Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Музыка для потомков

В Чайковском завершилась работа Девятой Международной академии молодых композиторов

Поделиться

«Второго города с такой инфраструктурой нам не найти, — убеждённо говорит Виктория Коршунова, директор Международной академии молодых композиторов в Чайковском. — Во всяком случае, в Российской Федерации — точно нет». Виднейший музыкальный менеджер, директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) имеет в виду концентрацию учреждений культуры на площади Искусств в Чайковском: здесь Детская школа искусств находится рядом с арт-центром «Шкатулка композиторов», а напротив — музыкальный колледж. Санаторий «Камские зори» — база IX Международной академии молодых композиторов — тоже рядом. Идеальное расположение, чтобы работать интенсивно, не тратя время на перемещения, а композиторская академия в Чайковском как раз и есть воркшоп-интенсив.

Академия молодых композиторов

  Чайковский центр развития культуры

Проекта, подобного тому, что уже девять лет осуществляется в самом южном городе Пермского края, в России больше нет. В мире — есть: из уст руководителей и участников академии часто можно слышать слово «Дармштадт» — в этом немецком городе проходит подобная академия, одна из самых успешных в Европе. Интересно, что Дармштадт, как и Чайковский, — небольшой город, и это важно: студенты и профессора со всего мира приезжают сюда не на достопримечательности любоваться, а работать и общаться. Общение — важнейший фактор образовательного процесса.

Когда Виктория Коршунова и композитор Дмитрий Курляндский, ставший арт-директором академии, сговорились организовать композиторский воркшоп в России, они искали как раз такой «интенсивный» небольшой город. Московский ансамбль современной музыки уже выступал в Чайковском, и Виктория Коршунова знала, что музыка здесь является одним из градообразующих факторов. Название города очень повлияло на его облик и менталитет его жителей, и неудивительно: ведь это единственный в мире город, названный в честь композитора.

Парадокс заключается в том, что Пётр Ильич Чайковский никогда в Чайковском не бывал по той простой причине, что в его годы этого города попросту не существовало; однако, находясь в городе, об этом ни за что не догадаться. «Чайковский — город композиторов!» — гордо возвещает уличная социальная реклама. Портретные изображения Петра Ильича насчитываются на улицах города десятками. На площади Искусств их как минимум три: бронзовый Чайковский стоит в центре площади на пьедестале, а на стенах музыкального училища и школы искусств красуются его портреты. Около арт-центра «Шкатулка композиторов» расположился трогательный арт-объект в виде бумажного кораблика с именем Чайковского. Даже граффитисты здесь постоянно изображают «патрона» родного города.

В этом городе уже ездит «Яндекс.Такси», продаётся кофе to go и японская еда, работает светомузыкальный фонтан; в то же время ещё не уничтожена уличная торговля дарами природы, не вырубаются деревья, а газоны не превращаются в автостоянки. Чайковский — тёплый, со всех сторон окружённый водой, теряющийся в сосновом бору — принял академию молодых композиторов удивительно радушно. Разговоры о ней и связанных с ней событиях можно услышать повсюду на улицах. Город живёт академией.

Между прочим, речь идёт вовсе не о развлекательном событии. Академия молодых композиторов — это очень продвинутый воркшоп, музыка, которая создаётся и звучит в её рамках, не предназначена для широкой публики. Для чего же она нужна?

Для будущего. Для того чтобы продвигать композиторское искусство, давать ему новые инструменты, новые изобразительные средства и возможности. Студенты, прошедшие эту школу, будут абсолютно свободны в мире звуков, их профессиональная палитра будет поистине неисчерпаема. Это школа любви к звукам, и её студенты и преподаватели — настоящие фанаты звуков.

Для них прекрасно всё, что звучит: кипение электрического чайника, шум реактивного самолёта, плеск волн. Всё это — музыка. Они отважно и бесшабашно соединяют электронику со старой плёночной звукозаписью, а традиционные концертные инструменты заставляют петь не своими голосами. Как пошутила музыковед Елена Черемных, один из специальных гостей академии, после такого занятия выходишь на улицу, слышишь звуки машин и думаешь: «А как записать это нотами?»

Академия работает две недели. Всю первую неделю идут занятия — по группам и индивидуальные. Студенты, стажёры и стипендиаты привезли свои сочинения и разбирают их с профессорами. Всю вторую неделю студенты сочиняют и готовят презентации, репетируют свои произведения с музыкантами из МАСМ, которые будут их исполнять на заключительном концерте. После обеда каждый день — лекции для свободного посещения, а вечером — концерты.

Тематика лекций максимально широка. На них рассказывают о фестивалях, музыкально-издательских проектах и проектах в сфере современного искусства — не обязательно музыки. Есть и более специальные лекции — о приёмах современной музыки, например. По лекции прочитал каждый из профессоров, обильно иллюстрируя свои положения собственными сочинениями.

Сочинения профессоров можно было послушать и на одном из вечерних концертов в зале Детской школы искусств. Эх, Перми бы такой камерный зал — отличная акустика, отличный обзор! На бесплатные концерты охотно собирались жители города. Правда, не все досиживали до конца: музыка Брина Харрисона, Бернара Каванна, Мартина Шюттера, Дэцин Вэня, Дмитрия Курляндского, Александра Хубеева и Николая Хруста — это настоящее испытание слушателя на толерантность и любопытство. Если любопытство есть, слушать эту музыку интересно.

Были и совсем другие концерты. Академия так интегрировалась в жизнь Чайковского и Чайковского района, что возникло множество взаимно интересных видов деятельности. В программе академии — концерты классической музыки, факультет повышения квалификации для педагогов городских музыкальных школ и училища, а также занятия с талантливыми детьми, результатом которых стал концерт «Вместе! Киндер-сюрприз». Виктория Коршунова называет его самым любимым событием академии. Молодые и совсем юные музыканты из Чайковского вместе с профессионалами из МАСМ, а в этом году — ещё и с ансамблем Rehead из Академии им. Гнесиных исполняют детские сочинения композиторов разных веков — от Моцарта до Курляндского.

Нынче МАСМ играл не только в Чайковском, но и в посёлке Марковском, на открытии Многофункционального культурного центра. Начали, понятное дело, с музыки Чайковского, а потом доказали на примере сочинений Эдисона Денисова и Павла Карманова, что современная музыка может быть очень, очень человечной.

Заключительный концерт затянулся на три часа: студенты предъявляли публике свои творения и получали дипломы, а Виктория Коршунова ставила напротив каждого номера плюсики и минусы — отмечала, чью музыку можно будет включить в репертуар МАСМ. Практически все кандидатуры по крайней мере обсуждались.

Сказать, что академия шла по расписанию, было бы в корне неправильно. Она шла круглосуточно и в очень большой степени стихийно. Главным в её содержании было всё, что подходит под определение «неформальное»: неформальное общение, неформальные концерты-сейшены с пародиями на музыку Чайковского и шумовыми оркестрами, прогулки по набережной, костры с шашлыками… Ведь собрались здесь люди одной крови, одного склада мыслей, обладатели общих ценностей.

Традиционный концерт из произведений студентов и профессоров по случаю окончания академии прошёл в Московской филармонии. Почему не в Перми? Это хороший вопрос. Как-то так получилось, что среди учредителей академии — российские структуры и администрация Чайковского. Минуя, так сказать, краевой уровень. Может быть, через год, во время работы десятой, юбилейной академии, найдётся краевая структура, которая станет партнёром МАСМ для организации пермского концерта?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться