом (Андреянов №2), и с округом. Будьте проще, и люди к вам потянутся. Ну как такой менеджер из офиса сможет навести порядок в ЖКХ? Вы верите? Я — нет. Ну и слоган про порядок в ЖКХ, видимо, по частоте использования станет скоро как «путинский призыв № 2».

«Чудовищная халтура»

Если говорить об избирательной кампании в целом, то, по мнению Алексея Чусовитина, залог победы на этих довыборах — мобилизация электората.

«Явка будет очень низкая, хорошо, если 16%, потому что выборы сами по себе незначительные. Нет ощущения, что в городе идёт избирательная кампания. Для большинства эти выборы что-то случайное, «аппендикс», — считает эксперт.

По словам Чусовитина, на рекламных щитах надо акцентировать внимание на дате голосования и указывать, что выборы идут в Пермскую городскую думу.

«Но этого никто не делает! Такое чувство, что кандидаты уверены, что у них есть своё ядро, люди, которые 100%-но придут за них голосовать. Они не вбивают в сознание избирателей, что надо прийти на выборы. А это принципиально на этих выборах», — предупреждает Чусовитин.

Содержательная часть рекламных щитов политконсультанта из Екатеринбурга также не впечатлила. По его словам, все используют «старые языки»: «Идёт привязка к району, когда все пытаются сказать, что они здесь «свои». Но этот сигнал будет стираться, потому что все говорят, что они «свои». Или второй язык — это погружение в проблемы. Например, ЖКХ».

По мнению политтехнолога, необходимо использовать уже сложившиеся политические бренды.

«Например, Мотовилиха — это Окунев. Надо сказать, что «я и Окунев — это одно и то же». Или «я и Басаргин». Нужно спрятаться за хороший бренд, потому что свою узнаваемость и рейтинг кандидаты не успеют набрать за период кампании. Уже есть готовые избирательные ядра, и это надо учитывать», — советует эксперт.

Алексей Чусовитин также отмечает, что низкий уровень агитационных материалов связан с тем, что в кампании не принимают участие серьёзные специалисты: «Серьёзные команды на муниципальные довыборы не пойдут».

Дизайнер Оксана Никифорова обращает внимание, что за 20 лет подходы к созданию рекламных щитов кандидатов не изменились. «Только 20 лет назад всё было в новинку, а сейчас, скорее всего, просто делают по отработанным «картинкам», — уточняет она.

Оксана Никифорова:

— За много лет команды кандидатов так и не научились делать профессиональные фотосессии — все эти головы «непрофессоров» ужасны! Даже если и нет хорошей фотосессии, то лишние подбородки и складки можно убрать. И цвет лица сделать поздоровее, а не такой, как получился у Сергея Захарова.

В целом, вроде бы щиты разные, но настолько однообразны, что все смотрятся как близнецы-братья. Нет эмоций.

Выбор места расположения щита и его содержание тоже надо учитывать, а то «Сила традиций» рядом с вывеской «Шиномонтаж» даёт своеобразный эффект. Зачастую дизайнер не получает полной информации о «продукте», а возможно, её просто нет, и из-за этого вся команда работает по шаблону.

По словам компетентного пермского пиарщика, пожелавшего остаться неназ­ванным, агитационные материалы всех кандидатов представляют из себя «чудовищную халтуру».

«Это чудовищно с точки зрения дизайна. Это чудовищно с точки зрения фотографий. Чудовищно с точки зрения качества. Фотограф Климова — это просто его враг. А кто рисовал флаг для щита Захарова? Что это? У всех — нечитаемые шрифты. Видно, что брали удачные образцы из старых кампаний и неудачно их адаптировали. Полное равноправие — все кандидаты представлены полными идиотами», — полагает собеседник «Нового компаньона».

По его словам, это может быть связано либо с тем, что у кандидатов недостаточно средств на качественную рекламу, либо они опираются только на своё мнение и мнение штаба, а не на мнение профессионалов.

Примерно в тех же выражениях эксперт высказался и о слоганах кандидатов. По его мнению, все они являются нейтральными, конкретный посыл сформирован только у Керова, который «неудачно использует тему ЖКХ».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться